Найти тему
В ожидании склероза

90-ые - 2000ые. Как мы искали работу и что находили. Часть первая

Работа. На ней мы проводим большую часть своей жизни. Она бывает разная. Но сначала надо ее найти.

Сейчас всё просто. Есть сайты по поиску работы. А можно зайти на сайт близ лежащей организации, там раздел вакансии. Можно почитать отзывы. В 90-ые начало 2000-х инета не было. Работу искали по объявлениям на столбах и заборах, по знакомым.

Моя первая работа была фрезеровщиком в небольшой организации. Попал я туда по знакомству. Это было ещё в советское время. После школы я поступал в военное училище, но завалил экзамен, на котором задают один вопрос: "Кем работают ваши родители?". И если в ответе нет военных специальностей, то даже с золотой медалью можно пролететь.

Но я попал на вечерний факультет ЛМИ. Обещали, по знакомству опять-таки перевести в дальнейшем на дневное отделение. В то время чтобы взяли учиться на вечёрку, надо было где-то работать. Вот так я и стал фрезеровщиком четвертого разряда.

На дневное не перевели, а с вечернего забирали в армию. Так я и отслужил два года.

Как я уже писал, после возвращения из армии, страны уже не было, взяли меня по знакомству в магазин "Былина". В котором я встретил свою будущую жену, а потом вылетел с работы, когда у нас украли всю выручку.

Вот как меняются времена и нравы. В конце 90-х попасть на работу в магазин - это было пределом мечтаний. А если удалось втиснуться в маркеты "Аякс" или "Вавилон", а уж тем более в "Макдональдс", то всё. Жизнь удалась. Все телочки твои. Оно и понятно. Это были почти единственные места, где платили зарплату без задержек. А если и задержали бы, то голодным не останешься.

А сейчас? Берут всех, лишь бы мог хоть как-то передвигаться.

Потом появились газеты объявлений "Реклама шанс" и "Из рук в руки". Выходили они в понедельник и четверг. В каждом выпуске было два бланка объявления. Заполняешь. А далее либо кидаешь в специальный ящик, либо отвозишь в Лениздат. Количество печатных знаков было ограничено. Так что лаконичность была очень востребована.

Можно было и по телефону подать объявление. Но это было дороже.

Тут главное было попасть в номер понедельника. В четверг мало кто покупал газету и поэтому звонков почти не было.

В этой же газете и работодатели давали свои объявления.

Телефоны были стационарные. То есть его нельзя было положить в карман и идти гулять, не боясь пропустить звонок. Хотя нет. Положить можно было. Но без телефонного провода - это был набор пластиковых запчастей.

У меня тогда был телефон с автоответчиком. Но почему-то он наводил ужас на звонивших и 99% бросали трубку.

Чего только не предлагали. Один был особенно отмороженный. С мерзким шепелявым голосом. Всё время звонил и предлагал работу. Но главное условие-это отсутствие желания работать. К счастью, был телефон с автоматическим определителем номера и его удавалось иногда заблокировать.

Поэтому когда мне позвонил молодой человек и первым вопросом было: "какой у вас размер?", я даже не удивился. Выяснилось, что он спрашивает про размер одежды. Вот так я и попал на работу заведующим художественно-постановочной частью Государственного симфонического оркестра СПб (бывший оркестр Аркадия Райкина).

Название должности громкое. Но обязанности были таскать инструменты, кофры с одеждой, нотами, расставлять стулья и пюпитры перед концертами и репетициями.

"- Вы умеете ездить зайцем? - спросил Остап Воробьянинова. - Я попробую, - робко сказал Ипполит Матвеевич. - Чёрт с вами! Лучше уж не пробуйте! Прощаю вам ещё раз. Так и быть - зайцем поеду я. И. А. Ильф, Е. П. Петров - 12 стульев."

Работая в оркестре, я научился ездить зайцем. Денег не хватало на билет. Я знал всех контроллеров, а они знали меня. Плюс быстро научился проходить бесплатно в метро. Особенно на "Василеостровской". Там всегда много народа и турник не успевал оставить вас без выпирающих органов.

График? Его не было. Все концерты вечером, но это не значило, что в девять утра не надо было приезжать на базу. Заказ афиш, приколотить, просверлить, сбегать купить, найти, вымолить и т.д. и т.п. 31 декабря концерт начинался в 20.00. После окончания надо было всё собрать, погрузить в машину, отвезти на базу и там разгрузить.

Особый ад - это был " Пасхальный фестиваль". Во время его домой ехать смысла не было. Потому что через пару часов надо было снова ехать на работу.Утром грузимся на базе, выгружаемся в Русском музее, пока они там лабают, едем в Большой зал филармонии. Расставляем оркестр Плетнева. Забираем колокола и звонницу. Отвозим. Устанавливаем. Возвращаемся в Русский музей. Грузим. Отвозим. Расставляем в Эрмитажном театре. Едем в типографию. Ругаемся. Угрожаем. Ползаем на коленях. Наконец-то получаем под честное слово афиши (денег у оркестра почти не было). Едем в Казанский собор. Расставляем стулья. Вывозим из Эрмитажного. Собираем стулья. Возвращаемся на базу. Выгружаем. Смотрим на часы. 2 часа ночи. Совещание. В семь утра встречаем митрополита Ладожского. Грузим. Везём. Выгружаем. В типографии целуем ноги. Клеим. Ставим......и так две недели. Каждый день. Зато после этого я два дня наблюдал грустные лица контроллеров. Ибо билет у меня был. Но только два дня.

Гастроли? Были конечно. Два раза. Первый раз в Великом Новгороде. Фестиваль "Георгия Свиридова". Мороз стоял жуткий. Выгрузились. Расставились. Музыканты грянули. Закончили. Погрузились. Грузовик не завелся. Три часа на морозе. Оказалось клемма соскочила с аккумулятора. Я хоть и был работником культуры, но "Парламентарные выражения богато перемежал нецензурными словами, которым отдавал предпочтение." И. А. Ильф, Е. П. Петров - 12 стульев.

Вторая гастроль была перед юбилеем академика Дмитрия Лихачёва. Ему захотелось подарить всем книгу из серии ЖЗЛ о себе. Книга 70-х годов. Надо двести штук. И отправились мы "до городу Парижу", нет, в Москву. То есть пришел я на работу, а в два часа дня мне говорят надо в Москву. Бери водителя, директорский ВАЗ 21043 и вперёд. Это сейчас по инету, нашел, заказал, СДЭК привез. А тогда всё сам. По всем книжным магазинам.

Лето было самым желанным временем. Мы играли на балетах в Эрмитажном театре и за это получали неприлично для нас много.

Но зато  общался с интересными  людьми. Дмитрий Лихачёв. Я даже был у него в гостях, когда подарки ему привозили. Митрополит Ладожский. Митрополит Московский. Дирижёр Андрей Аниханов. Мария и Георгий Романовы (типа наследники нашего престола). Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. Мэр Анатолий Собчак (с ним не общался, но часто видел на концертах и на фуршете в Ротонде Мариинского дворца).

А места какие? Большой зал филармонии, Эрмитажный театр, Мариинка, Капелла, Казанский собор, Дворец Белосельских-Белозерских, Юсуповский дворец, Меньшиковский дворец, Городская психиатрическая больница № 3 имени И.И. Скворцова-Степанова (нет, я там не лечился, мы там концерт давали).

Нас проклинали фанаты Киркорова и Пугачевой, когда мы своими афишами заклеивали их афиши. Нас пытались прессовать охранники (причем прессовали реально, как и положено бандюганам с распальцовкой и соответствующим сленгом, но в одеянии священно служителей) священника в Казанском соборе, когда мы, находясь на половине музея, ждали пока он закончит службу. Обычно он за пять минут управлялся, а тут приехала проверка из Москвы и он отслужил по полной 1,5 часа.

У директора типографии начинался нервный тик при виде нас.

Мы разбивали контрабасы. Причем один из них был ещё с царским гербом. Ломали ножки у арфы. Чуть не скинули в зал фортепиано. Это случилось в Большом зале филармонии. Там надо было в середине концерта его выкатить. Оно стояло сбоку от сцены. С места мы его сдёрнули, но администратор филармонии весил намного меньше этого инструмента. Я толкал сзади, а он тянул спереди. В этом и была ошибка. Фортепиано набрав скорость, просто не заметило его потуги затормозить этот процесс. К счастью балласт в виде меня сзади смог уберечь зрителей от травм.

Про летающую Жизель в Эрмитажном я уже писал.

Вспоминать, конечно, забавно. Но работа была адская и очень скудно оплачиваемая. Но зато там я научился красиво писать служебные, докладные и объяснительные. А фразы нашего директора "это всё хорошо, но кто будет платить?", " Андрей, ну почему вы ещё не бьётесь в падучей? Времени то мало", "опять звонила ваша супруга и опять в грубой форме" и т.д. остались со мной навсегда.

Конечно долго я там не проработал.

Продолжение следует .....