В ноябре в ГУМе проходит выставка «145 лет рекламе. Культурное наследие», где собраны редкие экземпляры отечественных рекламных иллюстраций XIX–XX веков. По просьбе «Сноба» креативный директор экспозиции Галина Дударь отобрала восемь самых интересных работ.
Интересная композиция, персонажи с выразительными лицами, лозунги. Это плакат создан известным художником и книжным графиком Александрой Соборовой. Кстати, в 20-е годы ХХ века она много работала над росписью специальных агитпоездов.
«Календарь Москвички» — это очень интересный рекламный ход, который связал творчество художника Владимира Россинского и «Брокар» на долгие годы. На календаре — 12 месяцев и 12 видов продукции бренда. Владимир Россинский тут выступил не только как художник, но и как копирайтер — автор рекламных текстов и маленьких стихов. Вот, например, как на открытке звучит сентябрь: «Сентябрь. Москва. Картина та ж, // Покинут Юг чудесно-тихий, // Опять в мечтах ― “Брокаръ”, Пассаж, // Покупки и счета портнихи».
Если бы на этой картине не упоминался бренд, мы назвали бы ее произведением искусства. А так — с упоминанием «РАБИС» (Союз работников искусств. — Прим. ред.) — это пример прекрасного продвижения бренда.
Павел Соколов-Скаля — народный художник РСФСР, мастер исторической и батальной живописи. Особенность этого плаката заключается в его теме — мужество челюскинцев и летчиков-спасателей — и технике исполнения — коллаж. Изображено несколько эпизодов экспедиции Отто Шмидта и операции по спасению их команды. Хочется разглядывать каждую сцену отдельно.
Пример отличной работы копирайтера и художника — самый настоящий комикс XIX века: «…Нет не лень, неправда! // Знает целый свет: // Пьянство есть начало // Корень всяких бед…»
Плакат в плакате — прием сам по себе любопытный. Но еще интереснее, что герой этой работы не собирательный образ, а реальный человек — участник Великой Отечественной войны, снайпер Василий Голосов.
С точки зрения дизайна, визуальной запоминаемости и эстетического восприятия это шедевр рекламного плаката XIX века. Здесь все очень четко заявлено: и сам продукт, и название бренда, и даже территориальная принадлежность — герб Российской империи. Жаль, что нет информации об авторе.
Юрий Гагарин действительно воспринимался как народное достояние. Плакат Бернгарда Стариса вышел на следующий день после старта полета космонавта. Дизайн — классика стиля «соцреализм». Интересны черно-красно-бело-коричнево-голубая цветовая гамма, шрифт и образность.