Можно сказать, что «Портрет молодого человека» в Эрмитаже был всегда. В 1850 году преподаватель истории Павловского кадетского корпуса Юрий Львов предложил комиссии купить его в коллекцию Императорского музея. Комиссия картину купила. Сведений о том, где приобрел эту вещь Львов, в документах нет.
Небольшой портрет юноши в берете на синем фоне, написанный в конце XV века, характерен для своего времени. Необычен он для самого Перуджино, который в основном работал в монументальной форме и редко обращался к портретному жанру.
В 1867 году реставратор Александр Сидоров перевел картину с деревянной доски на холст. Но уже к тому времени ее состояние не было безупречным. В путеводителе по коллекции музея немецкий историк искусства Густав Фридрих Вааген писал: «Портрет молодого человека в черной одежде и берете. Изначально хорошая картина, но сильно пострадала».
Более полутора столетий картина серьезно не реставрировалась. На ее поверхности появились многочисленные царапины, загрязнения красочного слоя, лак помутнел и разложился, а поздние записи потеряли первоначальные тон и цвет. На темных участках практически исчезли детали, не стало видно проработки волос и складок одежды, некоторые тонировки на лице были выполнены грубо.
Как рассказывает реставратор Андрей Цветков, работа длилась примерно год. На каждом этапе проводились исследования. Раскрытие началось с утончения верхних слоев лака, ретуши. Восприятию картины мешал слой яичного белка, неизвестно для чего нанесенный. Чтобы его убрать, пришлось подбирать методику. Нужно было, не повредив картину, добраться до авторской живописи. Удалось выявить правки, сделанные Перуджино, детали проработки. Утраты живописи восполнены, картина покрыта реставрационным лаком. Теперь краски приближены к первоначальному колориту, появился контраст, яркость. Открылись детали одежды, прически, головного убора. Выявился глубокий синий цвет фона.
Теперь посетители музея смогут оценить мастерство и уникальную манеру Пьетро Перуджино. В том, что портрет написан этим художником, сомнений никогда не возникало. Интересны предположения, кого он изобразил. «Портрет молодого человека» сравнивают с прекрасно сохранившимся автопортретом художника, исполненным в технике фрески на стене палаццо приоров в Перудже. На нем художник уже в возрасте. Это дает возможность «поиграть» с версией, что в Эрмитаже — автопортрет молодого Перуджино. Картины объединяют положение модели в пространстве, развевающиеся из‑под шапочки волосы, прямой, немного укороченный нос, узкие губы, а также румянец.
— Этот небольшой портрет долгое время был в экспозиции, его видели, — говорит куратор выставки старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Зоя Купцова. — Но когда говорят о Перуджино в Эрмитаже, первое, что вспоминают, — «Святой Себастьян». У портрета был долгий период забвения. Когда у произведения есть интересная история, его чаще упоминают, оно выходит «на свет». Теперь, когда портрет вернется на экспозицию, о нем будут помнить.