На мой взгляд, это один из самых интересных видов настоящих гадюк, с точки зрения систематики и токсинологии, уж точно. В последнее время у западных коллекционеров появляется интерес к этой змее. Речь пойдет об израильской гадюке, или палестинской (кто вам больше импонирует).
Daboia palaestinae (Werner, 1938) распространена в Северной части Израиля, Ливане и немного в Сирии и Иордании.
В среднем достигает длины 70 - 90 см, хотя змеи длиной 1-1.3 м тоже не редки. В литературе встречаются упоминания о том, что максимальная длина израильской гадюки достигает 1,35 м. В действительности встречаются намного более крупные змеи, в Израиле известны поимки животных длиной более 1.70 м.
В 2015 году один израильтянин поймал у себя во дворе змею длиной 1,63 метра, а в Бернском зоопарке в 1980 году содержалась огромная гадюка длиной 1.80 м. Таким образом, израильская гадюка – одна из самых длинных настоящих гадюк, при том, что тело у нее несколько более массивное, чем даже у гюрзы. По окрасу она чем-то напоминает цепочную гадюку. То же самое можно сказать и про ее характер – у этой змеи чрезвычайно дурной нрав, ее очень легко спровоцировать на укус, часто без особого предупреждающего шипения. Более того, эту змею очень сильно привлекает человеческое жилище. Нередко удается ловить этих змей в горах строительного мусора, вытаскивать их из автомобильных двигателей и трансформаторных будок.
Ситуация с систематическим положением данного вида может быть исчерпывающе охарактеризована одним словом – неопределенная.
Впервые этот вид был описан как отдельный вид австрийским зоологом Францем Вернером в 1938 году как Vipera palaestinae (до этого ее считали то морфой оттоманской гадюки (Vipera xantina), то подвидом гюрзы (Boulenger, 1896). Потом ее стали считать подвидом оттоманской гадюки (Vipera xantina palaestinae, Mertens, 1952), потом определили как отдельный вид (Vipera palaestinae, Minton, 1972), потом вместе c гюрзами начали относить к дабойам (Daboia palaestinae), но в последствие гюрзы были определены в отдельный род Macrovipera sp. … в общем, складывается ощущение, что все называют эту змею по разному и никто не понимает, как правильно.
В разных статьях встречаются разные названия, если вы хотите найти что-нибудь существенное об этом виде в интернете, вам придется использовать как минимум три видовых названия. На мой взгляд, эта змея не похожа ни на випер, ни макровипер, ни на монтивипер, ни на дабой и ни представителей любого другого рода настоящих гадюк, которые мне приходят в голову и которым ее хоть как-то можно было бы прицепить. Вроде бы у нее и есть что-то общее с каждым из вышеперечисленных родов, а вроде бы и нет ... пойди разберись!
Что касается яда, то здесь все не менее интересно. В яде палестинки/израильтянки - каждая сторона конфликта приписывает свое название (V. Palestinae/D.palestinae/V.xantina palestinae, нужное подчеркнуть) содержится большое количество протеаз. Так же там есть аналоги факторов роста сосудов. И те и другие токсины увеличивают проницаемость стенок капилляров. Но самый интересный и самый главный токсин – это белок из двух субъединиц, который вызывает летальные гемодинамические расстройства, то есть шок.
В соответствие с данными, полученными в экспериментах на животных, этот токсин действует на ЦНС (центральную нервную систему), вызывая подавление механизмов, удерживающих в норме тонус кровеносных сосудов. Это единственный токсин выделенный из змеиных ядов способный оказывать существенный прямой эффект на ЦНС при периферическом введении и единственный змеиный токсин, который способен вызывать угрожающие жизни расстройства вегетативной нервной системы. Этот токсин не менее противоречив, чем сама змея. Везде где он упоминается, его называют "нейротоксином", хотя ни одной из характерных особенностей большинства других неротоксинов, как те, которые есть в ядах кобр, мамб и крайтов он не обладает (способность блокировать сокращения мышц итд). Механизм его действия изучен недостаточно.
При укусах этой гадюки может развиваться чрезвычайно сильный отек, иногда даже угрожающий жизни. Многим людям в результате требуется фасциотомия. Яд может вызывать симптомы, чем-то напоминающие анафилактический шок, что связано с высвобождением из тканей биологически активных веществ.
У укушенных людей может очень сильно падать кровяное давление, иногда до неопределяемого уровня, что, как правило, наряду с отеком легких (который может быть как результатом прямого действия токсинов на сосуды, так и последствием шока), является причиной летального исхода. В связи с особенностями состава яда и наличия в нем токсинов, действующих на вазорегуляторные центры мозга, и снижение активности симпатической регуляции сосудистого тонуса, можно предположить, что поддействием яда этой змеи у укушенных животных и человека развивается нейрогенный шок. Яд достаточно сильный, считается, что смертельная доза для человека примерно 15-30 мг, что соответствует примерно 75 мкл жидкого яда, что не есть очень много, даже небольшая змея меньше средних размеров может ввести такую дозу яда. В этом смысле израильская гадюка очень непредсказуема, нанося несколько укусов подряд, она может в первые два укуса, например, почти не вложиться или не вложиться совсем, а в третий ввести очень много яда, может и наоборот, а может вперемешку.
По последним данным, только 20% укусов израильской гадюки приезжают в больницу в тяжелом состоянии, даже в 1950-х годах смертность от ее укусов составляла примерно 7%, что не очень много, по сравнению с укусами многих других змей, но этому есть объяснение.
Израильская медицина всегда славилась своим высоким качеством уже в то время, особенно когда дело касалось срочных случаев. Практически все укушенные своевременно получали всю необходимую помощь, качество которой тогда было значительно выше чем, к примеру, в Нигерии или Гане сейчас, что даже при отсутствии противоядия позволяло спасти большинство укушенных людей.
Что касается процента укусов, заканчивающихся тяжелым отравлением, то я считаю, что эта статистика не вполне отражает реальное положение вещей. Яд израильской гадюки может действовать как очень быстро, вызывая шок через пару часов послу укуса, так и иметь отсроченное действие, у одного восьмилетнего мальчика укушенного гадюкой во время прогулки ночью в парке в течение 2 дней не могли распознать змеиный укус, отек прогрессировал в течение всего этого времени. Только когда стало совсем плохо, родители привезли его в больницу, что было уже на третий день после укуса, и лишь тогда у него серьезно упало кровяное давление и развился отек легких.
Вполне возможно, что у очень многих укушенных тяжелое отравление просто не успевает развиться, так как они быстро начинают получать лечение и если укусы не лечить совсем или делать это не вовремя, то процент тяжелых отравлений будет намного больше. Несмотря на то, что вероятность получить сухой укус или не смертельную дозу яда при укусе израильской гадюки выше, чем при укусах многих других видов, не стоит играть в русскую рулетку с этой агрессивной и очень быстрой змеей – она периодически убивает даже лошадей, не говоря уже о людях. Смертность от укусов змей в Израиле на сегодняшний день составляет 0,5 – 2,0%, подавляющее большинство укусов наносит именно этот вид.