Найти тему

День проектировщика – 16 ноября!

С удивлением узнал о своем профессиональном празднике. Оказывается он есть.

Никогда не хотел быть проектировщиком, но так сложились звезды в созвездии «Реставрация». Складывались они смешно – никто не хотел делать чертежи и мне начальник поручал это неприятное занятие. Как говорится – втянулся и начало получаться.

Наверное не открою никакого секрета, что проектировщики сначала «чертят» в уме, а лишь потом перекладывают свои мысли на бумагу (сейчас на компьютер). Тут ключевое слово – мысли. А если оных нет?

Если честно, то никогда и не было этих мыслей. Изначально я с трудом закончил университет за семь лет, потом спокойно работал и глубоко не думал. Был счастлив, спокойно спал по ночам. Проектировщик же никогда не «спит» и гоняет свои прожекты в голове до их идеального решения. Такова работа мозга человека – решить проблему и только потом отключиться.

Не отключается? Не беда, т.к. давно найдено чудодейственное решение по отключению любого мозга. Тут главное не перебрать с дозировкой и делать перерывы, желательно длительные. Впрочем, при любой профессиональной вечеринке нереализованные проекты начинают обсуждаться по второму кругу.

К небольшому сожалению надо отметить факт о том, что нормальным проектировщиком становятся только после 40 лет или около того. Пик профессии с 40 до 50. Почти 15 лет после учебы дебютант набирается опыта и в этот период звать его «младший научный сотрудник» в лучшем случае.

Можно работать и после 50, легко. Но лучше уже начинать передавать опыт молодым, т.к. жизнь вся очень быстрая и всякие СниПы-ГОСТы меняются очень часто, голова так быстро уже не соображает. Старые нормативные материалы, кстати, намного лучше. Сейчас много мусора в нормативке.

А еще у проектировщиков есть свой архитектурный рай. В него попадают проектировщики, убившиеся на объекте. Я не шучу. Например, архитектор А.В. Ополовников попал в автокатастрофу по дороге на очередной объект, а архитектор В.С. Рахманов сильно простыл на объекте и попал в больничку (в один конец).

Но все это лирические отступления от главного.

Вы же меня читаете в основном дома, правда? Ваш дом кто-то запроектировал и построил. Получился хороший уютный дом, со своей аурой. Дома они же живые, они рождаются и умирают, у них есть свои болячки и требуется лечение время от времени. К дому нельзя относиться как к паре рваных кроссовок, его нельзя «поносить» и выбросить.

Проектирование начинается с идеи, с концепции. Вероятно это самая мозго-затратная часть любого проекта. Потом идет проектирование и только потом стройка под надзором проектировщиков.

Мало кто знает, но для супер-пупер объектов проектировщики на стадии разработки проекта разрабатывают решения по демонтажу зданий после завершения сроков его эксплуатации. Своего рода запланированные похороны с музыкой во время рождения. К чему все это? Да к тому, что глубина проектирования (мыслей) во времени очень глубокая.

Для сравнения. Любой автомобиль рассчитан на эксплуатацию в течении 10 лет (ездят и больше, но как повезет и какой у вас автомеханик). Любая лампочка в вашем доме не будет гореть более 1 года, если повезет, то больше простоит. Вопрос: можно сделать машину и лампочки вечными? Ответ – ДА! Есть пример «вечной» лампочки, но производители делают их с ограниченным сроком эксплуатации чисто по коммерческим соображениям. Есть примеры двигателей-миллионников, но нафига нужна автоконцернам вечная машина? А вот дом должен быть условно вечным.

Есть ли примеры вечных домов? Сколько угодно. Они конечно не совсем вечные, однако стоят по нескольку столетий и сносятся не по мере физического износа, а по мере морального износа. Мой любимый пример – развалины римского Колизея. Думаете он разрушился? Нифига подобного, его начали разбирать на кирпичи сами жители города Рима. На кирпичи, Карл! Это означает, что кирпичи Колизея были сделаны так, что их можно было разобрать и собрать из них новый дом. Вечный материал, вечная постройка. Если бы не люди.

Кто запроектировал Колизей и кто был прорабом никто не знает. В памяти остались только императоры и прочие проходимцы.

Что же качается нашей деревянной архитектуры Русского Севера, то опять же нет ответов, кто все это запроектировал и построил. Говорят, что народ. Абсолютно точное и абсолютно бесполезное замечание. Я понимаю, что не динозавры строили. В истории остались опять же только имена императоров и всяких проходимцев типа Алексашки Меньшикова.

Только в прошлом веке началась тема по запоминанию имен архитекторов в широком смысле слова. Инженеров-проектировщиков и строителей до сих пор за людей не считают. Поэтому я и не знал про такую честь, как праздник «День проектировщика».

В музее «Кижи» с 2019 года работает Сектор проектирования. Штука очень полезная и здравая, т.к. работы много, а денег на подрядчиков мало. Если учесть, что на подрядчиков надо ухлопать массу времени (да здравствует закон о закупках и конкурсах, а также система бюджетного финансирования), то легче некоторые проекты делать самим.

В активе у Проектного сектора четыре крупных объекта: дом Мошниковой, дом Тита Серова, дом Сергеевых и Колокольня Кижского погоста. Мелочные работы уже не считаем. Справедливости ради отмечу, что все проекты это продолжение или адаптация старых проектов, но тем не менее.

Поэтому всем счастья и хорошей проектной (умственной) работы. Скорых завершений вашего проекта!