Найти тему
Олег Кузьмин

Божественный брак Иосифа

История Иосифа примечательна сама по себе, он был одним из 12-ти сыновей Иакова (Израиля), был продан в рабство собственными братьями, поступив, по совести, и сохранив честь своего господина Египтянина Потифара, не став спать с его женой, оказался в тюрьме. Помог узникам в тюрьме, растолковав их сны, а потом помог и фараону, растолковав и его сны. После чего став вторым человеком в Египте, помог и Египту, и всем окрестным странам преодолеть 7 лет страшного голода. Смог простить братьев и помог и им преодолеть голодные времена, а также переселиться в Египет …

Иосиф – это пример абсолютной веры и жертвенности, поэтому его иногда сравнивают даже с Иисусом. Его истории отведено больше глав в книге Бытие, нежели Аврааму или Иакову, и всё же один аспект его жизни практически не рассматривается, а именно его Божественный брак…

Давайте, сначала всё же разберём скупые строки писания, которые говорят нам, хоть что-то о семейной жизни Иосифа…

Первое на что хочется обратить внимание в данном вопросе, это подготовленность Иосифа к браку, а в частности его чистота и целомудрие:

«Иосиф же был красив станом и красив лицем. И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?»

Быт.39:6-9

Будучи рабом, Иосифу вероятно было крайне сложно продолжать хранить свою веру и своё целомудрие, тем более ежедневно подвергаясь искушениям, от одержимой сексуальным желанием женщины, которая, к сожалению, оказалась ещё и его госпожой. И тем не менее он, не раздумывая, соблюдает себя в чистоте и непорочности, хотя и оказывается в итоге несправедливо осуждён и посажен в тюрьму. Жена Потифара, обвинила Иосифа в насилии, и мне лично кажется, что Потифар знал о закидонах своей жены, а также очень любил и уважал Иосифа, иначе дело просто тюрьмой бы не закончилось, Иосифа казнили бы … Да, с Иосифом поступили несправедливо, однако тюрьма защитила его от более тяжкой участи, и помогла встретится с нужными людьми. Потифар же остался без Божьего Благословения, приходившего в его дом благодаря Иосифу и с развратной женой, которая и дальше вероятнее всего соблазняла красивеньких рабов и слуг.

Второе, что писание нам говорит о Божественном браке Иосифа – это буквально следующая строка:

«И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской. И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле Египетской».

Быт.41:44,45

Фараон дал Иосифу в жену Асенефу… Дал, потому что Иосиф его об этом просил? Или дал, потому что сам так решил? Неизвестно. Однако сразу ясно, что брак Иосифа был межкультурным, межнациональным и межрелигиозным. Также сразу понятно, что Асенефа была весьма примечательной и выдающейся девушкой во всём Египте, так как под стать Иосифу, второму человеку в Египте, после фараона, должна быть и жена, чтобы вся знать египетская легче приняла Иосифа и его главенство над ними…

Далее же читаем:

«До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что [говорил он] Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. А другому нарек имя: Ефрем, потому что [говорил он] Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего».

Быт.41:50-52

Ещё пока шли года изобилия, Асенефа родила Иосифу двух сыновей, которых позднее Иаков благословил:

«И сказал Иаков Иосифу: Бог Всемогущий явился мне в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня, и сказал мне: вот, Я распложу тебя, и размножу тебя, и произведу от тебя множество народов, и дам землю сию потомству твоему после тебя, в вечное владение. И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия … И взял Иосиф обоих [сыновей своих], Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец».

Быт.48:3-14

То, что Иаков благословил детей Иосифа и признал их своими несмотря на то, что они родились от Асенефы, говорит о том, что Иаков в целом одобрял этот брак. А то, что Ефрем и Манассия, следовали вере израильтян, говорит о том, что и Асенефа, признавала веру мужа и поддерживала его…

И всё же писание довольно скупо рассказывает нам семейную историю Иосифа и Асенефы, и нам оставалось бы только додумывать подробности их семейной жизни, если бы не Апокриф – «Повесть об Иосифе и Асенефе», рассказывающий подробности их знакомства, свадьбы и семейной жизни.

Апокриф – с древнегреческого можно перевести как «скрытый, сокровенный, тайный», это произведение религиозной литературы (иудейской и христианской), преимущественно посвящённое событиям и лицам священной ветхозаветной и новозаветной церковной истории, не включённое в канон Церковью. То есть апокрифы не включены в Священные Писания, по тем или иным причинам, однако они имеют место быть и многие из них писались в те же времена, что и основные Священные тексты … В Ветхий Завет не вошли 33 Апокрифа и один из них интересует нас более всего – «Повесть о Иосифе и Асенефе» …

С одной стороны, мы не можем отнестись к нему как Божьему Слову, в полном смысле этого слова, но с другой стороны мы же с удовольствием читаем такой памятник древнерусской литературы, как «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и отмечаем День Семьи любви и верности, а также в православной культуре почитаем Петра и Февронию, как святых… Поэтому нам ничего не мешает глубже поизучать «Повесть о Иосифе и Асенефе», являющуюся не менее интересным и гораздо более древним памятником литературы.

«Повесть о Иосифе и Асенефе», приблизительно появилась за 200 лет до рождения Иисуса Христа, однако в ней явно присутствуют некоторые христианские вставки, что заставляет исследователей говорить о датах написания Апокрифа – со II века до нашей эры – до II века нашей эры… «Повесть о Иосифе и Асенефе» - это образец эллинистической литературы, в которых еврейские писатели старались склонить языческий мир в пользу иудаизма; всё в нём направлено к тому, чтобы выставить предков евреев героями, обладавшими высокими как физическими, так и нравственными качествами. Однако содержание повести никак не противоречит содержанию Библии, а наоборот дополняет его такими деталями, которые вполне могли быть …

Итак, далее опираемся на Апокриф – «Повесть о Иосифе и Асенефе» и немного цитируем его. Сначала идёт повествование о Асенефе, прекрасной 18-летней девушке, красота которой сводила с ума всех вельмож, сатрапов и военачальников египетских, вплоть до того, что они готовы были воевать за неё друг с другом. То есть Асенефа действительно прекрасная пара Иосифу, который стал вторым человеком во всём Египте, и по красоте, и по влиянию… Единственный её недостаток – это языческая вера, Иосиф так комментирует их первую встречу:

«Не подобает поклоннику Божию, который благословляет Бога, который вкушает хлеб благословенный и животворящий, который пьёт благословенную чашу бессмертия, помазуется помазанием нетленным, - целовать жену иноплеменную, благословляющую своими устами мёртвых и немых идолов, вкушающую с жертвенника их удавленнику, и пьющую с жертвенников их из чаши вино обмана, и помазующуюся помазанием погибельным. Но поклоннику Божию надлежит целовать своих благочестивых, возлюбленных мать и сестру, и всех из своего племени и народа, и жену, делящую с ним ложе и устами своими исповедующую Бога живого; ровно как не подобает целовать чужого мужчину, ибо это - скверна перед Господом Богом».

В данном отрывке Иосиф, даёт понять Асенефе, что целоваться верующему в Единого Бога, с неверующей язычницей, всё равно, что возлечь двум мужчинам, то есть отвратительно и неправильно. Само имя Асенефа, переводится как «служительница Нефы» - египетской богини мудрости и войны.

Но что делать Асенефе, если она уже полюбила Иосифа, и не за положение его при фараоне, а искренней небесной любовью:

«И увидела Асенефа Иосифа и полюбила его сильною любовью: и сокрушалось сердце её, и подкосились колени её, и дрожь напала на всё тело её, и великий страх напал на Асенефу, и ужас овладел ею, и она сказала со вздохом: "Что сделаю теперь я, несчастная? Он явился и вступает в наши палаты, как солнце, Иосиф как сын богов; ибо невозможно родиться человеку с такой красотой, и какая утроба произведёт такого светозарного человека! Мне сдаётся, что он видит всё сокровенное, что от него ничто не скрывается и не останется невидимым по причине большого света, вмещаемого в нём».

В общем, пропала девица, влюбилась без памяти, и её возлюбленный начинает казаться ей верхом совершенства, при том, что Иосиф действительно был и искренне верующим, и благословляемым Богом, на всех своих путях. Но что делать Асенефе, ведь ей чётко дали понять, что такой какая она есть, её не примут? Чтобы быть с Иосифом, Асенефа готова на всё и начинает немного немало 7-ми дневный пост, а также исповедует все те грехи, что обозначил в своей короткой отповеди Иосиф … Она не ест пищу и не пьёт воду, раскаивается в слезах, выбрасывает из дома всех идолов, посыпает голову пеплом и одевается во вретище. А также начинает искренне, молиться Богу Иосифа, со всей той страстностью и максимализмом, на которые способны только молодые люди … Асенефа рыдает, раскаивается, исповедуется во всех грехах и в тайне надеется на примирение с Иосифом.

Видя, её искренность, Бог посылает своего Ангела, который даёт ей новое имя, а также принимает её исповедь:

«Мужайся, чистая дева Асенефа! Вот я внял исповеди твоей и молитвам, вот я увидел семидневные тяжкие твои лишения; теперь я своими глазами вижу тебя, стоящую в пепле и проливающую слёзы: мужайся, чистая дева Асенефа! Ибо имя твоё вот уже написано на небесах Божиими перстами в книги живых с именами изначала вписанных - и пребудет оно там неизгладимо во веки веков. Мужайся, чистая дева Асенефа! Вот я отдаю ныне тебя Иосифу в невесты навсегда, и отныне имя тебе будет не Асенефа, но "Город убежища"; ибо через тебя многие народы прибегнут к Господу Богу небес и сенью твоей откроются уповающие на Господа Бога. Ему угодно девство, Он ищет его, Он заботится о нём всегда. Кающихся Он принимает под сень Свою, готовит для них на небесах место покоя, и они навеки будут под покровом Его. И вот я иду к Иосифу, иду беседовать с ним о тебе, и он войдёт к тебе сегодня, он возлюбит тебя, будет женихом твоим, ты же будешь ему невестой. Итак, внимай, о ты, дева Асенефа! Облекись в невестное платье, приготовленное для тебя с самого начала; украшай себя нарядами, как добрую невесту, и ты пойдёшь навстречу Иосифу, ибо он сегодня придёт к тебе».

Брак Иосифа и Асенефы действительно был Божественным. Любовь Асенефы к Иосифу, помогла ей преодолеть, те препятствия, которые мешали их браку, ну а Иосифу, Ангел прямо указал на его будущую жену. После чего Иосиф возлюбил её. Ну а дальше свадьба в течении 7-ми дней, в которые всему египетскому народу, фараон запретил работать…

Ещё один примечательный момент в «Повести о Иосифе и Асенефе», это встреча Иакова с Асенефой, такое действительно могло произойти, раз уж Иаков благословил детей Иосифа, в повести же эта встреча описывается так:

«И вошли они к Иакову, который сидел на ложе своём: и был он сед и очень стар. Асенефу сильно поразил вид его; ибо Иаков, несмотря на седину, был благовиден, как прекрасный юноша; глава его была как снег, кудрявые волосы его были густы, как у Эфиопа; белая красивая борода его покрывала всю грудь его; глаза его весёлые, блестящие и красивые; грудь его, и плечи, и мышцы, и пальцы на руках как у мощного ангела; бёдра и голени его как у исполина. Асенефа, видя его, пришла в ужас и перед ним пала на землю на лице своё. И спросил Иаков: "Эта ли моя невестка, жена твоя? Да благословит её Вышний Бог!" - и, подозвав её к себе, поцеловал и благословил её; также и Асенефа протянула руки свои, обвила ими шею Иакова и повисла на плечах отца своего…»

Здесь мы разобрали, только недостающие кусочки мозаики, касающейся Божественного брака Иосифа, однако «Повесть о Иосифе и Асенефе», рассказывает и другие моменты их жизни: взаимоотношения с фараоном, взаимоотношения с Потифером, окружение в котором росла Асенефа, предательство Иосифа, родными братьями, зависть сына фараона Иосифу, а также сражения и прощение врагов… Поэтому историю о Божественном браке Иосифа, мы завершаем тут, а «Повесть о Иосифе и Асенефе», просто рекомендуем всем прочитать самостоятельно …