Найти тему
джазовые пластинки

Херби Манн и его Atlantic. Шестидесятые

Оглавление

Периодически меня просят достать какую-нибудь пластинку. На этот раз речь зашла про 'Херби Манна в Ньюпорте' - задача будто бы несложная, тираж заметный, спрос ниже предложения, больше половины предлагаемых вариантов в оригинальном виде и требуемом состоянии.

Одна беда - с записями из Ньюпорта у флейтиста случилось на лейбле Atlantic аж три пластинки и несмотря на высокий шанс в тридцать три с лишним процента альбом мне попался не тот, что был нужен.

Альбомы с записями выступлений Херби Манна на джазовом фестивале в Ньюпорте
Альбомы с записями выступлений Херби Манна на джазовом фестивале в Ньюпорте

Умудренный горьким опытом на последовавшую спустя некоторое время просьбу найти 'Херби Манна в Виллидж Гейте' я уточнил какой именно и получил ответ, что на обложке 'веселый абстрактный рисунок'. Для понимания привожу пластинки флейтиста на Atlantic с 'веселым абстрактным рисунком'.

Пластинки Херби Манна с записями, сделанными в клубе Village Gate
Пластинки Херби Манна с записями, сделанными в клубе Village Gate

Чтобы наконец разобраться с музыкальным наследием Манна я решил попробовать отыскать все его пластинки хотя бы периода на Atlantic, что оказалось вполне себе выполнимой задачей.

The Common Ground (1960). 1343

Первая пластинка флейтиста для лейбла Atlantic была устроена в августе 1960 года и во многом продолжает серию записей с вибрафонистом Джонни Рэем - флейта и вибрафон выступают основными солирующими инструментами с секцией из четырех труб, отсутствующим фортепиано и несколькими перкуссионистами.

Пластинка Херби Манна 'The Common Ground', Atlantic 1343. На обложке на заднем плане сам Херби - снимок сделала его супруга Рут Манн во время поездок по Африке
Пластинка Херби Манна 'The Common Ground', Atlantic 1343. На обложке на заднем плане сам Херби - снимок сделала его супруга Рут Манн во время поездок по Африке

Среди них впервые появляется один из крупнейших популяризаторов африканской музыки в США Майкл Олатунжи, он же выступает соавтором обязательной и характерной темы 'Uhuru' ('свобода' в переводе с суахили). Музыканты ткут уникальное звуковое полотно на стыке модерн-джаза и африканской мелодики.

AllMusic - 7/10. Penguin Jazz Guide - 6/8.

This Is My Beloved (1962). 1367

В конце того же месяца Херби собрал музыкантов для новой музыкальной интерпретации дневника в стихах Уолтера Бентона 'Это моя возлюбленная'.

Альбом Лоуренса Харви 'This Is My Beloved' с музыкальным сопровождением ансамбля под управлением Херби Манна, Atlantic 1367
Альбом Лоуренса Харви 'This Is My Beloved' с музыкальным сопровождением ансамбля под управлением Херби Манна, Atlantic 1367

Читать его взялся популярный в ту пору британский актер Лоуренс Харви, флейтист же заручился поддержкой проверенных коллег - на месте все тот же Джонни Рэй (правда за барабанами) и гитарист Джо Пума, с которым Манн регулярно записывался в пятидесятых.

Подобные затеи относительно редки, поэтому отнести альбом к откровенным удачам или провалам было бы неверно - другого мнения придерживается критик проекта AllMusic.

AllMusic - 3/10.

The Family Of Mann - The Music Of Herbie Mann (1961). 1371

На следующей пластинке и восьми композициях флейтист использовал примерно те же звуковые наработки, что и на своем дебюте на Atlantic - на сей раз причудливо аранжированными оказались шлягеры в диапазоне от 'Why Don't You Do Right', блюза в миноре, хита в исполнении Пегги Ли еще в сороковых, до 'Moanin' Бобби Тиммонса, актуальной мелодии из мира модерн-джаза.

Второй альбом Херби Манна для Atlantic (пусть и вышедший под проектом 'The Family Of Mann' - 'The Music Of Herbie Mann', 1371. Под 'семьей' на обложке по-видимому подразумевается семейство флейт
Второй альбом Херби Манна для Atlantic (пусть и вышедший под проектом 'The Family Of Mann' - 'The Music Of Herbie Mann', 1371. Под 'семьей' на обложке по-видимому подразумевается семейство флейт

Акцент на перкуссии и нехарактерных для джаза ритмах сохранен, солирующими же инструментами вновь выступают флейта и вибрафон. Место Джонни Рэя занимает Дейв Пайк - примечательно, что подобному сочетанию инструментов Манн останется верен на протяжении всего десятилетия.

Запись пластинки пришлась на три апрельских дня 1961 года - в том же году она и увидела свет.

AllMusic - 6/10.

At The Village Gate (1961) 1380

Третий альбом Херби Манна на Atlantic и кажется вторая его концертная запись стала поворотной в карьере флейтиста - внимание к пластинке привлекла вещь контрабасиста Бена Такера 'Comin' Home Baby', на будущий год крупный хит в вокальной интерпретации Мела Торме.

Третий альбом Херби Манна для Atlantic, 'At The Village Gate', 1380. Автором рисунка для обложки стал именитый турецкий художник Абидин Дино, очевидно благодаря знакомству с руководителями лейбла Atlantic братьями Эртегунами
Третий альбом Херби Манна для Atlantic, 'At The Village Gate', 1380. Автором рисунка для обложки стал именитый турецкий художник Абидин Дино, очевидно благодаря знакомству с руководителями лейбла Atlantic братьями Эртегунами

Впервые мелодия была записана для альбома квинтета Дейва Бейли (участником которого Такер собственно и являлся) в октябре 1961 года - спустя шесть недель контрабасист появился на одной сцене с группой Херби Манна и отметился соло на своей композиции. С записью в клубе Village Gate управились Том Дауд и Фил Иле.

На альбоме всего три темы, одна из которых ('It Ain't Neccesarily So' Гершвинов) превращается в двадцатиминутный джем на всю вторую сторону пластинки. На ней, к слову, находится место и для продолжительного соло другого басиста - на сей раз Ахмеда Абдул-Малика.

С Абдул-Маликом же приключилась курьезная история - зная, что его выступление тем вечером попадет на пластинку он настолько разнервничался, что крайне осторожничал и ехал в клуб со скоростью 20 км/ч, за что и получил штраф. Когда же он понял, что так попросту не успевает на концерт, то резко изменил стиль вождения и впопыхах повернул в неположенном месте, за что получил второй штраф за вечер.

DownBeat - 5/10. Rolling Stone - 8/10. AllMusic - 9/10. Penguin Guide To Jazz - 7/8.

Right Now (1962). 1384

Несмотря на то, что пластинки 'At The Village Gate' и 'Right Now' в каталоге Atlantic отделяют всего несколько выпусков это совершенно разные по духу работы - на записанной в три захода весной 1962 года 'Right Now' уже четыре номера в стиле босса-нова, сигнализирующих о надвигающейся революции.

Четвертая пластинка Херби Манна для Atlantic, 'Right Now', 1384
Четвертая пластинка Херби Манна для Atlantic, 'Right Now', 1384

Если заглавная авторская композиция Манна во многом напоминает и недвусмысленно пытается повторить успех 'Comin' Home Baby', то уже вторым номером выбран главный хит бразильской новой волны, 'Desafinado' Жобина. Флейтист не забывает и про афро-кубинские интерпретации, однако уже на этом альбоме они отчетливо отходят на второй план.

Что касается выбора музыкантов, то Манн придерживается все той же устаканившейся схемы с флейтой, обилием перкуссии и вибрафоном - на этот раз за металлофоном Хагуд Харди.

AllMusic - 6/10.

Do The Bossa Nova (1963). 1397

В отличие от большинства американских музыкантов пытавшихся заработать доллар-другой на случившемся босса-нова безумии одну за другой выдавая абсолютно неуместные интерпретации американских стандартов a-la bossa nova Херби Манн решил устроить все по высшему разряду и отправился в Рио, где в четыре сессии и записал свой первый полноценный, да и пожалуй главный альбом на тему.

Пятый альбом Херби Манна на Atlantic 'Do The Bossa Nova', 1397
Пятый альбом Херби Манна на Atlantic 'Do The Bossa Nova', 1397

Громкое заявление на обложке полностью соответствует истине - на альбоме действительно звучит гитара Бадена Пауэлла, фортепиано Сержио Мендеса и даже на одной теме голос Жобина - впервые спеть под запись его вдохновил именно Манн, и тот, после нескольких дней усиленных занятий английским, согласился.

Удивительно, но именно благодаря коммерческому успеху 'At The Village Gate' у флейтиста появилась возможность съездить на родину босса-новы и записать абсолютно аутентичный альбом и именно из-за успеха той же пластинки выпуск его записей с босса-новой был сдвинут чуть ли не на год - к тому моменту рынок завоевали Verve, Стэн Гетц и Чарли Бёрд в частности, а альбом Манна затерялся среди сотен беззубых поделок на тему.

AllMusic - 8/10.

Returns To The Village Gate (1963) 1407

В попытке повторить успех 'At The Village Gate' Atlantic выпустили схожим образом оформленный альбом 'Returns To The Village Gate', однако несмотря на название это вовсе не было возвращением флейтиста в клуб в Нью-Йорке. На деле пластинка состояла из не вошедших в первую пластинку записей, а также остатков с апрельской сессии 1961 года для альбома 'The Family Of Mann'.

Шестой альбом Херби Манна для Atlantic, 'Returns To The Village Gate', 1407. На обложке вновь рисунок турецкого художника Абидина Дино.
Шестой альбом Херби Манна для Atlantic, 'Returns To The Village Gate', 1407. На обложке вновь рисунок турецкого художника Абидина Дино.

Таким образом, указанное на обложке попросту не соответствовало действительности - значительная часть пластинки была устроена в студии за несколько лет до этого. Несмотря на полнейшую концептуальную невыдержанность на пластинке хватает любопытных номеров - мне по душе как 'Bedouin' и 'Ekunda' (обе впервые появились на 'African Suite' для United Artists), так и открывающая альбом интерпретация 'Bags Groove' Милта Джексона.

AllMusic - 6/10. Penguin Guide To Jazz - 6/8.

Live At Newport (1963). 1413

То было далеко не первое появление флейтиста на джазовом фестивале в Ньюпорте, однако первое попавшее на пластинку - три темы отведены под классические мелодии босса-новы, что, пожалуй, делает этот альбом нынче самой часто встречающейся пластинкой на тему.

Седьмая пластинка Херби Манна для Atlantic 'Live At Newport', 1413 - увидела свет в 1963 году
Седьмая пластинка Херби Манна для Atlantic 'Live At Newport', 1413 - увидела свет в 1963 году

Состав группы претерпел некоторые изменения - за роялем оказался Дон Фридман, в ансамбле появился гитарист, плохо понимавший по-английски музыкант родом из Венгрии, Аттила Золлер, а секция перкуссионистов свелась до Уилли Бобо и Карлоса Вальдеса. Роль же контрабасиста взял на себя все тот же автор главного хита Манна 'Comin' Home Baby' Бен Такер - здесь под его мелодию 'Don't You Know' отведено почти одиннадцать минут.

AllMusic - 8/10. Penguin Guide To Jazz - 6/8.

Latin Fever (1963). 1422

Следующей пластинкой Манна стала своего рода компиляция записей на тему увлечения латиноамериканской музыкой - здесь и мелодии с сессий, устроенных в Рио, и встреча в октябре 1963 года в Нью-Йорке, на которой в расширенном составе и была записана обыгранная в заголовке композиция 'Fever'.

Восьмой альбом Манна для Atlantic 'Latin Fever', 1422
Восьмой альбом Манна для Atlantic 'Latin Fever', 1422

Среди десяти мелодий как бессмертная классика жанра вроде 'How Insensitive' Жобина, так и менее распространенные темы, скажем, 'Influenza De Jazz' Карлоса Лиры.

AllMusic - 6/10.

Nirvana (1964). 1426

Осенью 1964 года наконец увидела свет запись Херби Манна с пианистом Биллом Эвансом. Для флейтиста эта устроенная в две сессии (в декабре 1961 и мае 1962 года) пластинка была одной из сложнейших в карьере - мало того, что ему пришлось играть с настоящими виртуозами, так еще и в куда менее привычной для него интроспективной, задумчивой, неторопливой атмосфере.

Пластинка Херби Манна с Биллом Эвансом 'Nirvana', выпущенная в 1964 году под номерок 1426.
Пластинка Херби Манна с Биллом Эвансом 'Nirvana', выпущенная в 1964 году под номерок 1426.

Манн же, впрочем, признавался что подобная музыка ему очень сильно по душе и он большой поклонник творчества именно Билла Эванса - устроить же совместную запись помог Монте Кэй, на тот момент менеджер обоих артистов.

Вспоминал флейтист и одну любопытную историю, связанную с этим альбомом:

-13

AllMusic - 6/10. Penguin Guide To Jazz - 6/8.

My Kinda Groove (1965). 1433

Весной 1964 года в четыре сессии Манн записал свой следующий альбом, обозначивший расставание с босса-новой - акцент на ритмической составляющей был сохранен (что и оказалось отражено в названии), однако материал был выбран довольно разноплановый, а на нескольких номерах флейтиста и вовсе сопровождал оркестр.

Альбом 'My Kinda Groove', выпущенный Atlantic в 1965 году под номером 1433.
Альбом 'My Kinda Groove', выпущенный Atlantic в 1965 году под номером 1433.

На заднике конверта Манн вновь появлялся одетым с иголочки - вибрафонист его коллектива Дэйв Пайк вспоминал, что многие коллеги и критики не воспринимали флейтиста как серьезного музыканта, в отличие, впрочем, от публики, для которой и был выстроен подобный образ. Для определенной части аудитории Манн позиционировался как секс-символ - подобное довольно трудно представить в отношении подавляющего большинства джазовых музыкантов.

AllMusic - 6/10.

The Roar of the Greasepaint – The Smell of the Crowd (1965). 1437

В марте 1965 года Херби обратил свое внимание на британский мюзикл 'Рёв грима, запах толпы', подаривший такие хиты, как 'Who Can I Turn To?', 'The Joker' и, конечно же, 'Feeling Good'. Манн оправдывался как мог, вспоминая десятки джазовых интерпретаций мюзиклов, в первую очередь 'My Fair Lady' в версии Шелли Манна - Андре Превина.

Выпущенный в 1965 году альбом 'The Roar of the Greasepaint – The Smell of the Crowd', 1437.
Выпущенный в 1965 году альбом 'The Roar of the Greasepaint – The Smell of the Crowd', 1437.

Сегодня альбом принято вспоминать в первую очередь из-за участия в нем пианиста Чика Кории, однако на деле это добротная версия мюзикла, не подарившая, однако, ее авторам высоких позиций в чартах Billboard.

AllMusic - 6/10.

Standing Ovation At Newport (1965). 1445

Оказался пианист и на следующей пластинке Манна с записями с выступлений его группы на фестивале в Ньюпорте летом 1965 года.

Второй альбом Херби Манна, устроенный в Ньюпорте - 'Standing Ovation At Newport' 1445
Второй альбом Херби Манна, устроенный в Ньюпорте - 'Standing Ovation At Newport' 1445

На пластинке всего четыре темы, одна из которых была сделана за пару месяцев до этого в знаковом для Манна клубе Village Gate. Примечательно и присутствие Бена Такера, который вновь предлагает исполнить его 'Comin' Home Baby'.

AllMusic - 8/10. Penguin Guide To Jazz - 6/8.

Recorded In Rio De Janeiro (1965). 8105

В том же году вышла и будто бы совместная пластинка Манна с Жуаном Жильберту и Жобином - заявленное на обложке сбивает с толку, поскольку во время своего пребывания в Рио флейтисту с бразильским гитаристом записаться не удалось.

Пластинка 'Recorded In Rio De Janeiro' - часть ее действительно записи Херби Манна, сделанные в Рио, в остальном же композиции с пластинки Жильберту
Пластинка 'Recorded In Rio De Janeiro' - часть ее действительно записи Херби Манна, сделанные в Рио, в остальном же композиции с пластинки Жильберту

На деле это отрывки из пластинки Манна 'Do The Bossa Nova' и часть альбома Жильберту, записанного сначала для бразильского отделения Odeon, а позже доступного в штатах благодаря Atlantic под названием 'The Boss Of The Bossa Nova'.

Today! (1966). 1454

В ноябре 1965 года Херби совсем уж вышел за рамки джазовых приличий и записал пластинку с версиями популярных в то время мелодий в диапазоне от 'Yesterday' Леннона - Маккартни до 'Don't Say I Didn't Tell You So' Бакарака - Дэвида. Наравне с мелодиями Битлов здесь зачем-то и 'The Mooche' Эллингтона, тема, написанная в далеком 1928 году.

Пластинка 'Today!' Херби Манна, выпущенная в 1966 году под номером 1454
Пластинка 'Today!' Херби Манна, выпущенная в 1966 году под номером 1454

Заключено это было в обложку с вызывающим глюки рисунком за авторством Хаига Адишьяна, судя по фамилии и многолетнему сотрудничеству с Atlantic еще одного приятеля руководителей компании братьев Эртегунов.

AllMusic - 6/10.

Monday Night At The Village Gate (1966). 1462

Среди пяти композиций на последней пластинки из серии, устроенных в заведении Village Gate не нашлось ни одной, автором которой числился бы сам флейтист, зато дважды отличился гитарист группы Аттила Золлер, еще с одной помог на тот момент уже штатный сотрудник Atlantic, в будущем легендарный продюсер и аранжировщик Ариф Мардин.

Концертная запись Херби Манна 'Monday Night At The Village Gate', выпущенная лейблом Atlantic в 1966 году под номером 1462. На обложке вновь рисунок Абидина Дино.
Концертная запись Херби Манна 'Monday Night At The Village Gate', выпущенная лейблом Atlantic в 1966 году под номером 1462. На обложке вновь рисунок Абидина Дино.

Альбом заметно отличается от своих предшественников плотностью звучания и абсолютно модерн-джазовой стилистикой - то в первую очередь на совести ритм-секции Чик Кориа - Эрл Мэй - Бруно Карр.

AllMusic - 8/10.

Our Mann Flute (1966). 1464

Компиляция совершенно разноплановых и устроенных в разные периоды времени записей - двенадцать попавших на альбом композиций были запечатлены на пленку в период с августа 1960 года по май 1966-го, однако прежде не издавались. Альбом с откровенно коммерческим уклоном, однако сделан, как полагается, безупречно.

Альбом 'Our Mann Flute', Atlantic 1464 - увидел свет в 1966 году
Альбом 'Our Mann Flute', Atlantic 1464 - увидел свет в 1966 году

Примечательна пластинка не только рисунком на обложке, но и своим задником, на редкость цветным, и с перечислением уже доступных к приобретению пластинок флейтиста.

Задник конверта
Задник конверта

Судя по всему расположены они в строго хронологическом порядке, за исключением поделенного с Жильберту альбома - он попросту принадлежит к другой серии и выходил под номером 8105.

AllMusic - 6/10.

At Newport (1966). 1471

Третье выступление Манна в Ньюпорте, что попало на пластинки - на сей раз июль 1966 года, роль второго солиста выполняет трубач Джимми Оуэнс.

Альбом 'At Newport', выпущенный Atlantic в 1966-1967 году с номером 1471. Первая пластинка Манна на Atlantic, что была издана в gatefold (альбомном) конверте
Альбом 'At Newport', выпущенный Atlantic в 1966-1967 году с номером 1471. Первая пластинка Манна на Atlantic, что была издана в gatefold (альбомном) конверте

Любопытно, что на записи недвусмысленно присутствует вибрафонист, однако фамилия музыканта отсутствует как в списке принимавших участие в концерте артистов, ни в сопроводительном тексте к альбому. Виной тому, по всей видимости, некоторые контрактные обязательства - нет на записи и Чика Кории, что, значительно разряжает музыкальное пространство.

Новый 'At Newport' без сомнения одна из наиболее джазовых работ флейтиста за все десятилетие.

AllMusic - 9/10.

Impressions Of The Middle East (1967). 1475

Когда Херби понял, что босса-нова окончательно стала общим местом он обратил свой взор на те участки земного шара которым прежде должного внимания не уделял - то во многом совпало с тенденциями второй половины шестидесятых на увлечение востоком.

Альбом ;Impressions Of The Middle East', 1475 - выпушен в 1967 году в альбомном конверте
Альбом ;Impressions Of The Middle East', 1475 - выпушен в 1967 году в альбомном конверте

Как и прежде флейтист не собирался ограничиваться поделками на тему - в его группе появился удист Чик Ганимян, а важнейшую помощь оказал турок Ариф Мардин, который привнес и аранжировал несколько традиционных мелодий, 'Yavuz' и 'Uskudar', а также специально к сессии написал в результате восьмиминутную 'Odalisque'. Как нельзя уместен оказывается и привычный для ансамблей Манна вибрафон - на этот раз за инструментом Рой Эйрс.

AllMusic - 9/10.

A Mann & A Woman (1967). 8141

В том же году увидела свет и первая пластинка флейтиста, записанная с певицей - ее роль исполнила Тамико Джонс, в которой причудливым образом смешались индейские, японские и британские корни.

Альбом 'A Mann & A Woman', 8141
Альбом 'A Mann & A Woman', 8141

В качестве титульного номера была выбрана крайне популярная в ту пору мелодия к фильму Клода Лелуша и предсказуемым образом обыграна в названии.

Среди одиннадцати композиций такие хиты, как 'Sunny' Бобби Хебба, 'Day Tripper' Битлов и даже 'Sidewinder' Ли Моргана - эффектная певица благополучно управилась со всем набором.

AllMusic - 8/10.

The Beat Goes On (1967). 1483

Откровенно коммерческий альбом Манна с попыткой заработать доллар-другой на крайней популярной мелодии Сонни Боно 'The Beat Goes On' - материал же на пластинку был собран аж с семи сессий, устроенных в период с апреля 1964-го по март 1967-го.

Альбом 'The Beat Goes On', выпущенный лейблом Atlantic в 1967 году под номером 1483. Автор рисунка на обложке Дик Луппи - на его счету еще несколько обложек для Vortex / Atlantic
Альбом 'The Beat Goes On', выпущенный лейблом Atlantic в 1967 году под номером 1483. Автор рисунка на обложке Дик Луппи - на его счету еще несколько обложек для Vortex / Atlantic

При этом каким-либо образом упрекнуть Манна не получится - пластинка переполнена фирменным грувом и будет уместна на любой вечеринке.

AllMusic - 4/10.

String Album (1967). 1490

К 1967 году у флейтиста в дискографии можно было найти работы на любой вкус - афро-кубинская музыка, латиноамериканские течения, малые составы разных формаций, запись с вокалисткой. Не хватало, пожалуй, одного - альбома со струнными.

Пластинка 'The Herbie Mann String Album', выпущенная Atlantic в 1967 году под номером 1490
Пластинка 'The Herbie Mann String Album', выпущенная Atlantic в 1967 году под номером 1490

Впрочем, надо понимать, что Манн не был бы Манном если бы не превратил задумку в настоящее музыкальное исследование - заручившись поддержкой лучших джазовых музыкантов (Мэл Льюис, Ричард Дэвис, Джимми Оуэнс) и блестящего аранжировщика Торри Зито (на паре вещей его работу выполняет неоднократно упомянутый выше Ариф Мардин) он удивляет не меньше прежнего.

AllMusic - 6/10.

Wailing Dervishes (1967). 1497

Оказались запечатлены и концертные выступления ближневосточного ансамбля Манна - альбом уместен как в пандан к пластинке 'Impressions Of The Middle East', так и сам по себе.

Концертный альбом Херби Манна 'The Wailing Dervishes', выпущенный Atlantic в 1967 году, 1497
Концертный альбом Херби Манна 'The Wailing Dervishes', выпущенный Atlantic в 1967 году, 1497

Центральной становится 'Norwegian Wood' Битлов, здесь превратившаяся в одиннадцатиминутный джем - на пару минут на альбоме появляется и другой артист лейбла Atlantic Руфус Харли с традиционным для него инструментом волынкой.

AllMusic - 9/10.

Windows Opened (1968). 1507

К 1968 году Херби определился с участниками своей новой группы - в квинтет вошли гитарист Сонни Шеррок, вибрафонист Рой Эйрс, басист Мирослав Витуш и барабанщик Бруно Карр. Именно этим составом и была записана пластинка 'Windows Opened'.

Альбом Херби Манна 'Windows Opened', выпушенный в 1968 году с номером 1507. За оформление конверта ответственен Станислав Загорский, ключевой дизайнер Atlantic той поры
Альбом Херби Манна 'Windows Opened', выпушенный в 1968 году с номером 1507. За оформление конверта ответственен Станислав Загорский, ключевой дизайнер Atlantic той поры

На альбоме причудливым образом смешались интерпретации композиций фолк-артистов Донована и Тима Хардина, шлягер Джимми Уэбба 'By The Time I Get To Phoenix' и серия актуальных джазовых тем вроде 'Paper Man' Чарльза Толливера и 'Foorprints' Уэйна Шортера. Заглавную же вещь написал Рой Эйрс - три этих вещи безусловно напоминали о существовании и влиянии на современную музыку нового квинтета Майлза Дэвиса.

AllMusic - 8/10.

The Inspiration I Feel (1968). 1513

Еще один довольно удивительный пункт в дискографии флейтиста - альбом-посвящение другому важнейшему для Atlantic артисту, Рэю Чарльзу.

Трибьют-альбом Херби Манна Рэю Чарльзу 'The Inspiration I Feel', Atlantic, 1513
Трибьют-альбом Херби Манна Рэю Чарльзу 'The Inspiration I Feel', Atlantic, 1513

На пластинке уместилось всего шесть номеров, поэтому многие характерные для Рэя вещи пришлось оставить за бортом - исполняет же его рабочий квинтет с оркестром под управлением Уильям Фишера. Важнейшую же помощь оказывается тенор-саксофонист Дэвид Ньюман, на протяжении многих лет ближайший соратник Чарльза.

То была первая пластинка Манна к который уверенно клеится 'soul-jazz' ярлык, несмотря на определенные хождения музыканта вокруг да около в предыдущие годы.

AllMusic - 5/10.

Memphis Underground (1969). 1522

Главную же пластинку Херби и его музыканты (к прежнему составу присоединился гитарист Ларри Кориелл) учредили в августе 1968 года в легендарной American Sound Studios в Мемфисе, прежде штаб-квартиры лейбла Stax, а позже места записи шедевров Элвиса Пресли и Ареты Франклин.

Пластинка 'Memphis Underground', выпущенная лейблом Atlantic в 1969 году с номером 1522
Пластинка 'Memphis Underground', выпущенная лейблом Atlantic в 1969 году с номером 1522

Музыканты зависли в студии на несколько дней и в результате вместе со студийной ритм-секцией наиграли на пять номеров. Сингл с пластинки добрался до 44 позиции в поп-чартах, а сам альбом и вовсе поднялся до 22 места - невиданный результат для пластинки с джазовой музыкой.

Пластинкой впечатлились многие известные современники - гонзо-писатель Хантер Томпсон поставил альбом на первое место в списке любимых записей шестидесятых, выше 'Surrealistic Pillow' и 'Let It Bleed'.

AllMusic - 6/10. Penguin Guide To Jazz - 6/8.

Live At The Whisky A Go Go (1969). 1536

Полчаса с выступления того же состава (плюс тенор-саксофонист Стив Маркус) на западном побережье в популярном голливудском заведении Whisky A Go Go попало на предпоследнюю пластинку Манна в шестидесятых.

Концерт альбом 'Live At The Whisky A Go Go', выпущенный Atlantic в 1969 году, 1536
Концерт альбом 'Live At The Whisky A Go Go', выпущенный Atlantic в 1969 году, 1536

Диссонансные соло Маркуса и Шеррока безусловно то, что отличает альбом от десятков других устроенных на стыке десятилетий исследований соул-джаз грува.

AllMusic - 8/10.

Concerto Grosso In D Blues (1969). 1540

За полгода же до концерта в голливудском клубе Херби со своими музыкантами выступал на джазовом фестивале в Берлине - там же, пользуясь расширенными финансовыми возможностями после успеха 'Memphis Underground', талантом аранжировщика Уильяма Фишера и местным симфоническим оркестром Манн взялся за самый амбициозный проект в своей карьере.

Альбом 'Concerto Grosso In D Blues', выпущенная Atlantic в 1969 году под номером 1540
Альбом 'Concerto Grosso In D Blues', выпущенная Atlantic в 1969 году под номером 1540

На пластинке удалось уместить как почти тридцатиминутный заглавный концерт, так и еще три композиции на второй стороне. Альбом можно смело считать magnum opus Манна и одной из лучших записей третьего течения.

AllMusic - 10/10.

Впереди серия текстов про остальное наследие Херби Манна - его записи пятидесятых, пластинки шестидесятых, устроенные вне Atlantic и семидесятые на главном для него лейбле.