Периодически меня просят достать какую-нибудь пластинку. На этот раз речь зашла про 'Херби Манна в Ньюпорте' - задача будто бы несложная, тираж заметный, спрос ниже предложения, больше половины предлагаемых вариантов в оригинальном виде и требуемом состоянии.
Одна беда - с записями из Ньюпорта у флейтиста случилось на лейбле Atlantic аж три пластинки и несмотря на высокий шанс в тридцать три с лишним процента альбом мне попался не тот, что был нужен.
Умудренный горьким опытом на последовавшую спустя некоторое время просьбу найти 'Херби Манна в Виллидж Гейте' я уточнил какой именно и получил ответ, что на обложке 'веселый абстрактный рисунок'. Для понимания привожу пластинки флейтиста на Atlantic с 'веселым абстрактным рисунком'.
Чтобы наконец разобраться с музыкальным наследием Манна я решил попробовать отыскать все его пластинки хотя бы периода на Atlantic, что оказалось вполне себе выполнимой задачей.
The Common Ground (1960). 1343
Первая пластинка флейтиста для лейбла Atlantic была устроена в августе 1960 года и во многом продолжает серию записей с вибрафонистом Джонни Рэем - флейта и вибрафон выступают основными солирующими инструментами с секцией из четырех труб, отсутствующим фортепиано и несколькими перкуссионистами.
Среди них впервые появляется один из крупнейших популяризаторов африканской музыки в США Майкл Олатунжи, он же выступает соавтором обязательной и характерной темы 'Uhuru' ('свобода' в переводе с суахили). Музыканты ткут уникальное звуковое полотно на стыке модерн-джаза и африканской мелодики.
AllMusic - 7/10. Penguin Jazz Guide - 6/8.
This Is My Beloved (1962). 1367
В конце того же месяца Херби собрал музыкантов для новой музыкальной интерпретации дневника в стихах Уолтера Бентона 'Это моя возлюбленная'.
Читать его взялся популярный в ту пору британский актер Лоуренс Харви, флейтист же заручился поддержкой проверенных коллег - на месте все тот же Джонни Рэй (правда за барабанами) и гитарист Джо Пума, с которым Манн регулярно записывался в пятидесятых.
Подобные затеи относительно редки, поэтому отнести альбом к откровенным удачам или провалам было бы неверно - другого мнения придерживается критик проекта AllMusic.
AllMusic - 3/10.
The Family Of Mann - The Music Of Herbie Mann (1961). 1371
На следующей пластинке и восьми композициях флейтист использовал примерно те же звуковые наработки, что и на своем дебюте на Atlantic - на сей раз причудливо аранжированными оказались шлягеры в диапазоне от 'Why Don't You Do Right', блюза в миноре, хита в исполнении Пегги Ли еще в сороковых, до 'Moanin' Бобби Тиммонса, актуальной мелодии из мира модерн-джаза.
Акцент на перкуссии и нехарактерных для джаза ритмах сохранен, солирующими же инструментами вновь выступают флейта и вибрафон. Место Джонни Рэя занимает Дейв Пайк - примечательно, что подобному сочетанию инструментов Манн останется верен на протяжении всего десятилетия.
Запись пластинки пришлась на три апрельских дня 1961 года - в том же году она и увидела свет.
AllMusic - 6/10.
At The Village Gate (1961) 1380
Третий альбом Херби Манна на Atlantic и кажется вторая его концертная запись стала поворотной в карьере флейтиста - внимание к пластинке привлекла вещь контрабасиста Бена Такера 'Comin' Home Baby', на будущий год крупный хит в вокальной интерпретации Мела Торме.
Впервые мелодия была записана для альбома квинтета Дейва Бейли (участником которого Такер собственно и являлся) в октябре 1961 года - спустя шесть недель контрабасист появился на одной сцене с группой Херби Манна и отметился соло на своей композиции. С записью в клубе Village Gate управились Том Дауд и Фил Иле.
На альбоме всего три темы, одна из которых ('It Ain't Neccesarily So' Гершвинов) превращается в двадцатиминутный джем на всю вторую сторону пластинки. На ней, к слову, находится место и для продолжительного соло другого басиста - на сей раз Ахмеда Абдул-Малика.
С Абдул-Маликом же приключилась курьезная история - зная, что его выступление тем вечером попадет на пластинку он настолько разнервничался, что крайне осторожничал и ехал в клуб со скоростью 20 км/ч, за что и получил штраф. Когда же он понял, что так попросту не успевает на концерт, то резко изменил стиль вождения и впопыхах повернул в неположенном месте, за что получил второй штраф за вечер.
DownBeat - 5/10. Rolling Stone - 8/10. AllMusic - 9/10. Penguin Guide To Jazz - 7/8.
Right Now (1962). 1384
Несмотря на то, что пластинки 'At The Village Gate' и 'Right Now' в каталоге Atlantic отделяют всего несколько выпусков это совершенно разные по духу работы - на записанной в три захода весной 1962 года 'Right Now' уже четыре номера в стиле босса-нова, сигнализирующих о надвигающейся революции.
Если заглавная авторская композиция Манна во многом напоминает и недвусмысленно пытается повторить успех 'Comin' Home Baby', то уже вторым номером выбран главный хит бразильской новой волны, 'Desafinado' Жобина. Флейтист не забывает и про афро-кубинские интерпретации, однако уже на этом альбоме они отчетливо отходят на второй план.
Что касается выбора музыкантов, то Манн придерживается все той же устаканившейся схемы с флейтой, обилием перкуссии и вибрафоном - на этот раз за металлофоном Хагуд Харди.
AllMusic - 6/10.
Do The Bossa Nova (1963). 1397
В отличие от большинства американских музыкантов пытавшихся заработать доллар-другой на случившемся босса-нова безумии одну за другой выдавая абсолютно неуместные интерпретации американских стандартов a-la bossa nova Херби Манн решил устроить все по высшему разряду и отправился в Рио, где в четыре сессии и записал свой первый полноценный, да и пожалуй главный альбом на тему.
Громкое заявление на обложке полностью соответствует истине - на альбоме действительно звучит гитара Бадена Пауэлла, фортепиано Сержио Мендеса и даже на одной теме голос Жобина - впервые спеть под запись его вдохновил именно Манн, и тот, после нескольких дней усиленных занятий английским, согласился.
Удивительно, но именно благодаря коммерческому успеху 'At The Village Gate' у флейтиста появилась возможность съездить на родину босса-новы и записать абсолютно аутентичный альбом и именно из-за успеха той же пластинки выпуск его записей с босса-новой был сдвинут чуть ли не на год - к тому моменту рынок завоевали Verve, Стэн Гетц и Чарли Бёрд в частности, а альбом Манна затерялся среди сотен беззубых поделок на тему.
AllMusic - 8/10.
Returns To The Village Gate (1963) 1407
В попытке повторить успех 'At The Village Gate' Atlantic выпустили схожим образом оформленный альбом 'Returns To The Village Gate', однако несмотря на название это вовсе не было возвращением флейтиста в клуб в Нью-Йорке. На деле пластинка состояла из не вошедших в первую пластинку записей, а также остатков с апрельской сессии 1961 года для альбома 'The Family Of Mann'.
Таким образом, указанное на обложке попросту не соответствовало действительности - значительная часть пластинки была устроена в студии за несколько лет до этого. Несмотря на полнейшую концептуальную невыдержанность на пластинке хватает любопытных номеров - мне по душе как 'Bedouin' и 'Ekunda' (обе впервые появились на 'African Suite' для United Artists), так и открывающая альбом интерпретация 'Bags Groove' Милта Джексона.
AllMusic - 6/10. Penguin Guide To Jazz - 6/8.
Live At Newport (1963). 1413
То было далеко не первое появление флейтиста на джазовом фестивале в Ньюпорте, однако первое попавшее на пластинку - три темы отведены под классические мелодии босса-новы, что, пожалуй, делает этот альбом нынче самой часто встречающейся пластинкой на тему.
Состав группы претерпел некоторые изменения - за роялем оказался Дон Фридман, в ансамбле появился гитарист, плохо понимавший по-английски музыкант родом из Венгрии, Аттила Золлер, а секция перкуссионистов свелась до Уилли Бобо и Карлоса Вальдеса. Роль же контрабасиста взял на себя все тот же автор главного хита Манна 'Comin' Home Baby' Бен Такер - здесь под его мелодию 'Don't You Know' отведено почти одиннадцать минут.
AllMusic - 8/10. Penguin Guide To Jazz - 6/8.
Latin Fever (1963). 1422
Следующей пластинкой Манна стала своего рода компиляция записей на тему увлечения латиноамериканской музыкой - здесь и мелодии с сессий, устроенных в Рио, и встреча в октябре 1963 года в Нью-Йорке, на которой в расширенном составе и была записана обыгранная в заголовке композиция 'Fever'.
Среди десяти мелодий как бессмертная классика жанра вроде 'How Insensitive' Жобина, так и менее распространенные темы, скажем, 'Influenza De Jazz' Карлоса Лиры.
AllMusic - 6/10.
Nirvana (1964). 1426
Осенью 1964 года наконец увидела свет запись Херби Манна с пианистом Биллом Эвансом. Для флейтиста эта устроенная в две сессии (в декабре 1961 и мае 1962 года) пластинка была одной из сложнейших в карьере - мало того, что ему пришлось играть с настоящими виртуозами, так еще и в куда менее привычной для него интроспективной, задумчивой, неторопливой атмосфере.
Манн же, впрочем, признавался что подобная музыка ему очень сильно по душе и он большой поклонник творчества именно Билла Эванса - устроить же совместную запись помог Монте Кэй, на тот момент менеджер обоих артистов.
Вспоминал флейтист и одну любопытную историю, связанную с этим альбомом:
AllMusic - 6/10. Penguin Guide To Jazz - 6/8.
My Kinda Groove (1965). 1433
Весной 1964 года в четыре сессии Манн записал свой следующий альбом, обозначивший расставание с босса-новой - акцент на ритмической составляющей был сохранен (что и оказалось отражено в названии), однако материал был выбран довольно разноплановый, а на нескольких номерах флейтиста и вовсе сопровождал оркестр.
На заднике конверта Манн вновь появлялся одетым с иголочки - вибрафонист его коллектива Дэйв Пайк вспоминал, что многие коллеги и критики не воспринимали флейтиста как серьезного музыканта, в отличие, впрочем, от публики, для которой и был выстроен подобный образ. Для определенной части аудитории Манн позиционировался как секс-символ - подобное довольно трудно представить в отношении подавляющего большинства джазовых музыкантов.
AllMusic - 6/10.
The Roar of the Greasepaint – The Smell of the Crowd (1965). 1437
В марте 1965 года Херби обратил свое внимание на британский мюзикл 'Рёв грима, запах толпы', подаривший такие хиты, как 'Who Can I Turn To?', 'The Joker' и, конечно же, 'Feeling Good'. Манн оправдывался как мог, вспоминая десятки джазовых интерпретаций мюзиклов, в первую очередь 'My Fair Lady' в версии Шелли Манна - Андре Превина.
Сегодня альбом принято вспоминать в первую очередь из-за участия в нем пианиста Чика Кории, однако на деле это добротная версия мюзикла, не подарившая, однако, ее авторам высоких позиций в чартах Billboard.
AllMusic - 6/10.
Standing Ovation At Newport (1965). 1445
Оказался пианист и на следующей пластинке Манна с записями с выступлений его группы на фестивале в Ньюпорте летом 1965 года.
На пластинке всего четыре темы, одна из которых была сделана за пару месяцев до этого в знаковом для Манна клубе Village Gate. Примечательно и присутствие Бена Такера, который вновь предлагает исполнить его 'Comin' Home Baby'.
AllMusic - 8/10. Penguin Guide To Jazz - 6/8.
Recorded In Rio De Janeiro (1965). 8105
В том же году вышла и будто бы совместная пластинка Манна с Жуаном Жильберту и Жобином - заявленное на обложке сбивает с толку, поскольку во время своего пребывания в Рио флейтисту с бразильским гитаристом записаться не удалось.
На деле это отрывки из пластинки Манна 'Do The Bossa Nova' и часть альбома Жильберту, записанного сначала для бразильского отделения Odeon, а позже доступного в штатах благодаря Atlantic под названием 'The Boss Of The Bossa Nova'.
Today! (1966). 1454
В ноябре 1965 года Херби совсем уж вышел за рамки джазовых приличий и записал пластинку с версиями популярных в то время мелодий в диапазоне от 'Yesterday' Леннона - Маккартни до 'Don't Say I Didn't Tell You So' Бакарака - Дэвида. Наравне с мелодиями Битлов здесь зачем-то и 'The Mooche' Эллингтона, тема, написанная в далеком 1928 году.
Заключено это было в обложку с вызывающим глюки рисунком за авторством Хаига Адишьяна, судя по фамилии и многолетнему сотрудничеству с Atlantic еще одного приятеля руководителей компании братьев Эртегунов.
AllMusic - 6/10.
Monday Night At The Village Gate (1966). 1462
Среди пяти композиций на последней пластинки из серии, устроенных в заведении Village Gate не нашлось ни одной, автором которой числился бы сам флейтист, зато дважды отличился гитарист группы Аттила Золлер, еще с одной помог на тот момент уже штатный сотрудник Atlantic, в будущем легендарный продюсер и аранжировщик Ариф Мардин.
Альбом заметно отличается от своих предшественников плотностью звучания и абсолютно модерн-джазовой стилистикой - то в первую очередь на совести ритм-секции Чик Кориа - Эрл Мэй - Бруно Карр.
AllMusic - 8/10.
Our Mann Flute (1966). 1464
Компиляция совершенно разноплановых и устроенных в разные периоды времени записей - двенадцать попавших на альбом композиций были запечатлены на пленку в период с августа 1960 года по май 1966-го, однако прежде не издавались. Альбом с откровенно коммерческим уклоном, однако сделан, как полагается, безупречно.
Примечательна пластинка не только рисунком на обложке, но и своим задником, на редкость цветным, и с перечислением уже доступных к приобретению пластинок флейтиста.
Судя по всему расположены они в строго хронологическом порядке, за исключением поделенного с Жильберту альбома - он попросту принадлежит к другой серии и выходил под номером 8105.
AllMusic - 6/10.
At Newport (1966). 1471
Третье выступление Манна в Ньюпорте, что попало на пластинки - на сей раз июль 1966 года, роль второго солиста выполняет трубач Джимми Оуэнс.
Любопытно, что на записи недвусмысленно присутствует вибрафонист, однако фамилия музыканта отсутствует как в списке принимавших участие в концерте артистов, ни в сопроводительном тексте к альбому. Виной тому, по всей видимости, некоторые контрактные обязательства - нет на записи и Чика Кории, что, значительно разряжает музыкальное пространство.
Новый 'At Newport' без сомнения одна из наиболее джазовых работ флейтиста за все десятилетие.
AllMusic - 9/10.
Impressions Of The Middle East (1967). 1475
Когда Херби понял, что босса-нова окончательно стала общим местом он обратил свой взор на те участки земного шара которым прежде должного внимания не уделял - то во многом совпало с тенденциями второй половины шестидесятых на увлечение востоком.
Как и прежде флейтист не собирался ограничиваться поделками на тему - в его группе появился удист Чик Ганимян, а важнейшую помощь оказал турок Ариф Мардин, который привнес и аранжировал несколько традиционных мелодий, 'Yavuz' и 'Uskudar', а также специально к сессии написал в результате восьмиминутную 'Odalisque'. Как нельзя уместен оказывается и привычный для ансамблей Манна вибрафон - на этот раз за инструментом Рой Эйрс.
AllMusic - 9/10.
A Mann & A Woman (1967). 8141
В том же году увидела свет и первая пластинка флейтиста, записанная с певицей - ее роль исполнила Тамико Джонс, в которой причудливым образом смешались индейские, японские и британские корни.
В качестве титульного номера была выбрана крайне популярная в ту пору мелодия к фильму Клода Лелуша и предсказуемым образом обыграна в названии.
Среди одиннадцати композиций такие хиты, как 'Sunny' Бобби Хебба, 'Day Tripper' Битлов и даже 'Sidewinder' Ли Моргана - эффектная певица благополучно управилась со всем набором.
AllMusic - 8/10.
The Beat Goes On (1967). 1483
Откровенно коммерческий альбом Манна с попыткой заработать доллар-другой на крайней популярной мелодии Сонни Боно 'The Beat Goes On' - материал же на пластинку был собран аж с семи сессий, устроенных в период с апреля 1964-го по март 1967-го.
При этом каким-либо образом упрекнуть Манна не получится - пластинка переполнена фирменным грувом и будет уместна на любой вечеринке.
AllMusic - 4/10.
String Album (1967). 1490
К 1967 году у флейтиста в дискографии можно было найти работы на любой вкус - афро-кубинская музыка, латиноамериканские течения, малые составы разных формаций, запись с вокалисткой. Не хватало, пожалуй, одного - альбома со струнными.
Впрочем, надо понимать, что Манн не был бы Манном если бы не превратил задумку в настоящее музыкальное исследование - заручившись поддержкой лучших джазовых музыкантов (Мэл Льюис, Ричард Дэвис, Джимми Оуэнс) и блестящего аранжировщика Торри Зито (на паре вещей его работу выполняет неоднократно упомянутый выше Ариф Мардин) он удивляет не меньше прежнего.
AllMusic - 6/10.
Wailing Dervishes (1967). 1497
Оказались запечатлены и концертные выступления ближневосточного ансамбля Манна - альбом уместен как в пандан к пластинке 'Impressions Of The Middle East', так и сам по себе.
Центральной становится 'Norwegian Wood' Битлов, здесь превратившаяся в одиннадцатиминутный джем - на пару минут на альбоме появляется и другой артист лейбла Atlantic Руфус Харли с традиционным для него инструментом волынкой.
AllMusic - 9/10.
Windows Opened (1968). 1507
К 1968 году Херби определился с участниками своей новой группы - в квинтет вошли гитарист Сонни Шеррок, вибрафонист Рой Эйрс, басист Мирослав Витуш и барабанщик Бруно Карр. Именно этим составом и была записана пластинка 'Windows Opened'.
На альбоме причудливым образом смешались интерпретации композиций фолк-артистов Донована и Тима Хардина, шлягер Джимми Уэбба 'By The Time I Get To Phoenix' и серия актуальных джазовых тем вроде 'Paper Man' Чарльза Толливера и 'Foorprints' Уэйна Шортера. Заглавную же вещь написал Рой Эйрс - три этих вещи безусловно напоминали о существовании и влиянии на современную музыку нового квинтета Майлза Дэвиса.
AllMusic - 8/10.
The Inspiration I Feel (1968). 1513
Еще один довольно удивительный пункт в дискографии флейтиста - альбом-посвящение другому важнейшему для Atlantic артисту, Рэю Чарльзу.
На пластинке уместилось всего шесть номеров, поэтому многие характерные для Рэя вещи пришлось оставить за бортом - исполняет же его рабочий квинтет с оркестром под управлением Уильям Фишера. Важнейшую же помощь оказывается тенор-саксофонист Дэвид Ньюман, на протяжении многих лет ближайший соратник Чарльза.
То была первая пластинка Манна к который уверенно клеится 'soul-jazz' ярлык, несмотря на определенные хождения музыканта вокруг да около в предыдущие годы.
AllMusic - 5/10.
Memphis Underground (1969). 1522
Главную же пластинку Херби и его музыканты (к прежнему составу присоединился гитарист Ларри Кориелл) учредили в августе 1968 года в легендарной American Sound Studios в Мемфисе, прежде штаб-квартиры лейбла Stax, а позже места записи шедевров Элвиса Пресли и Ареты Франклин.
Музыканты зависли в студии на несколько дней и в результате вместе со студийной ритм-секцией наиграли на пять номеров. Сингл с пластинки добрался до 44 позиции в поп-чартах, а сам альбом и вовсе поднялся до 22 места - невиданный результат для пластинки с джазовой музыкой.
Пластинкой впечатлились многие известные современники - гонзо-писатель Хантер Томпсон поставил альбом на первое место в списке любимых записей шестидесятых, выше 'Surrealistic Pillow' и 'Let It Bleed'.
AllMusic - 6/10. Penguin Guide To Jazz - 6/8.
Live At The Whisky A Go Go (1969). 1536
Полчаса с выступления того же состава (плюс тенор-саксофонист Стив Маркус) на западном побережье в популярном голливудском заведении Whisky A Go Go попало на предпоследнюю пластинку Манна в шестидесятых.
Диссонансные соло Маркуса и Шеррока безусловно то, что отличает альбом от десятков других устроенных на стыке десятилетий исследований соул-джаз грува.
AllMusic - 8/10.
Concerto Grosso In D Blues (1969). 1540
За полгода же до концерта в голливудском клубе Херби со своими музыкантами выступал на джазовом фестивале в Берлине - там же, пользуясь расширенными финансовыми возможностями после успеха 'Memphis Underground', талантом аранжировщика Уильяма Фишера и местным симфоническим оркестром Манн взялся за самый амбициозный проект в своей карьере.
На пластинке удалось уместить как почти тридцатиминутный заглавный концерт, так и еще три композиции на второй стороне. Альбом можно смело считать magnum opus Манна и одной из лучших записей третьего течения.
AllMusic - 10/10.
Впереди серия текстов про остальное наследие Херби Манна - его записи пятидесятых, пластинки шестидесятых, устроенные вне Atlantic и семидесятые на главном для него лейбле.