Для меня, человека достаточно понимающего, было очевидно, что большинство бравурных заявлений мелькавших в СМИ от тех или иных производителей связанных с электромобилями или системами ИИ о будущем "автопилотов" - являлись маркетинговой ложью.
Перед "автопилотом" стоит ряд проблем, которые невозможно решить одновременно дёшево и быстро, а некоторые невозможно решить вообще. Поводом к этой статье стала очередная жертва автопилота. В США, на перекрёстке совершили наезд на пересекавшую проезжую часть вне пешеходного перехода женщину. Ударом её отбросило под колёса двигавшегося по встречке беспилотного такси Cruise, которое затормозило, но из-за того, что наезд произошёл и женщина оказалась под машиной, после остановки... продолжило движение и протащило женщину остановившись повторно только после дистанционного вмешательства оператора (я подозреваю, что в случае сигналов с датчиков похожих на ДТП, у диспетчеров подаётся сигнал тревоги).
Сейчас, когда идёт расследование выясняются различные нюансы, которые я уверен, есть У ВСЕХ производителей таких авто. Основа этих проблем -"машинное зрение". Дело в том, что для нормальной ориентации в пространстве таким машинам нужны не только и не столько камеры, сколько радары, так как именно они дают точную информацию о находящихся в пространстве объектах до миллиметра. Тут типичная для капитализма проблема: устройства эти - лидары (лазерные радары), стоят дорого, я сейчас говорю именно об автомобильных, с достаточной мощностью. Ещё и живучесть у них не ахти - они плохо переносят вибрации и удары, да и ресурс у них низкий, а также они несут опасность для человеческого зрения и любой цифровой оптики. Естественно, что бизнес сделал финт и от них отказался. Оставив машинное зрение опирающиеся на "нейронные сети" со всеми их глюками.
Что не быть голословным, пример:
Бизнес ослеплён надеждой, что "сетки" можно будет до обучить, накопив достаточно материала. Только это не так. Человек, распознаёт образ за 0,1-0,3 сек. Любой. Если образ примитивный, то ещё быстрей. Как видим ИИ такое не по зубам. Причины таких "фантомов" разбирать не будем. Ибо про ИИ я уже писал. Да и не сможет никакая нейросеть распознать все объекты на дороге через видео (например, они не распознают ям) и тем более нестандартные с нестандартным поведением.
Коснусь лишь очевидных проблем - финансовых. Первое - недостаточная производительность вычислительной техники, ну не ставить же по инстансу за 10000$+ в каждую машину. Второе - это необходимость большого количества камер смотрящих во все стороны. Но и это ещё не всё. Все поголовно, производители умалчивают о таком элементе безопасности, как дублирование. Малейший сбой или зависание в системе и вы получите несущуюся в потоке железную болванку весом в тонну или больше, по этому по большому счёту системы должно быть две, а разговоры о выпуске авто вообще без органов управления мне видятся приступными.
Отдельно для гуманитариев поясню. На данный момент низкий уровень ДТП с такими машинами связан в первую очередь с двумя факторами: с тем, что все они являются объектами НИОКР и следовательно находиться под более пристальным контролем, у производителей, а так же с тем, что их число на дорогах минимально, и в случае если случается ЧП компенсация происходит за счёт других участников движения - живых людей. Например, спящих водителей Тесла зажимают в коробку и останавливают.
Как эти проблемы можно решить и как их пытаются решить бизнесмены? Работу инженеров можно характеризовать девизом - "не можешь победить - возглавь". Так и поступим. Можно создать сеть. Тогда можно получать информацию с других машин - едущих спереди или сбоку от распознаваемого объекта. Про основную проблему такого решение чуть позже, пока всё упирается в скорости передачи данных и в вопрос, что делать если машин нет и когда будет достигнута "критическая масса" на дорогах? Второе напрашивающиеся решение это потребовать у всех участников движения иметь транспондер. Очень удобно - авто сообщает: я - УАЗ патриот, и ИИ уже знает и образ и габариты. Такие разговоры периодически возникают. Проблем в этом решении ворох: ну конечно же это хотят ввести принудительно и за ваш счёт (кто бы сомневался), а в случае "бесплатно" это то же будет за счёт налогоплательщиков. Что делать с велосипедистами, скейтерами, детьми вдоль дорог, животными и прочими, как раз с самыми непредсказуемыми объектами на дороге? И что делать в случае подделки транспондера или ошибки и сбоя (самое простое - пропало питание)?
Самый главный вопрос, касающийся обоих решений как быть с конфиденциальностью и общественным мнением? Поясню. Вы правда хотите ехать с передатчиком который постоянно знает ваше местоположение, и скорость? Чуете чем пахнет? Ага. Автоматическими штрафами. И несмотря на мое категоричное отношение к нарушителям ПДД, я настолько же категорически против тотальной слежки, причины я затрагивал тут и в некоторых других статьях...
Однако, не смотря на жертвы эти машины продолжат пропихивать. И несомненно, рано или поздно те или иные концерны "убедят" регулирующие органы, что их автопилоты - "5го уровня". Что означает полную автоматизацию вождения. Предположу, что такие авто всё таки ограничат. Применять пятый уровень позволят в наиболее благоприятных условиях с предсказуемым поведением участников движения. Выделять такие участки будут как-нибудь знаками, возможно с радиометкой (чтобы выдавало что-то то вроде "вы выехали из зоны автопилотирования, положите руки на руль"). Ответственность за всё вне таких зон будет на человеке. Естественно особо одарённых это не остановит.
Моргот.