Мы, люди, получившие советское образование, можем относиться к этому как угодно, но факт остаётся фактом: в девятом классе надо показать следующие умения:
- Чтение.
- Пересказ.
- Монолог.
- Диалог.
Автор статьи, репетитор, уже начал погружение в очередную подготовку. По сравнению с прошлым годом почти ничего не изменилось. Если только капельку...
Веду свой собственный учёт ошибок, недочётов, речевых несоответствий и прочих нарушений для того, чтобы сравнить их с предыдущим годом.
Чтение
Школьники по-прежнему критично мало читают, из-за чего навык чтения сформировался или слабо, или очень слабо.
Основные ошибки:
- Неправильная постановка ударений.
- "Проглатывание" окончаний.
- Неправильное склонение числительных.
- Неверное произнесение имён собственных.
- Неспособность прочитать "неизвестное" слово с первого раза.
Для примера привожу текст.
Попробуйте дать себе до двух минут на подготовку, а затем прочитайте вслух. Сможете сделать 18 ошибок?
А некоторые школьники могут.
О смешном: именно в приведённом тексте ученики затруднялись со словом "хохломское" и откровенно ржали над словом "травка".
Пересказ
Этот же текст теперь нужно подробно пересказать. Время на подготовку тоже выделяется. Тоже до двух минут. Пересказывать нужно без "ну", "это самое" и "как бы". А ещё необходимо вставить в пересказ, в подходящее место, согласно контексту, предложенную цитату.
Наблюдение: школьники часто забывают вставить цитату, что снижает баллы.
Антирекорд – 8 нареканий от репетитора. Один девятиклассник постарался.
Монолог
Здесь ещё интересней. На выбор предлагается три типа текста, разумеется, с подготовкой (уже одна минута):
- Описание (даётся фото или картинка).
- Повествование (рассказываем о случае/эпизоде из жизни).
- Рассуждение (рассуждаем на предложенную тему).
Сможете угадать, какой тип чаще всего выбирается девятиклассниками? Сколько раз споткнётесь в выбранном вами варианте монолога? 6 раз получится?
Диалог
Вытекает из предыдущего задания. Нужно будет побеседовать с экзаменатором на выбранную в предыдущем пункте тему. Мычать нельзя, тупить не надо, молчать не рекомендую.
На все четыре задания должно уйти около 15-16 минут (включая подготовку).
Когда один особо задумчивый ученик "беседовал" со мной почти восемь минут, я ему мысленно 5 нареканий выделила.
А теперь о страшном. Я так обыграла материал, товарищи. С позитивом и жизнеутверждающе. А вот когда смотришь на выпускника, который двух слов связать не может, это действительно пугает.
Да и само наличие подобного экзамена приводит меня к неутешительной мысли: если навыки проверяются, значит, есть мнение, что не всё гладко. Иначе зачем тогда проверять?
А вот и давайте вспомним, был ли у нас, взрослых читателей, устный русский в выпускном восьмом (девятом) классе. У меня не было. Никто, видимо, не усомнился. (Или не додумался.)
***
Итого, средний уровень готовности в начале пути среди учеников репетитора по меркам репетитора – минус 37 баллов, что на 4 градуса выше, чем в прошлом году.
Не переживайте за нас, мы справимся. Не первый раз.
Прорвёмся😏😊