16 ноября в прокат вышел фильм режиссера Андрея Богатырева «Легенда о самбо». Примечательно, что выход картины был приурочен к 85-летнему юбилею самбо – одного из главных национальных видов единоборств.
В фильме, основанном на реальных событиях, снялись Вольфганг Черни (Василий Ощепков), Дмитрий Павленко (Виктор Спиридонов), Антон Вохмин, Алексей Шевченков, Ольга Сташкевич, Павел Абраменков, Вячеслав Шихалеев и другие актеры.
По сюжету события фильма разворачиваются во время Московской спартакиады 1936 года, на которую приглашена сильнейшая команда борцов. Кульминацией должен стать решающий поединок: кто-то одержит победу, кого-то ждет поражение, а кого-то — неожиданный поворот судьбы.
Зрителю предстоит познакомиться с двумя мастерами боевых искусств. Один, Василий Ощепков, с детства обучался искусству дзюдо в Японии. Другой, Виктор Спиридонов, прошел русско-японскую войну и разработал приемы для самообороны. Оба мастера одержимы идеей создания национальной борьбы.
Создатели картины «Легенда о самбо» рассказали историю зарождения самбо и показали напряженные бои великой эпохи «открытий и надежд», которые переплетаются с судьбами двух великих создателей самбо и их ученика Анатолия Харлампиева (Антон Вохмин).
О разработке фильма было объявлено еще в 2016 году. В разное время в качестве режиссеров называли Дмитрия Киселева и Георгия Шенгелия. Среди потенциальных исполнителей главных ролей были Владимир Машков, Евгений Миронов, Данила Козловский, Александр Паль, Елена Лядова, Виктория Исакова. Съемки планировали начать в 2017 году, однако в итоге картина была снята значительно позже и с другим актерско-режиссерским составом.
Немного истории
Виктор Спиридонов и Василий Ощепков — два диаметрально противоположных персонажа, которые стояли у истоков отечественного вида единоборств. При этом оба преследовали одну цель — создать новый национальный вид боевых искусств.
Своего рода уникальной является история Василия Ощепкова. После передачи в 1905 году Южного Сахалина японцам по Портсмутскому миру оставшийся в 1904 году полным сиротой Василий был отправлен на учебу на остров Хонсю в Японии, где обучался в семинарии в Киото. Там он увлекся дзюдо.
В 1914 году, сразу после приезда в Россию, Ощепков организовал во Владивостоке кружок дзюдо. В 1917 году во Владивостоке состоялся первый в истории широко разрекламированный международный матч по дзюдо: ученики Ощепкова состязались с воспитанниками японского высшего коммерческого училища города Отару.
В 1930 году при непосредственном участии Ощепкова было подготовлено и опубликовано «Руководство по физической подготовке РККА. В 1934 году Василий Ощепков создает свою секцию в только что построенном Дворце спорта Авиахима, которую в 1935 году по болезни передает своему ученику, практиканту из Инфизкульта Харлампиеву. Летом 1937 года Ощепкову удалось добиться открытия специализации по дзюдо в организованной при Инфизкульте Высшей школе тренеров.
Благодаря второму мастеру - Виктору Спиридонову приемы джиу-джитсу под русскоязычными названиями в 1930 году были официально включены в Наставление по физической подготовке РККА и в аналогичные наставления для подготовки сотрудников рабоче-крестьянской милиции.
В 1905 году Спиридонов в звании подпоручика отправился на Русско-японскую войну, служил в конной разведке, но его часть не принимала участие в боевых действиях. С 1906 года Спиридонов увлекся модным тогда в Европе «джиу-джитсу», которое изучал по издававшимся тогда в России и в Европе пособиям и самоучителям.
После революции отставному офицеру царской армии большевики предоставили работу и жилье, а также возможность заниматься спортом и продвигать боевые искусства в новом советском государстве. Пропагандируя дело самозащиты, Спиридонов объездил весь Советский Союз.
О чем фильм
Картина «Легенда о самбо» рассказывает о событиях 1936 года, когда во время Московской спартакиады команды, подготовленные Василием Ощепковым и Виктором Спиридоновым, сходятся друг против друга за право попасть в состав сборной. В результате должен определиться и тренер сборной СССР. Им должен стать либо Ощепков, либо Спиридонов.
Разумеется, борьба, показанная в фильме, лишь отдаленно напоминает современное самбо, ведь в те времена самбо только зарождалось. Кроме историй Ощепкова и Спиридонова важное значение в фильме придается и личности Харлампиева. Ведь именно он впоследствии «пересобрал» труды отцов-основателей самбо.
Как и любое «спортивное» кино, «Легенда о самбо» - это, разумеется, картина не только о спорте. Она о личностях и сильных характерах, воле к борьбе и целеустремленности. В некоторой степени «Легенда о самбо» - это фильм-биография, вернее биографии, так как их в картине сразу три (включая Харлампиева).
Впечатления от картины
Приятным моментом киноистории о самбо является тот факт, что фильм снят не об «идолах», которых знает каждый, а о людях, хоть и имеющих высокую значимость для развития отечественного спорта, но все-таки не слишком «замыленных».
Ни Спиридонов, ни Ощепков не летали первыми в космос, не начинали и не завершали мировые войны. Об их подвигах не написаны тысячи книг и не сняты сотни фильмов. О них не рассказывают на школьных уроках. Тем интереснее становится узнать об этих людях то, что прежде зрителю, скорее всего, не было известно. Да и тема развития самбо в 30-годы прошлого века сама по себе кажется весьма экзотической, а, значит, способна вызвать неподдельный интерес.
При этом создатели картины не идеализируют образы главных героев. Виктор Спиридонов предстает на экране заядлым курильщиком. И это совсем не вяжется со спортивным образом жизни. Однако Спиридонов был именно таким, а еще хмурым, грубоватым и несколько подозрительным. Все эти черты Спиридонова можно наблюдать на экране. Никакого идеального Спиридонова зрителю, слова Богу, не предлагают.
Ощепкин тоже соответствует тому описанию, которое оставили о нем его современники. Однако, не в пример Спиридонову, Ощепкин более выхолощен, более «системен». По сути, «Легенда о самбо» - это, как уже успели справедливо отметить кинокритики, «фильм о борьбе двух противоположных подходов к одному и тому же делу». Зрителю предлагается понаблюдать за соперничеством двух характеров, двух подходов, двух методов.
Поскольку события происходят в 1936-м году, как раз накануне больших репрессий, то интересно наблюдать за той позицией, которая отводится в картине советскому государству, а оно как раз мешает обоим нашим героям. Воплощенное в лице чекиста по кличке Интеллигент (Алексей Шевченков) государство как бы стремится стравить Спиридонова и Ощепкова. На этом, помимо прочего, держится общий накал страстей, а Интеллигент, в свою очередь, выполняет роль главного антигероя.
Нельзя сказать, что картина «Легенда о самбо» безупречна. В ней достаточно огрехов и киноляпов. Временами страдает и динамика. Боевые сцены, то и дело, сменяются затянутыми диалогами, которые так и хочется «подогнать».
Однако стоит отметить, что в череде похожих друг на друга новинок отечественного кинорынка картина о самбо выгодно выделяется оригинальностью темы и рядом удачных режиссерских решений. Фильм может заинтересовать как любителей спорта, так и ценителей истории. Да и вообще всех, кто любит отечественное кино.