Найти тему

Князь-Владимирский собор

5 апреля 1719 года в присутствии самодержца Петра I состоялось освящение церкви в честь Успения Богоматери, ставшей в дальнейшем предшественницей Князь-Владимирского собора. Тогда же, Царским указом храм получил степень соборного. Это был, на то время, четвертый по счету собор Санкт-Петербурга.

Собор Святого равноапостольного князя Владимира. Фото автора.
Собор Святого равноапостольного князя Владимира. Фото автора.

Друзья! Сегодня нам предстоит познакомиться с великолепным памятником русской церковной архитектуры, действующим православным храмом Санкт-Петербургской епархии РПЦ Князь-Владимирским собором, что расположен на Петроградской стороне, рядом с Петропавловской крепостью, в местности ставшей однjq из первых жилых районов строящегося города. Уточню, мое посещение собора датируется маем месяцем 2023 года. Несмотря на проведение реставрационных работ внутреннего убранства, храм открыт для посещений и принимает прихожан.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

В предисловии упоминается Успенский собор, или как его в народе называли "Успение на Мокрушах", от местности, часто заливаемой от наводнений, так вот, по прошествии лет, мазанковый храм начал ветшать. И уже в конце правления императрицы Анны Иоанновны принимается решение построить новый храм. Автором проекта выбран архитектор Пьетро Антонио Трезини, родственник Доменико Трезини, одного из первых архитекторов Санкт-Петербурга. Было это в 1740 году, однако через два года возведение было приостановлено на неопределенный срок...

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

После многолетнего перерыва, а за это время сменилось несколько российских правителей, в царствование императрицы Екатерины II продолжены работы по возведению собора. На этот раз строительство нового храма поручено зодчему Антонио Ринальди, основными сооружениями которого были дворцовые и парковые постройки в пригородах Петербурга: Гатчине, Царском Селе, Ораниенбауме. В столице самая известная его работа - Мраморный дворец.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

И в отличии от первого проекта, где Трезини планировал одноглавый каменный храм, Ринальди поменял концепцию, на сей раз, по русской традиции и с позволения императрицы Екатерины II, в 1765 году создал проект пятиглавой церкви. От разработки проекта до начала строительства прошел год, а еще через шесть лет собор был практически готов, если только не одно "но", в 1772 году случился пожар, в результате: полностью сгорел деревянный Успенский собор, стоящий рядом и пострадала часть нового храма. Однако, в том же году, в сентябре, несмотря на незаконченные внутренние работы, один из приделов нового собора, Успенского, прошел обряд освящения, необходимый для проведения богослужения.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

История повторяется, и вновь собор остался незавершенным до 1783 года, когда Екатерина II издает своим указом повелевает закончить все работы в соборе. Поставить точку в этом деле назначен Иван Егорович Старов, один из крупнейших зодчих русского классицизма, с 1772 по 1774 года занимал пост главного архитектора Санкт-Петербурга. По его генеральным планам построены многие города России, в Петербурге среди известных работ Старова - Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, Потемкинский дворец и др.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Итак, Старов со своим помощником Михаилом Емельяновичем Меленьевым завершали оформление интерьера собора и его фасадов. Наконец, в октябре 1789 года, практически через полвека с начала возведения, собор во имя святого князя Владимира, его главный престол был освящен.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

В соответствии с традицией, введенной в конце XVIII века Павлом I, когда за определенным орденом назначались церкви, так называемые орденские храмы. Таким образом, Князь-Владимирский собор в 1845 году стал одним из таких храмов, орденским, в честь императорского ордена Святого равноапостольного князя Владимира. С тех пор, и до 1916 года в Князь- Владимирском соборе ежегодно 22 сентября отмечался орденский праздник, где присутствовали награжденные этим орденом.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Немного информации о самом ордене. Среди его первых кавалеров были известные государственные деятели и личности: Александр Суворов, Григорий Потёмкин, Иван Шувалов, Григорий Панин, Петр Румянцев, Александр Голицын. Среди награжденных были как военные чины, так и гражданские служащие. За все время существования ордена, а это 130 лет, награжденными стали свыше сорока тысяч человек, из них около 700 человек кавалерами первой степени. Кстати, в числе первых одиннадцати кавалеров этого ордена была и сама императрица Екатерина II, учредившая награду.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Немного об архитектуре собора. В нем удивительным образом воплощены два противоположных и в то же время фундаментальных стилей архитектуры: изящное барокко и ранний классицизм! Да, барочный стиль имел распространение до середины XVIII века, классицизм же проявил себя уже второй половине того же столетия. Вся разгадка в сроках возведения собора, на это со всеми остановками ушло 50 лет, начинал Антонио Ринальди, в присущем ему стиле, а заканчивал Иван Старов - основоположник русского классицизма, в итоге каждый привнес в архитектуру храма свое видение, так и случилось смешение стилей...

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

С приходом к власти большевиков и начавшиеся гонения на Церковь, к началу 30-х годов на Петроградской стороне Князь-Владимирский собор остался единственным действующим храмом. Однако, храм никогда не закрывался, и даже в годы блокады Ленинграда его врата всегда были открыты для верующих, и не смотря на бомбежки и голод богослужения не прерывались ни на один день.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

К сожалению, из-за работ по реставрации внутреннего интерьера собора, не удалось увидеть храм во всей красе увидеть. В главном предмете храма, его иконостасе, как и в архитектурном облике собора также проявился симбиоз стилей. Так, боковые иконостасы имеют черты необарокко, а центральный выполнен в классическом стиле. Самая старая иконой собора датируется XVII веком, этоиконы Божией Матери "Знамение", остальные иконы иконостаса выполнены в XVIII-XIX столетиях. И еще один исторический факт: в годы Великой Отечественной войны в соборе находилась самая почитаемая икона всего православного мири и главная святыня Казанского кафедрального собора список Казанской иконы Божией Матери.

Фото автора.
Фото автора.

На сегодня всё! Спасибо, что уделили время и досмотрели до конца, надеюсь вам понравилось! С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки, пишите отзывы!