Вокруг нас огромное количество звуков. За окном квартиры мы часто слышим шум от автомобильной дороги, а в офисе — от люминесцентных ламп, при сильном ветре до нас доносится шелест листьев, а во время ливня капли очень громко бьются о стекло и подоконник. Если для взрослого человека такие звуки могут быть привычными, то для детей нет. Театр кукол имени В. А. Вольховского предложил их изучить и развеять страхи, артисты придумали инклюзивный спектакль «Мы так похожи: Звуки вокруг нас» и в фойе организовали уютную лабораторию.
— Театр кукол имени Вольховского выпустил первый инклюзивный проект «Мы так похожи: Звуки вокруг нас». Это камерная постановка, которую могут посетить все дети, в том числе с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья. При создании спектакля артисты осваивали музыкальные инструменты, разучивали партии на них, — рассказала режиссер Наталия Красильникова.
В своей лаборатории артисты в ролях исследователей открывали различные баночки со звуками. На одной из них было написано «Почти страшные звуки», другие емкости содержали «звуки музыки» и «звуки ночного леса». Актеры «выпускали» звуки в фойе и показывали для ребят небольшие миниатюры. Тут и композитор Бах, пытающийся поймать рыбу и написать симфонию, и два комара, которые надоедают бедной кошке, а также влюбленная сороконожка. Миниатюры сопровождаются забавными стихотворениями детского писателя Артура Гиваргизова, чтобы ребятам был понятен язык повествования.
В спектакле задействованы куклы разных систем, их сделали тактильными, чтобы дети смогли их потрогать и изучить, сороконожки и комары с длинными носами после этого уже не кажутся такими неприятными. Поставка обязательно сопровождается игрой на музыкальных инструментах, дети вместе с артистами могут петь. Чаще всего это забавные песенки состоящие из небылиц. Был и небольшой театр теней!
— Мы изначально придумывали такой спектакль, в котором бы раскрывались разные возможности предметов, кукол, звуков, поэтому у нас здесь все так переплетается и получается своеобразный микс материалов, шумовых эффектов, — поделилась художник Ольга Павлович.
Режиссер и постановщик хотели создать в театре среду, где будет происходить встреча и взаимодействие разных зрителей с учетом их особенностей. Они даже ходили к воспитанникам реабилитационного центра «Парус надежды» и следили за реакцией детей, много говорили, чтобы понять, как выстроить коммуникацию, чтобы во время спектакля была доверительная атмосфера.
Нередко детские кукольные спектакли грешат громкими и резкими звуками, поэтому особенным малышам при просмотре может быть некомфортно. Актеры показали ребятам, что звуки могут быть не страшными, они такие же маленькие, уютные и добрые, такие же как они.
Ольга Антипова