Минфин предложил новый механизм борьбы с мошенниками, похищающими деньги у клиентов банков. По идее ведомства, банки должны нести часть ответственности за такие случаи и возмещать пострадавшим часть убытков. Это должно стимулировать банковскую систему к повышению безопасности и защите своих клиентов. Однако банки и эксперты считают, что такое решение несправедливо и может привести к негативным последствиям для потребителей финансовых услуг. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Минфин предложил новый механизм борьбы с мошенниками, похищающими деньги у клиентов банков. По идее ведомства, банки должны нести часть ответственности за такие случаи и возмещать пострадавшим часть убытков. Это должно стимулировать банковскую систему к повышению безопасности и защите своих клиентов. Однако банки и эксперты считают, что такое решение несправедливо и может привести к негативным последствиям для потребителей финансовых услуг. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Инициатива Минфина была озвучена директором департамента финансовой политики Иваном Чебесковым на конференции «Территория финансовой безопасности — 2023», которая проходила в Москве 14 ноября. По его словам, банки должны брать на себя часть риска, связанного с мошенническими действиями в отношении своих клиентов, и выплачивать им компенсации в случае хищения денег.
«Если сказать, что ты будешь платить, условно, половину того, что заберут у твоего клиента, то тогда мотивация другая, тогда ты будешь очень сильно стараться с этими мошенниками бороться», — сказал Чебесков.
По данным Центрального банка России, в 2022 году у россиян похитили 14,2 млрд рублей. По оценке Сбербанка, в 2023 году эта сумма вырастет до 19 млрд рублей. Под давлением мошенников россияне взяли кредитов на 200 млрд рублей, оценивал Сбербанк. В ЦБ заявили, что находятся «в постоянном диалоге с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Минфином, по вопросу противодействия хищению денег у клиентов банков» и принимают «активное участие в обсуждении их инициатив». В регуляторе полагают, что комментировать реализацию предлагаемого механизма и давать ему оценку — преждевременно.
Представители банковского сообщества высказались против идеи Минфина. Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков отметил, что банки сделали все возможное для борьбы с мошенниками в рамках того, что им разрешили регуляторы и нормотворцы.
«Мы же не будем требовать от изготовителя и продавца кошелька или сейфа возмещать часть убытка от украденных из них денег клиента», — сказал он.
Банки просили регуляторов дать им больше полномочий для борьбы с мошенниками, например, замораживать украденные суммы на их счетах или приостанавливать операции, когда они видят явное мошенничество, но им не разрешили, чтобы они случайно не ошиблись, задержав правильный платеж, напомнил Войлуков.
Глава Национального совета финансового рынка Андрей Емелин отметил, что многие крупные банки возвращают небольшие потери клиентам без расследования — это идет на пользу репутации.
«Банки совместно с ЦБ и МВД с этим активно борются и несут колоссальные издержки, чтобы не допустить этих краж», — сказал Емелин.
Эксперты также высказали сомнения в целесообразности инициативы Минфина. Управляющий партнер Novator Legal Group Вячеслав Косаков назвал «разделение убытков при любых мошеннических действиях» несправедливым по отношению к банкам, которые будут нести ответственность в том числе за несоблюдение требований по безопасности самими клиентами. Юрист практики разрешения споров юрфирмы «Косенков и Суворов» Артем Макаров пояснил, что существуют определенные юридические ограничения ответственности — отношения между клиентом и банком носят гражданско-правовой характер — по общему правилу для возложения ответственности на банк последний должен совершить виновное правонарушение.
«В случае с банком и мошенниками вина банка не выглядит однозначной», — считает он.