Найти тему
Мир Леди

Переснимите это немедленно! Почему поклонникам «Гардемарины, вперёд» не стоит смотреть фильм «Гардемарины 1787»

Оглавление

У первой части саги о гардемаринах, вышедшей в далеком 1988 году, по сей день огромное количество поклонников. Многие, в том числе и автор обзора, любят время от времени пересматривать этот душевный и немного наивный мини-сериал, рассказывающий о приключениях кадетов навигацкой школы — Леши Корсака, Саши Белова, Никиты Оленева.

«Гардемарины, вперёд» — работа очень красивая и многогранная. Тут есть все: интриги, любовь, преданность и предательство, идущие рука об руку, дворцовые страсти, дуэли, а также много истории, красивые костюмы, живописные виды, душещипательные песни, хорошая актерская игра. Но что особо ценно, через сюжет красной нитью проходит тема настоящей дружбы. Такого сейчас практически не встречается ни в жизни, ни в кино.

Кадр из фильма С. Дружининой «Гардемарины, вперед» 1988 года
Кадр из фильма С. Дружининой «Гардемарины, вперед» 1988 года

Что касается фильмов 1991 и 1992 годов — «Виват, гардемарины!» и «Гардемарины III» соответственно, то они по ряду причин получились менее удачными. Хотя бы потому, что из саги ушел сначала Владимир Шевельков, игравший Никиту Оленева, а потом и Сергей Жигунов, что воплотил в жизнь образ Саши Белова. Не было в третьей части и Татьяны Лютаевой, сыгравшей прекрасную Анастасию Ягужинскую. И все-таки эти два фильма гораздо лучше чем то, что вышло на экраны в 2023 году.

Речь идет о новом проекте Светланы Дружининой «Гардемарины 1787», который поделен на два фильма. «Мир» и «Война». Сказать, что это полный провал (на мой взгляд!), ничего не сказать. Начиная с игры актеров, и заканчивая сюжетом, все — сплошной кринж.

Кадр из фильма С. Дружининой «Гардемарины 1787. Мир»
Кадр из фильма С. Дружининой «Гардемарины 1787. Мир»

1. Актерская игра

Еще на этапе съемок было заявлено, что помимо известных актеров в фильме примут участие новички. Так в проект попали Ника Здорик и Андрей Лаптев. Первой досталась роль Александры Беловой (дочери Саши и Анастасии), второму — Шурки Корсака (сына Леши и Софьи). Ребята молодцы, очень старались, где-то переигрывали, но тут вопросов в общем-то нет, им еще учиться и учиться. Но вот почему ужасно сыграли Домогаров, Мамаев, Макеева, Панкратов-Черный, Машная мне непонятно. Чуть-чуть лучше на съемочной площадке проявили себя Боярский и Харатьян, но и они не отнеслись к своей работе серьезно.

И вообще, глядя на то, как вели себя признанные мэтры советского и российского кино в кадре новых «Гардемаринов», создается впечатление, что им... неловко что ли. Неловко сниматься в ТАКОМ. Думаю, они все понимали и просто хотели, чтобы это поскорее закончилось.

Что касается Семенович и Орбакайте, то они подчас кривлялись перед камерой. Но, если присутствие Кристины в фильме еще как-то оправдано (она играет императрицу Екатерину II), то зачем позвали Анну — непонятно. Роль у нее странная. Возможно, ее персонаж раскроется во второй части.

Кадр из фильма С. Дружининой «Гардемарины 1787. Мир»
Кадр из фильма С. Дружининой «Гардемарины 1787. Мир»

2. Глупые диалоги

А это вообще отдельный вид позора! «Русские разыграли скандал в казино, где главный клоун — господин Бобринский». Во-первых, термин «казино» появился лишь в 1863 году, почти сто лет спустя после событий, описанных в фильме, а, во-вторых, я очень сомневаюсь, что сына императрицы России, пусть и незаконнорожденного, газетчики стали бы называть «клоуном». Думаю, тогда более было распространено выражение «шут».

Есть еще и такое: «...Не смейте ко мне поворачиваться своей тощей заднuцей...» Это говорит героиня Макеевой де Брильи. Даже не знаю, как такое комментировать. Могла ли дама в XVIII веке, обращаясь к мужчине, да еще и пожилому французскому аристократу, говорить о его, пардон, заде? Сомневаюсь! «Или вот: ...Шурка, не балуй, а то письмо хрен получишь...», — это уже говорит Софья своему сыну. Да-да, та самая мягкая, милая, трогательная Софья из первого фильма теперь использует жаргонные словечки. Слух очень режет!

Фото со съемок фильма С. Дружининой «Гардемарины 1787"
Фото со съемок фильма С. Дружининой «Гардемарины 1787"
Кадр из фильма С. Дружининой «Гардемарины 1787. Мир»
Кадр из фильма С. Дружининой «Гардемарины 1787. Мир»

3. Много пошлости

В мини-сериале 1988 года был, как мне помнится, только один провокационный эпизод. Когда переодевалась героиня Лютаевой — Анастасия Ягужинская. Тогда в кадре немного мелькнула ее грудь, но это выглядело не пошло, а напротив пикантно. В новом фильме тоже есть похожая сцена с Никой Здорик, которая, напомню, играет дочь Ягужинской. Тут аналогия вполне оправдана, поэтому к этому моменту я придираться не буду.

Меня покоробило другое — задранные по самое не балуй юбки и нижние рубашки с неприлично высокими разрезами. Все та же Ника Здорик половину фильма проходила в тонкой сорочке, которая практически не скрывала нижнюю часть ее тела. Причем по сюжету делала она это в присутствии молодого парня и кучи мужиков, которые их стерегли. Смотреть на это в контексте исторического фильма было, мягко говоря, неприятно.

Так героиня Анны Семенович встречает гостей на пороге своего дома. Кадр из фильма С. Дружининой «Гардемарины 1787. Мир»
Так героиня Анны Семенович встречает гостей на пороге своего дома. Кадр из фильма С. Дружининой «Гардемарины 1787. Мир»
Смотрю на этот стоп-кадр и понимаю, что "Гардемарины" уже не те. Кадр из фильма С. Дружининой «Гардемарины 1787. Мир»
Смотрю на этот стоп-кадр и понимаю, что "Гардемарины" уже не те. Кадр из фильма С. Дружининой «Гардемарины 1787. Мир»

Отдельного упоминания достойна сцена с таинственной дамой (Анастасия Макеева) и Шуркой Корсаком. Эпизод, где роковая соблазнительница приходит к заточенному в сарае мальчишке и начинает шарить у него рукой межу ног, вызывает ощущение испанского стыда. И нет, я не ханжа, просто получилось действительно пошло.

Кадр из фильма С. Дружининой «Гардемарины 1787. Мир»
Кадр из фильма С. Дружининой «Гардемарины 1787. Мир»

Среди положительных моментов можно выделить редкие флешбеки (кадры из предыдущих частей саги). Например, мы вновь увидели Анастасию Ягужинскую с веером и даже вспомнили клятву молодого князя Оленева, которую он давал принцессе Фике на постоялом дворе близ города Риги. Очень трогательной, на мой взгляд, получилась встреча Леши Корсака и Паши Горина на корабле под песню «Дешева обида на Руси».

Однако ни любимые песни, ни красивые пейзажи, ни сочная картинка не перекрывают недостатков фильма. Их просто огромное количество, начиная с исторических неточностей, заканчивая подчас глупым сюжетом, в котором не осталось места приключениям.

Спасибо, что дочитали до конца!
Буду благодарна за лайки и комментарии!
Всем добра!