У первой части саги о гардемаринах, вышедшей в далеком 1988 году, по сей день огромное количество поклонников. Многие, в том числе и автор обзора, любят время от времени пересматривать этот душевный и немного наивный мини-сериал, рассказывающий о приключениях кадетов навигацкой школы — Леши Корсака, Саши Белова, Никиты Оленева.
«Гардемарины, вперёд» — работа очень красивая и многогранная. Тут есть все: интриги, любовь, преданность и предательство, идущие рука об руку, дворцовые страсти, дуэли, а также много истории, красивые костюмы, живописные виды, душещипательные песни, хорошая актерская игра. Но что особо ценно, через сюжет красной нитью проходит тема настоящей дружбы. Такого сейчас практически не встречается ни в жизни, ни в кино.
Что касается фильмов 1991 и 1992 годов — «Виват, гардемарины!» и «Гардемарины III» соответственно, то они по ряду причин получились менее удачными. Хотя бы потому, что из саги ушел сначала Владимир Шевельков, игравший Никиту Оленева, а потом и Сергей Жигунов, что воплотил в жизнь образ Саши Белова. Не было в третьей части и Татьяны Лютаевой, сыгравшей прекрасную Анастасию Ягужинскую. И все-таки эти два фильма гораздо лучше чем то, что вышло на экраны в 2023 году.
Речь идет о новом проекте Светланы Дружининой «Гардемарины 1787», который поделен на два фильма. «Мир» и «Война». Сказать, что это полный провал (на мой взгляд!), ничего не сказать. Начиная с игры актеров, и заканчивая сюжетом, все — сплошной кринж.
1. Актерская игра
Еще на этапе съемок было заявлено, что помимо известных актеров в фильме примут участие новички. Так в проект попали Ника Здорик и Андрей Лаптев. Первой досталась роль Александры Беловой (дочери Саши и Анастасии), второму — Шурки Корсака (сына Леши и Софьи). Ребята молодцы, очень старались, где-то переигрывали, но тут вопросов в общем-то нет, им еще учиться и учиться. Но вот почему ужасно сыграли Домогаров, Мамаев, Макеева, Панкратов-Черный, Машная мне непонятно. Чуть-чуть лучше на съемочной площадке проявили себя Боярский и Харатьян, но и они не отнеслись к своей работе серьезно.
И вообще, глядя на то, как вели себя признанные мэтры советского и российского кино в кадре новых «Гардемаринов», создается впечатление, что им... неловко что ли. Неловко сниматься в ТАКОМ. Думаю, они все понимали и просто хотели, чтобы это поскорее закончилось.
Что касается Семенович и Орбакайте, то они подчас кривлялись перед камерой. Но, если присутствие Кристины в фильме еще как-то оправдано (она играет императрицу Екатерину II), то зачем позвали Анну — непонятно. Роль у нее странная. Возможно, ее персонаж раскроется во второй части.
2. Глупые диалоги
А это вообще отдельный вид позора! «Русские разыграли скандал в казино, где главный клоун — господин Бобринский». Во-первых, термин «казино» появился лишь в 1863 году, почти сто лет спустя после событий, описанных в фильме, а, во-вторых, я очень сомневаюсь, что сына императрицы России, пусть и незаконнорожденного, газетчики стали бы называть «клоуном». Думаю, тогда более было распространено выражение «шут».
Есть еще и такое: «...Не смейте ко мне поворачиваться своей тощей заднuцей...» Это говорит героиня Макеевой де Брильи. Даже не знаю, как такое комментировать. Могла ли дама в XVIII веке, обращаясь к мужчине, да еще и пожилому французскому аристократу, говорить о его, пардон, заде? Сомневаюсь! «Или вот: ...Шурка, не балуй, а то письмо хрен получишь...», — это уже говорит Софья своему сыну. Да-да, та самая мягкая, милая, трогательная Софья из первого фильма теперь использует жаргонные словечки. Слух очень режет!
3. Много пошлости
В мини-сериале 1988 года был, как мне помнится, только один провокационный эпизод. Когда переодевалась героиня Лютаевой — Анастасия Ягужинская. Тогда в кадре немного мелькнула ее грудь, но это выглядело не пошло, а напротив пикантно. В новом фильме тоже есть похожая сцена с Никой Здорик, которая, напомню, играет дочь Ягужинской. Тут аналогия вполне оправдана, поэтому к этому моменту я придираться не буду.
Меня покоробило другое — задранные по самое не балуй юбки и нижние рубашки с неприлично высокими разрезами. Все та же Ника Здорик половину фильма проходила в тонкой сорочке, которая практически не скрывала нижнюю часть ее тела. Причем по сюжету делала она это в присутствии молодого парня и кучи мужиков, которые их стерегли. Смотреть на это в контексте исторического фильма было, мягко говоря, неприятно.
Отдельного упоминания достойна сцена с таинственной дамой (Анастасия Макеева) и Шуркой Корсаком. Эпизод, где роковая соблазнительница приходит к заточенному в сарае мальчишке и начинает шарить у него рукой межу ног, вызывает ощущение испанского стыда. И нет, я не ханжа, просто получилось действительно пошло.
Среди положительных моментов можно выделить редкие флешбеки (кадры из предыдущих частей саги). Например, мы вновь увидели Анастасию Ягужинскую с веером и даже вспомнили клятву молодого князя Оленева, которую он давал принцессе Фике на постоялом дворе близ города Риги. Очень трогательной, на мой взгляд, получилась встреча Леши Корсака и Паши Горина на корабле под песню «Дешева обида на Руси».
Однако ни любимые песни, ни красивые пейзажи, ни сочная картинка не перекрывают недостатков фильма. Их просто огромное количество, начиная с исторических неточностей, заканчивая подчас глупым сюжетом, в котором не осталось места приключениям.
Спасибо, что дочитали до конца!
Буду благодарна за лайки и комментарии!
Всем добра!