Сегодня мой пост будет немного сумбурным. В нем я постараюсь ответить на вопросы, которые мне чаще всего задавали мои авторы, когда я была главредом творческого объединения Amuse. Они небольшие, так что я не вижу смысла растягивать их на несколько постов и подробно останавливаться на каждом.
"Зацепками" я называю маленькие детали, которые использую в сюжете. Сюда же относятся и намеки, которые позволяют читателю, при определенной степени внимательности, заметить подсказки к сюжету. Что может стать "зацепкой"? Буквально все. Вот почему я часто пишу в комментарии под вычитываемыми работами авторов "больше деталей", а моей бете, которая на протяжении долгого времени первой просматривает мои работы, и делится мнением о них, отвечаю, "это не ошибка, это зацепка". Думаю, пора привести примеры.
Еще в первой части "Ищейки" я в одном из видений ГГ рассказала читателю о том, какой именно она обладает силой, и что является причиной всех проблем, возникших во второй части. Я раскрыла всю интригу истории, но сделала это, так, что этого никто не заметил. В видении Эммы появляется один-единственный предмет, объект, который напрямую связан с известнейшим и легко узнаваемым образом. Еще больше подталкивает к ответу событие, произошедшее с одним из персонажей по ее милости. Зацепка идет белой ниткой по канве, однако, как и всегда главная ее характеристика - при всей свое очевидности, она не должна быть заметна.
Спойлер к финальной части "Хроник оборотней":
Фишкой "Хроники оборотней" было то, что огненные оборотни, к которым принадлежала ГГ, могли умереть лишь в том случае, если их убивали особенным способом. Читателю мы с соавтором повторяли это снова и снова, но никто так и не уловил намека. Поэтому, когда в последней части вся стая оказалась перебитой, и у ГГ не оставалось шансов против "Серого братства", нам говорили, что счастливого исхода быть не может, и одна волчица не сделает ничего против целой стаи. Все забыли о первом поколении огненных, которых похоронили в первой части. Когда их, грубо говоря "откопали", получилось нехилое войско)
Это примеры, когда зацепка гигантская, но есть и более тонкие. Дарственная надпись на кинжале, более, чем его принадлежность, указывающая на убийцу, привычка персонажа, упомянутая мимоходом. В одной из работ, которая так и не была опубликована, в самом начале ГГ, как бы между делом, рассматривала шкатулку, весьма детально описанную, которая, в итоге и стала ключом к разгадке всего произведения.
Зацепка не обязательно должна в себе нести глобальную сюжетную нагрузку. она позволяет сделать текст более живым. Помните "если в индийском кино на стене висит ружье, оно должно выстрелить"? Так и здесь. Если ГГ не любит рыбу, используйте это, вложив в уста персонажа, испытывающего к ней чувства, фразу, "Я заказал курицу. Ты ведь не ешь рыбу". Такая мелочь способна передать отношение, даже определить временные рамки, возникновения чувств. В этом плане просто гениален Энтони Дорр - он отрабатывает все свои зацепки на 100%.
Тут есть и еще одна хитрость. Если вы выкладываете еще недописанный текст, и читатели указывают на неувязку в сюжете, нелогичность или ошибку, превратите это в зацепку. Я вам рассказывала про "Хроники оборотней", так вот зацепка с войском воскресших "огненных" потянулась именно с ошибки в логике. Заметив ее к концу 4й части, мы с соавтором решили превратить ошибку в зацепку, осторожно провели ее через всю пятую часть и раскрыли в финале.
Подытожим:
1. Любую ошибку можно превратить в зацепку, а зацепка зачастую рождается из "осознанной" ошибки.
2. Зацепки не обязательно носят глобальный характер. Они позволяют делать текст "объемнее".
3. С зацепками главное правило - не переборщить. Не все те, что вы оставляете по тексту, должны быть обработаны и использованы.
4. Любая деталь в тексте может быть превращена в зацепку. Не ленитесь перечитывать текст.