Покупка и продажа бизнеса - важная операция, потому что можно лишиться солидных денег. Перед сделкой важно узнать истинную причину продажи бизнеса, а они могут быть хорошие и плохие. Относительно часто встречаются мошенники и могут быть скрытые нюансы, так «Х» купила действующий бизнес, перед этим она столкнулась с двумя недобросовестными продавцами, разочаровалась в независимых консультантах и подала в суд на своего бизнес-брокера.
Основные риски покупки бизнеса
Утаивание реального положения бизнеса. (Ревизируйте накладные, договора, CRM-систему, налоговые декларации и прочее.)
Не действующий маркетинг и продажи. Изучить объем проделанной работы, стратегию и результативность отделов.
Текучка или уход ключевых сотрудников - предупреждены ли сотрудники о продаже, познакомьтесь с самими сотрудниками, каково их мнение о продаже, что могут прояснить о положении дел в организации, дальнейшие их планы и какие могут предложить решения для улучшения компании.
Повышение арендной платы, закрытие, давно ли арендуется, нет ли задолжности и какие планы на помещение в будущем.
Юридические риски, отъем бизнеса, штрафы, возвраты, суды. Проверьте руководителей и юридическое лицо через сервисы проверки контрагентов.
Сложности с поставщиками, долги, кредиты и прочее. Познкомьтесь с поставщиками, уточните задолженность, условия сотрудничества, какие объемы и как давно покупают.
Репутация и рынок. Раскопайте об компании все интернете: отзывы клиентов, сотрудников, легко ли найти саму компанию, сравните с конкурентами.
Насколько автоматизирована организация, сколько времени вкладывает в бизнес владелец, какие задачи решает, что делает часто, и что выполняют сотрудники. Бизнес врятли будет желаем, если руководитель завязан во всех процессах.
Сопровождение - готов ли продовец внести в договор, что по совершению сделки обязуется помогать какой-то период и каким образом передаст управление бизнесом.
Есть и чистый бизнес, бывает, владелец выгорает и готов продать проект или собственники решают избавиться от бизнеса по причине разногласий, не желают инвестировать, кредитная нагрузка, не могут справиться с конкуренцией, сам бизнес является непрофильным активом, потеряли интерес к направлению, личные причины(переезд, беременность и прочее) или некоторые бизнесмены изначально создают бизнес для продажи или просто уже заработали денег и хотят отойти от дел, убрать из жизни рабочий стресс и заняться путешествиями или детьми.
Плохая причина зачастую одна – отсутствие дохода, остальные проблемы - следствие, это не означает, что компания не интересна, возможно, после выяснения реальных причин можно уменьшить стоимость и эффективно модернезировать бизнес.
ООО приобретают часто те, кому нужна компания с историей, для экономии времени, с оборотами и сложившейся репутацией облегчит новичку вхождения в бизнес или для получения кредита в банке, участия в тендерах, госзакупках.
Как выгодно продать бизнес
Любая продажа начинается с подготовки, составьте список активов и опишите процессы, например:
-помещение;
-сайт, домен, аккаунты соцсетей;
-база клиентов;
-оборудование;
- контакты поставщиков и условия сотрудничества;
- сотрудники и контакты фрилансеров;
- аналитика и выводы результатов работы, стратегия продвижения;
- презентации, инструкции и прочее;
Разберитесь с остатками - товары, лежащие месяцами и никому не нужные, покупатель вряд ли захочет платить.
Определите стоимость бизнеса на основании вида деятельности, имущества компании, клиентской базы, репутации и прогноза будущей прибыли, распишите баланс, список основных средств, данные о кредиторах и дебиторах, товарных запасов и прочего. Усредненная цена компании рассчитывается по формуле: Ц = (А/С + П) х С, где А – цена активов: основные средства, долги по дебиторке, нематериальные активы; С - среднее количество лет, за которые инвесторы смогут окупить вложения. П - чистая прибыль предприятия за последние 3 года;
Завысив цену, можете отпугнуть покупателя, если занизить, может казаться, что с бизнесом проблемы.
Можно сделать независимую оценку бизнеса, но на практике это малоэффективно, зато эффективна конкуренция между покупателями.
Показатели, которые повышают цену бизнеса:
- Прозрачность процессов и работа в белую;
- Понимание, куда и сколько вкладывать, чтобы развить компанию.
- Автоматизация организации и степень вовлеченности собственника;
- Маркетинг и построенные процессы работы;
- Отчеты понятны и совпадают с реальностью;
- Хорошая репутацией;
- Стабильность и перспективы рынка направления бизнеса.
- Активы, возможность их продажи если что-то пойдет не так.
- Гарантии для покупателя (обучение и сопровождение бизнеса в какой-то период, контракты с покупателями и прочее).
Недостаток отчетности, мутность, работа в серую, неочерченность процессов снижают стоимость компании.
Основные методы оценки бизнеса два: доходный и затратный.
По затратному методу оценивают компанию, которая не прибыльна на сегодня. Обычно, когда запуск бизнеса не оправдал ожидания и желает вернуть потраченные средства. Основные ценности: экономияя времени и средств, которое бы потратили на запуск стартапа и получение уже сформированной позиции на рынке.
Приемлемая скидка, учитывая ценность проделанной работы и экономии времени покупателя около 10-20%, при срочности можно увеличить, лучше, чем нести убытки дальше. Если объем проделанных работы может принести выгоду в будущем—можете продать организацию по себестоимости или дороже.
Доходный метод для прибыльного бизнеса
Основные ценности для разных типов покупателей:
Инвестор — желает автоматизированный бизнес с управленецем с пониманием срока окупаемости, заинтересованы в развитии, получении прибли и без особого углубления в процессы.
Управленец — желает приобрести организацию и модернезировать процессы или просто контроливать текущее дела.
Маркетолог — желает приобрести организацию с отрегулированными процессами, имеет виденье, как сократить увеличить прибль, через улучшение маркетинга и увеличение подаж.
Трудоискатель — покупает работу, в которой хочет реализовать себя.
Стратег - малоинтересна прибыльность компании, интересует репутация и связи. Зачастую вкладывают финансы в бизнес для освоения нового рынока или расширения.
Новички -желают преуспеть, часто не имея предпринимательского понимания.
Сотрудники - знают компанию изнутри, уверены, что смогут преуспеть лучше вас.
Оцените бизнес со стороны конкурентов, сравните предложения и Вы более предметно поймете стоимость.
Создаем презентацию.
Рапишите миссию, основные смыслы и блага которы несет Ваша компания, что продаете и какие ценности, гарантии, сервис получает покупатель. Если возможно, опишите историю бизнеса, чего достигли и почему решили продать, укажите стоимость и контакты.
Узнайте мнение знакомых о Вашем предложении, задайте вопросы:
Все ли понятно?
Какие риски, что настораживает?
При возможности и интересе в данной области, проанализировал бы это предложение?
Справедлива ли цена?
Есть ли дополнительные вопросы-уточнения?
Совершите несколько опросов и по результатам каждого вносите корректировки.
Создайте презентацию с изображениями, чтобы подтвердить графически смыслопередачу, если сложно, воспользуйтесь услугами копирайтера, дизайнера.
Поиск покупателя
Обычно дают объявления на Авито, Юле, социальных сетях, специальных сайтах, но есть риски: конкурент может увидеть отчеты и процессы компании, сотрудники увидят и начнут увольняться, акционеры, инвесторы, потенциальные клиены, арендодатели или поставщики могут изменить условия сотрудничества, поэтому не следует в объявлении указывать название компании и ссылку на сайт. Не следует раскрывать все финансовые показатели при первой встрече, нужно давать в обмен на что-то от потенциального покупателя, например: договор о неразглашении, задаток, подписание предварительного договора о покупке бизнеса, так Вы оградите себя от мошенников. Извещать работников о продаже лучше после предоплаты.
Оформляем покупку бизнеса
Покупайте бизнес, специфика которого знакома, будет легче вникать и развивать. Взгляните на компанию со стороны клиента, наймите или сами станьте тайным покупателем и посетите организацию, которую собираетесь приобрести.
Для правильной покупки бизнеса заключите договор купли-продажи — для ИП и ООО они разные.
ИП продает не бизнес, а активы: имущество, оборудование и товары бизнеса (главное условие договора — список оборудования, имущества и товаров), и нематериальные активы — интеллектуальной собственности, например товарный знак, секретные рецепты, технологии, код сайта, фотографии - поэтому с ИП делают два договора.
Часто договор дополняют пунктом, что продавец обязуется ввести в курс дел и консультировать покупателя в течение 3-6 месяцев после сделки.
Для правильного оформления сделки лучше нанять юриста. Оформите ИП, запросите справку об отсутствии претензий со стороны супруга/супруги собственника бизнеса, так как ИП отвечает по своим обязательствам личным имуществом. Процедура передачи ООО прописана законодательством. Есть два варианта перерегистрации бизнеса:
Создается новое юридическое лицо, которому продают все активы. У новой компании нет долгов и чистая кредитная история.
Изменяется состав учредителей с выкупом доли предыдущих учредителей. Вся кредитная история юридического лица сохраняется, новый собственник отвечает по долгам компании. Зато клиенты и поставщики могут не заметить, что у компании новый владелец.
В уставе может быть учрежден порядок покупки долей участников или самого общества — то есть перед продажей постороннему, сначала предлагаешь ее участникам общества, если приоритета нет, отказы собирать не нужно. Ожидание лимитировано: если участник 30 дней не отвечает, отказ принимается автоматически, а отказ общества — через 7 дней после отказа участников.
Бывают ситуации, что долги предшественника всплывают после покупки бизнеса - застрахуйтесь заранее - подробно распишите в договоре заверения об обстоятельствах, ответственность за их нарушение и возмещение потерь, включающие отсутствие скрытых долгов и соответствие сведений в финансовых и бухгалтерских отчетах, фактическому положению. Если выявятся нарушение, то продовец будет обязан возместить потери, вплоть до штрафа или выкупа бизнеса обратно.
Соберите и подготовьте документы, подайте в ФНС. Уведомьте в банк, поставщиков и контрагентов.
Доходы от продажи бизнеса подлежат налогообложению - заплатите налоги. Процент зависит от того, кто продавец: ИП на УСН платит 6%, физлицо без статуса ИП — 13%, ООО при продаже дочернего ООО заплатит 20%. Если продавец доли в компании более 5 лет, то НДФЛ выплачивать не нужно. ИП не нужно платить налог от продажи имущества, владея более 3 лет, или если доход от продажи меньше, чем стоимость при покупке. Если же компания работала как ООО меньше 5 лет, то предоставляется налоговый вычет — 250 000 р. Если вкладом уставного капитала было имущество, то появится налог на имущество. При этом налоги на компанию начисляются по итогам календарного года, а не после определённой сделки.
Компания ПеРСо желает Вам рассматривать все возможные пути развития бизнеса, особенно в условиях изменяющегося рынка, покупка или продажа бизнеса может дать новый виток в Вашем развитии и освоении новых рынков и технологий, в чем и желаем Вам успехов!
Источник:
https://www.business.ru/article/1705-kak-prodat-ooo-poshagovaya-instruktsiya-firmu
https://delo.modulbank.ru/all/ipo
https://delo.modulbank.ru/all/buy-ready
https://pravo.ru/story/242937/?ysclid=lhqpn7tj7b177391597
https://delo.modulbank.ru/all/sell-business
https://bbooster.online/stati/kak-prodat-gotovyj-biznes-bystro.html