В престижном книжном магазине «Москва» на центральной Тверской улице российской столицы состоялась презентация книги известного телеведущего Юрия Николаева «Здесь все по-честному».
Народный артист РФ родился 16 декабря 1948 года в Кишиневе, столице Молдавской ССР, в семье полковника милиции Александра Сильвестровича Николаева.
В школьные годы посещал театральный кружок. Играл детские роли на Молдавском ТВ. Недаром Николаев всегда говорит, что попал на телевидение еще в школьные годы.
В 1970 году Юрий Александрович окончил знаменитый ГИТИС (Государственный институт театрального искусства) по специальности «актер театра и кино». Потом работал в Театре имени Пушкина. А в 1975 году устроился в отдел дикторов ЦТ Гостелерадио СССР.
«Вперёд, мальчишки!»
Первая передача, которую вел Юрий Николаев, называлась «Вперед, мальчишки!» Впрочем, настоящую славу ему принесла еженедельная музыкальная программа «Утренняя почта», одна из самых популярных на советском телевидении.
Он был ее бессменным ведущим на протяжении шестнадцати лет — с 1975-го и до 1991 год. После чего создал свою частную продюсерскую телефирму «ЮНИКС» («Юрий Николаев Студия»), которая стала еженедельно выпускать программу с похожим, но уже с новым названием «Утренняя звезда».
Он вел ее, опять же, бессменно до 2003 года. Впрочем, его приглашали и на более серьезные передачи. Скажем, чтобы провести новостные выпуски на Центральном телевидении.
Тем не менее, по признанию Юрия Александровича, ему всегда был ближе развлекательный жанр. Он с гораздо большим удовольствием вел знаменитые «Голубые огоньки», «Песни года» или программу для детей «Спокойной ночи, малыши!»
Отметим, что Юрий Николаев не раз приезжал и в Юрмалу, чтобы провести очередной песенный фестиваль с Рижского взморья. Можно себе только представить, сколько интересных историй, связанных и с телевидением, и с артистами, он знает.
Хватит не на одну книгу. Но удивительно то, что за перо Николаев взялся только сейчас. Интересная книжка «Здесь все по-честному» вышла аккурат накануне его 75-летнего юбилея.
Кого считает своим учителем
- Название у вашего издания, судя по всему, говорящее?
- Так я точно все рассказал честно и прямо. К сожалению, сейчас кругом столько вранья. Заглядываешь в Интернет, а там такое пишут. Нужно все делить даже не на два, а на сто двадцать два раза.
Заголовки один громче другого. Только кликни на нас! Я уже не говорю о грамотности. Много не только смысловых, но и самых элементарных грамматических ошибок.
Журналистика сегодня уже далеко не та, как вчера. Это, к сожалению, относится и к телевизионщикам. Вот почему я так подробно остановился на знаменитом, еще советском теле- и радиоведущем, дикторе Центрального телевидения Гостелерадио СССР Кириллове.
Когда у меня спрашивают, кого вы считаете своим учителем, я однозначно отвечаю: «Игоря Леонидовича!» Может, это прозвучит несколько фамильярно, но мы действительно сдружились с этим удивительным человеком.
У него был абсолютный слух. Мы часто собирались в гараже и ковырялись в машинах. «Слышишь? Стучит!» - говорил Игорь Леонидович. «Честно? Нет, ничего не слышу...» - я отвечал.
«Ну как же нет. Ты послушай!» - не унимался Игорь Кириллов, который был помешан на автомобилях. Тогда я в шутку ему сказал: «Я знаю, что вам подарить: новый магнитофон. Как только вам будет казаться, что в машине что-то стучит, будете делать погромче...»
Этот случай говорит, насколько ответственно Игорь Леонидович ко всему относился. Исключался любой посторонний звук. Это касалось и работы на ТВ.
Первая проба пера
- Почему вы так долго ничего не писали?
- Ко мне не раз обращались различные издательства. С одним из них мы даже начали писать. И довольно-таки плотно. Лет семь назад. Но все равно бросили. Причин было много.
Я тогда думал так: обычно ведь автобиографии пишут, чтобы подвести какие-то итоги. А я еще в строю... Сейчас написать книгу настоятельно попросили на Первом канале.
И я, скажу честно, не посмел отказать. Хотя до этого действительно никогда ничего не писал. Не мое это. Зато всегда охотно делился своим телевизионным опытом. Так что сразу скажу, что ни в коем случае не претендую на какую-то Букеровскую премию. Боже упаси!
Конечно, прежде чем взяться за перо, я все думал, о чем должна быть моя книга. И пришел к выводу, что просто напишу о том, что еще помню и о чем вспомнил, пока ее писал. Начал что-то набрасывать...
А в итоге кое-что получилось. О качестве говорить не стану. Пусть судят читатели. Но замечу, что было несколько черновиков.
Когда прочитал самый первый, то понял, что слишком много рассказываю о себе, хотя лучше упомянуть о других людях, которых я встречал в своей жизни. Это и композиторы, Эдуард Артемьев и Алексей Рыбников, и кинорежиссеры. Скажем, Никита Михалков.
Или Джек Николсон, знаменитый голливудский актер. Да, если бы в то время, когда я учился в ГИТИСе или служил в Театре Пушкина, мне кто-то сказал, что я буду знаком с Николсоном, я бы просто посмеялся.
И даже с возмущением заявил, что это дурацкая шутка. Тем не менее так получилось, что жизнь свела меня со многим знаменитостями. В том числе и с Марчелло Мастроянни. Мы с ним не один год поддерживали связь.
Мастроянни на велосипеде
- По телефону?
- В реальности. Он бывал частенько в Москве, а я приезжал в Рим. Не так часто, конечно, но иногда прилетал в Италию. Как-то остановился в простенькой гостинице, в которой «полторы звезды». Вышел погулять.
Вечером мне звонят из ресепшена: мол, синьор Николаев, вами тут интересовался Мастроянни. Чувствую, в отеле очень удивлены. Для итальянцев это имя, конечно, особенное.
Причем Марчелло заезжал на велосипеде, но не застал меня. Пообещал навестить позже. Поначалу эти встречи со знаменитостями воспринимаешь как случайности.
Тем не менее таких «случайностей» в моей жизни было очень много. Поэтому я и подумал, что нужно сделать акцент не на себе, а на звездах, с которыми я общался.
Хотя я понимаю, что для нынешней молодежи Марчелло Мастроянни уже не кумир вовсе. А когда я был молодым, то все смотрели фильмы с его участием: «Брак по-итальянски, «Развод по-итальянски» и другие.
А как замечательно актер смотрелся рядом с Софией Лорен. Конечно, это были настоящие небожители. Представьте, что я чувствовал, когда ко мне на велосипеде приезжает сам Мастроянни.
Кстати, с годами я понял: чем человек более великий, тем в реальной жизни он ведет себя проще. Мы быстро нашли с Марчелло общий язык. У него не было никакой звездности. Потому что он был действительно великим актером.
- На каком языке общались?
- Я говорил на довольно-таки плохом, а Марчелло — на очень хорошем английском. Хотя после картины «Очи черные» (советско-итальянский художественный фильм 1987 года режиссера Никиты Михалкова, снятый по мотивам рассказов Чехова, включая «Даму с собачкой» - Прим. Ред.), где он сыграл главную роль, Марчелло охотно вставлял русские словечки.
Как-то в одном московском ресторане Михалков накрыл поляну человек на десять. И тогда Мастроянни произнес свою знаменитую фразу: «Никита, я готов играть у тебя даже собачку!»
«Николаевские» указы
- В чем секрет вашего успеха?
- Я всегда старался заинтриговать. Скажем, «Утренняя звезда» была не просто передачей, а телеконкурсом. Когда участники соревнуются, зрители переживают за своих любимчиков.
За того мальчика или за ту девочку. Хотя, признаюсь, вести было ох как непросто. Приходили родители и пытались убедить меня, что именно их ребенок самый гениальный. И спорить тут было бесполезно.
Мне даже пришлось издать такой «указ»: если я замечу, что родители давят на членов жюри, то ребенок будет моментально отстранен. Каким бы он не был гениальным. Все, конечно, возмущались, но принимали.
А вторым своим «николаевским» «указом» я запретил сильно краситься. Конечно, это не касалось кошечек, собачек и других животных, которых дети изображали на сцене.
На меня и тогда сильно обижались. Почему-то считается так: если девочка выходит на сцену, то непременно должна быть с ярко-красными губами и т.д.
А я всегда выступал за естественность, свежесть детских лиц, непосредственность их улыбок. Бывало так, что буквально в последний момент мои помощницы тащили очередную девочку в туалет, чтобы смыть все лишнее.
Не нравятся «куклы»
- Считается, что с детьми очень тяжело работать.
- Я всегда старался найти с ними общий язык. Никогда не сюсюкал. Разговаривал как с равными. Как с партнерами. Говорил, что мы все пришли на съемку. И я, и ты.
Это наша работа. И каждый из нас должен ее выполнить как можно лучше. А секрет успеха на телевидении только один: в кадре нужно быть живым. Это касается и взрослого, и ребенка.
У меня в передаче был не просто задник, а целая артистическая сцена. Все участники - это актеры. Надо играть. И чем непосредственнее, тем лучше.
Вот одна девочка выступает идеально. В ноты попадаешь, двигается безупречно, по-балетному правильно.
А вторая никуда не попадает, движения не такие правильные, она чего-то там не выпевает, не дотягивает. Зато от нее глаз не оторвать. Чувствуется невероятное желание подарить всем настоящий праздник.
И на недостатки уже не обращаешь внимания. Не скрою: такой вариант для меня более ценен и более близок по духу. В отличие от маленькой «куклы», которая все делала безупречно.
Да, понятно, что она немало репетировала, трудилась на износ. Но сразу чувствуется, что улыбку постановочная, как и ее жесты, движения.
- Встречаете участников своих передач?
- Постоянно. И что удивительно: никто и не вспоминает, какое место он занял. Приезжаю в какой-нибудь город и вижу на афишах: «Лауреат конкурса «Утренняя звезда».
Меня всегда радует, что передача стала путевкой в большую эстрадную жизнь. Моим лауреатам тут же предоставляют лучшие концертные площадки. Появляются и спонсоры. Как же, выступал в «Утренней звезде»!
Получается, даже не важно, победил ты или нет, важен сам факт того, что побывал в передаче. После чего он становился уже настоящим героем своего города или целой республики.
Некоторые участники сегодня уже заслуженные или даже народные артисты, но все равно непременно вспоминают об «Утренней звезде», - улыбнулся Юрий Александрович.
- Благодарим за интересную беседу, поздравляем с выходом книги, приуроченной к предстоящему юбилею!