Найти тему
Savecons

Локализация в судостроении: повышение порога баллов отсрочат на 2 года, в ОКПД 2 добавят 300+ позиций

Минпромторг упрощает требования по локализации судов. В рамках этого процесса Минпромторг пополнит Общероссийский классификатор продукции (ОКПД 2) широким спектром продукции судостроения, добавив более 300 пунктов, включая суда различных типов от простых якорных цепей и шлюпок до энергетических установок и судовых систем. Это позволит учитывать их при расчете баллов локализации. Одновременно с этим министерство готовит поправки к Постановлению о признании продукции российской, чтобы заказчики рыбопромысловых судов, чьи сроки сдачи затягиваются, могли сдвинуть балльные пороги локализации на два года и избежать риска расторжения договоров на инвестиционные квоты из-за несоблюдения локализационных требований.

Выделение судовых комплектующих и специального оборудования в отдельный перечень кодов ОКПД 2 позволит однозначно идентифицировать суда, технические объекты, комплектующие и специальное оборудование при проведении закупочных процедур. Если номенклатура будет расширяться, это также откроет возможность доработки Постановления №719, которое устанавливает баллы локализации для различного оборудования и является важным для государственных закупок и получения субсидий. Доработка Постановления будет касаться установки отечественных комплектующих в новые суда или морскую технику.

Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и экспортеров (ВАРПЭ), Герман Зверев, пояснил, что внесенные изменения включают перечень оборудования, сырья и операций при строительстве судов рыбопромыслового флота. Это особенно важно для рыбопромышленников, так как второй этап инвестиционных квот предполагает строительство судов на российских верфях. Одним из требований является соответствие уровню локализации строительства, которое до этого распространялось только на краболовы. Однако инвесторы испытывают трудности при подтверждении российского происхождения построенных судов и оборудования. Новые коды позволят учитывать больше позиций, операций и сырья для расчета уровня локализации, что является важным аспектом в свете доработки Постановления №719. Это изменение предусматривает отсрочку повышения минимального требуемого уровня локализации строительства судов рыбопромыслового флота и снижение текущего уровня локализации до 1 июля 2023 года. Такие меры помогут избежать риска расторжения договоров на инвестиционные квоты из-за несоблюдения требований по локализации.

Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота, Алексей Осинцев, отмечает, что Постановление №719 уже содержит коды ОКПД для промысловых судов и транспортных рефрижераторов, поэтому возможные изменения в перечне ОКПД 2 не окажут существенного влияния на данную отрасль. Однако для них принципиальна отсрочка повышения порогов локализации и временное продление действующего уровня, который был установлен на начало 2023 года.

В целом, эти изменения в требованиях по локализации судов и включение соответствующих позиций в Общероссийский классификатор продукции судостроения позволят более точно определить уровень локализации при строительстве судов и обеспечить соответствие требованиям для получения инвестиционных квот. Это будет способствовать развитию российской судостроительной отрасли и поддержке рыбопромышленного флота.

Проект изменений в Постановление №719 предусматривает отсрочку повышения требуемых баллов локализации для судов рыбопромыслового флота на более поздний срок. В настоящей версии постановления до 30 июня 2023 года требуется не менее 2300 баллов, с 1 июля 2023 года – не менее 2900 баллов, с 1 июля 2025 года – не менее 3400 баллов. Однако в проекте предлагается сдвинуть эти пороги на два года вперед. Аналогичное смещение предусмотрено для рефрижераторных судов, где предлагается перенести отсечки в 3200 и 3750 баллов с 1 июля 2023 и 1 июля 2025 года на два года, сохраняя действующий норматив в 2500 баллов.

Касательно графика ввода рыбопромысловых и краболовных судов в 2023 году, Михаил Бурмистров, глава компании "Infoline-Аналитика", отмечает сложность ситуации с передачей рыбопромысловых судов. Те суда, по которым поставки оборудования были осуществлены до введения эмбарго, продвигаются вперед, однако для остальных необходимо перепроектирование и полная замена судового комплектующего оборудования (СКО). Перенос сроков составляет примерно два года. Эксперт отмечает, что перенос сроков в Постановлении №719 является логичным и возможно потребуется еще одно перенесение, так как судостроительным предприятиям не хватает уверенности в развитии серийных проектов, которая появится только после постройки первых судов, на которых СКО будет заменено с европейского на китайское или турецкое.

По вопросам включения в реестры промышленной, радиоэлектронной продукции обращайтесь через телеграм нашего специалиста, в нашу группу VK или через форму на сайте. От сертификации и написания технических документов до регистрации объектов интеллектуальной собственности и заполнения каталога ГИСП — проведем Вас за руку через бюрократический лес.