..." О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать"...
М. В. Ломоносов.
Здравствуйте, Уважаемые читатели! Сегодняшняя статья появилась по просьбе одной из моих подписчиц, которая несколько дней назад и задала мне этот вопрос. Соответственно, по-интересовавшись моим мнением на сей счёт. Я обещал, а обещания нужно выполнять. Вот и выполняю...
И правда, не знаю заметили Вы или нет, но полторы сотни последних лет рождение Гениев, в полном смысле этого слова, в мире не просматривается. От слова - совсем. Есть личности незаурядные, продвинутые,,, ушлые наконец, но гениальных нет. И если один из последних настоящих гениев, Михаил Васильевич Ломоносов в своей оде на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны сокрушался по поводу отсутствия в России собственных гениев... То сейчас, как мы видим и чужих днём с огнём не сыщешь. Раньше были. Да ещё какие! Начать сам Бог велел с Платона, тут на мой взгляд, без вариантов. Коль скоро является он одним из самых важных и влиятельных людей в ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Правда не все его и учёным-то считают, потому как ничего конкретного не открыл и не изобрёл. Такие "мелочи" вроде бессмертия души, разумеется не в счёт. Ваш покорный слуга (вместе с подавляющим большинством человечества) считает Платона Гением.
Дальше несомненно Аристотель. Этого Гения не назвать учёным уже вряд ли у кого язык повернётся. Он, кстати, был учеником Платона, а чуть позже учителем Александра Македонского.
Следующий Гений - Архимед Сиракузский. Который, в своё время, Землю перевернуть грозился, если ему точку опоры дадут. А ещё с помощью зеркал римские корабли сжег, смастерив из подручных средств подобие лазерного оружия. Ну ещё голый по улицам бегал с криками "Эврика", сообразив, как измерить объём короны, опустив её в воду. Правда ювелиру, мастерившему корону, благодаря Архимеду потом голову отрубили за воровство, но это уже детали.
Сюда же я бы поместил Пифагора. Этого вообще считают предтечей Иисуса Христа. Вопрос, конечно, более чем спорный, но подобная характеристика дорогого стоит.
Правильно будет поместить в этот список Галилео Галилея, Леонардо да Винчи, Исаака Ньютона, Декарта, того же Михаила Ломоносова и целый ряд других. К самым свежим непревзойденным умам следует отнести Николу Тесла и Альберта Энштейна. А вот начиная с начала века 20 - тишина. В чём причина такого оскудения талантами на планете?...
На мой взгляд их несколько и самая главная, как не парадоксально - прогресс, научно-технический и социальный. Давайте начнём с прогресса социального. Который, в глобальном плане, конечно огромное благо для человечества. Социальное равенство привело к всеобщей доступности образования, что само по себе замечательно. Мало того - образование почти во всех странах стало обязательным. Обязательное массовое образование потребовало создание его системы. Причём повсеместно. Что важно. А система... Она ведь не просто так создаётся, не просто для образования как такового. Система создаётся для достижения определённых целей. Постановка подобных целей не так явно выражена, как в специализированных учебных заведениях, где готовят, например, технарей или наоборот гуманитариев. Сами понимаете, что и программа обучения у них соответствующая. Кардинально отличающаяся, я бы сказал. Так вот, если мы даже поверхностно проанализируем школьную программу (а она мне представляется самой важной в интересующей нас теме), то увидим насколько сильно она менялась на протяжении последних ста лет.
Вспомните, сколько внимания уделялось чистописанию в начальных классах до 80-х годов. Первоклашкам категорически запрещалось писать чем либо кроме перьевых ручек. Никаких карандашей и ручек шариковых. Цель - научить детей писать красиво, а не как курица лапой. И ведь как писал народ - залюбуешься! Спустя какое-то время концепция изменилась и было принято иное решение, что красота написания не нужна - нужна скорость записи информации. Перьевые ручки мгновенно были заменены шариковыми и... Результат известен.
С гуманитарными дисциплинами так вообще безобразие: мало того, что учебники меняются каждый год под спущенную сверху коньюктуру, так и сами дисциплины то есть, то их нет. Вспомнили власти про Великий и могучий - добавили часы на Русский и Литературу. А было время распределение шло по остаточному принципу. Да в принципе со всем так в школах было. Но главное даже не в этом. Ручная работа всегда на порядок выше, чем на конвейере. А школа это конвейер. И там происходит нивелирование личности, в угоду коллективу. Что остаётся, репетиторство? Тоже не выход. Во-первых, не всем родителям оно по карману. Во-вторых, в настоящее время репетиторство заточено на сдачу ЕГЭ, а не на передачу настоящих знаний подросткам.
Что мы имеем в конечном итоге? Мировую систему образования выпускающую самый настоящий "ширпотреб" для успешного процветания элит.
Теперь давайте посмотрим на жизнь тех кого мы считаем Гениями. Начинаем опять с Платона. Родился мальчик в богатой аристократической семье, где и получил домашнее образование. Все его родственники были выдающимися политиками и общественными деятелями. А учителями его, так на-минуточку, были Сократ и Евклид.
Аристотель, (тоже аристократ) в свою очередь, учился у Платона. Знаете сколько и в каком возрасте? С 18 до 37 лет...
Архимед, (аристократ) сын математика и астронома, племянник местного царька. Достаточно долго учился в Александрии, этакой силиконовой долине древнего мира, среди лучших умов собранных там Птолемеями.
Пифагор (просто из очень богатой семьи) - этот вообще сколько жил столько и учился.
Энштейна с 5 лет приобщал к точным наукам родной дядя, когда ребёнок ещё толком и говорить не умел. Он, кстати, тоже не бедствовал.
Ну и так далее и тому подобное. Если заметили, никто из Великих в средствах нужды не испытывал и в общеобразовательных, так сказать, школах не обучался. А обучались они все в индивидуальном порядке у людей грамотных, увлечённых и весьма долго. Практически всю жизнь.
Я к чему это всё пишу. Мозг человеческий, какой бы развитый от природы он не был, нуждается в постоянных тренировках, также как мышцы, например. И гении человеческие свои мозги тренировать были просто вынуждены, даже этого не желая. Что же касаемо несостоявшихся гениев современных, то тут ситуация обратная. И виной тому, как я уже сказал, прогресс научно-технический. Ну судите сами. Все мы вроде умеем считать в уме или, на худой конец, столбиком. Но кто будет это делать, когда под рукой всегда имеется калькулятор? Никто не будет. А к чему засорять мозги любой информацией, если её в течении пары секунд можно найти в интернете? Тем более, что смартфон сейчас имеется в кармане у каждого. Кстати о смартфоне... До их появления нужные контакты, конечно, записывались в блокнот, но массу телефонных номеров друзей и родственников, народ держал в голове и знал наизусть. А коль скоро надобность в этом отпала - народ начал глупеть. И так во всём.
Подобную ситуацию можно легко прочувствовать на себе, если пересесть с обычного мало оснащённого автомобиля с РКПП на навороченную иномарку и поездить на ней полгодика. Результат - полная потеря навыков вождения на машине подобными электронными штуками не оснащённой. Даже скорости забываешь как переключать, не говоря уж о других всевозможных опциях. А зачем ломать голову, расследуя преступления, когда достаточно просмотреть записи с десятка видеокамер?
Вот и получается, что Гении не востребованы. И даже противопоказаны в современном обществе. Вдруг до чего лишнего додумаются....