В Сан-Франциско проходит форум АТЭС. Делегации, представляющие 21 экономику Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе две крупнейшие, встречаются, чтобы поговорить о торговле, цифровых активах и укреплении финансовой стабильности.
Лидеры стран-участниц начали прибывать в Калифорнию 15 ноября, их общение запланировано на последующие дни. Председатель КНР Си Цзиньпин, как ожидается, встретится с американским президентом Джо Байденом. Президента России Владимира Путина Вашингтон решил не приглашать.
- «США сообщили нам по двусторонним каналам, что в этом году они не собираются приглашать ряд лидеров в силу того, что в отношении них действуют санкционные ограничения», — сообщил ранее посол по особым поручениям, старшее должностное лицо России в АТЭС Марат Бердыев.
Нашу делегацию, согласно распоряжению президента РФ, возглавляет вице-премьер Алексей Оверчук. Вашингтон пообещал не мешать полноценной работе россиян на саммите. И даже заверил, что относится к Оверчуку, внесенному в европейские, но не американские санкционные списки, как к главе делегации.
- «Участие России, безусловно, было затронуто санкциями», — заявил ранее в интервью France-Presse американский дипломат Мэтт Мюррей, являющийся старшим должностным лицом США в АТЭС.
По его словам, Штаты, как хозяин нынешнего форума, руководствуются собственными нормами, а не других стран. Но, согласно дипломатическому протоколу, Оверчук «не будет на том же уровне», что и возглавляющие делегации руководители государств, уточнил Мюррей. А российско-американские встречи вообще не планируются.
США пытаются добиться согласования итогового заявления саммита, однако не исключают, что это не удастся из-за трений «по поводу формулировок, связанных прежде всего с конфликтом России и Украины», которые имеют место в последние годы.
Обсуждать его на саммите не планируется, но, по словам руководителя пресс-службы Госдепартамента Мэттью Миллера, вопросы поддержки Киева Вашингтон намерен рассмотреть со своими партнёрами. Президент Республики Корея Юн Сок Ёль собирается поднять вопрос взаимодействия России и КНДР.
Заместитель директора Института истории и политики Московского педагогического государственного университета Владимир Шаповалов полагает, что китайско-американские переговоры на полях саммита заслонили собой все остальные темы.
- — Это не удивительно, поскольку это одна из редких встреч двух лидеров, явно последняя для Байдена, если он не будет вновь избран президентом США, в чем большие сомнения. Она происходит в ситуации крайне жесткого противостояния США и Китая.
- Сам факт этой встречи достаточно интересен, поскольку до этого был фактически сорван целый ряд форматов диалога между США и Китаем.
- Очевидно, что и сейчас надеяться на какой-то конструктив в американо-китайских отношениях не стоит, скорее, речь идет о том, что стороны обозначат позиции и постараются продемонстрировать свою силу. Ни о каком прямом диалоге речь идти не может.
«СП»: На всех мероприятиях последних двух лет Запад старался продвинуть тему Украины. Почему сейчас она отошла на второй план, а палестино-израильский конфликт, который сейчас в разгаре, вообще вне повестки?
- — Тема Украины отошла на второй план примерно полгода назад. Это естественно, потому что она фактически отыграна западным обществом, извлечь из нее дополнительные дивиденды уже не получится, поскольку никаких положительных перспектив в борьбе с Россией нет.
- Тема будет постепенно маргинализироваться, уходить на задний план.
- Те события, который происходят, в том числе палестино-израильский конфликт, конечно, этому способствуют.
«СП»: Отказавшись приглашать российского президента, что и кому США хотели показать или доказать?
- — Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что Россия находится в состоянии гибридной войны, которую не мы начали. Разумеется, в этой ситуации было маловероятно, что состоится диалог лидеров России и Америки. Это исключено в силу позиции, которую занимают США.
- Мы-то всегда открыты к переговорам. Позиция России в том, что если есть хоть малейший шанс на диалог, о чем-то договорится, то это всегда надо делать. Закрытость, непримиримость демонстрирует Запад. Он воздвигает железный занавес, новые стены, а не Россия, которая стремится к диалогу.
«СП»: В прошлом году в Бангкоке российскую делегацию возглавлял первый вице-премьер Андрей Белоусов. Почему в этом году статус фактически понизили? Делегацию возглавил Оверчук.
- — Я бы не стал из этого делать далеко идущие выводы или считать это знаковым явлением. Но ведь факт, что саммит проходит на территории США — фактически враждебного нам государства, где создаются максимально отрицательные условия для России, в том числе для государственных представителей, дипломатов.
- Чего стоят те ограничения, которые наша страна постоянно испытывает во время мероприятий ООН. Будь это другая принимающая сторона, думаю, уровень делегации был бы выше.
«СП»: Для России что-то изменится в результате саммита? Удастся продвинуть свои интересы, решить какие-то вопросы?
- — Прежде всего, надо отметить, что Россия — Евро-Тихоокеанская держава. У нас динамично развивающие отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, постоянно увеличивается товарооборот, растут политические, военные, культурные контакты, поэтому, разумеется, саммит будет использован для расширения контактов с нашими партнёрами.
- Сейчас мы фактически наблюдаем разворот России на восток. Помимо конфронтации с Западом, для России открывается широкое окно возможностей для сотрудничества с азиатскими странами. Мы это используем, делаем инвестиции.
«СП»: Кто в регионе нам наиболее интересен в плане сотрудничества?
- — В Азиатско-Тихоокеанском регионе у нас очень много друзей и партнеров. Это страны ШОС, БРИКС, конечно. Китай — наш основной стратегический партнер. Индия также имеет непосредственное отношение к региону и является нашим стратегическим партнером.
- Индонезия — крупнейшая страна Юго-Восточной Азии, с которой Россия активнейшим образом развивает отношения. Это и целый ряд других государств: Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Бангладеш, с которыми у России складываются тесные и позитивные отношения.
- Фактически легче сказать, с кем у нас не складываются отношения в регионе. Это Япония, которая, по сути, занимает резко конфронтационную позицию.
- Что касается Латинской Америки, то у нас активнейшим образом развиваются отношения с целым рядом стран. Необходимо отметить очень большие перспективы расширения связей с Бразилией. У нас развивается сотрудничество с Мексикой, многие десятилетия существуют дружеские отношения с Кубой, Никарагуа, рядом других стран.
«СП»: США обещали не препятствовать работе российской делегации. Не будут?
- — Не стоит верить ни одному обещанию, данному Соединенными Штатами. Думаю, будут ограничения, провокации, действия, направленные на то, чтобы дискредитировать роль России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в целом в мире.