Найти в Дзене

Вонгозеро. Обнажи свою суть

ВЫХОДНЫЕ НА ДИВАНЕ

Вы не задумывались, когда можно увидеть человека настоящим? В какие моменты его истинная суть выходит наружу и предстает такой, какая есть, без прикрас и хитростей?

Где ты настоящий, а где лишь играешь роль, удобную тебе и твоему окружению? И не забыл ли ты сам, какой же ты на самом деле?

Думаю, большинству известна эта книга, ведь по ней снят сериал "Эпидемия", довольно успешный и популярный.

Казалось бы, это качественный триллер-боевичок о выживании в мире постапа, какая тут психология и философия. Но эта линия есть, поверьте, и она не уступает по насыщенности и интересу научно-фантастической сюжетной составляющей.

Итак, завязка истории в целом тривиальна. Встречаются под одной крышей две женщины. Одна - нынешняя жена главного героя. Вторая - его бывшая жена с ребенком. Обе с характером и с претензиями на мужчину. Напряжение усиливает еще одна красотка, соседка, классическая стереотипная "барби", раздражающая наивностью и приспособленческим отношением к жизни.

Вокруг вертятся дети, старенький нездоровый свекор... Семейная пара друзей мужа, о которых говорят "с такими друзьями и врагов не надо"... Всё это наваливается на главную героиню Аню снежным комом, стремительно нарастающим с каждым шагом развития истории.

Скажете, и что тут оригинального? Типичный любовный треугольник с бытовухой, о коих рассказано и снято огромное число историй.

Но не всё так просто. Перечисленные перипетии жизни Ани протекают на фоне глобальной катастрофы. Без преувеличений. Наступил конец света. Эпидемия страшного неизлечимого вируса истребляет массово людей за считанные часы, укрыться от неё невозможно, если только попытаться сбежать в глухие леса и абсолютно ограничить любые контакты с людьми.

Что и намереваются сделать наши герои, пытаясь добраться до Вонгозера, озера в глухих лесах Карелии. Караван людей, друзей-соседей-родственников, отправляется в опасный путь в надежде спастись от смертельной болезни.

Составляющая триллера прописана отлично - и опасности зимней дороги, и подробности сборов необходимого для жизни обеспечения, и добыча ресурсов... Классические моменты - борьба за жизнь и противостояние худшему врагу человека - другому человеку, озлобленному, больше не сдерживаемому законом, в условиях наступившей анархии рухнувшего привычного миропорядка.

Если бы роман писал мужчина, эти сюжетные линии вышли бы на первый план. Но автор - женщина, а потому вся история показана через призму мировосприятия главной героини. Аня поставлена в условия существования в тесном кругу малоприятных людей, с которыми в обычной жизни она всячески избегала общения. Мало того, что нужно выживать в прямом смысле этого слова, так еще и стараться сохранить человеческое достоинство и пытаться блюсти приличия. Оставаться верной хорошей спутницей жизни для своего супруга рядом с мощным магнитом, опасно кренящим семейную жизнь в сторону, - бывшей супругой и родным ребенком. Ощущать на себе неприязнь "друзей семьи", за глаза считающих Аню разлучницей. Все острые углы, все проблемы взаимоотношений с окружающими, с мужем, сыном, соседями, все претензии, тщательно маскируемые в обычной, ДОапокалиптичной, жизни, обнажаются и опасно выпячиваются наружу.

И если первая часть истории, "Вонгозеро", больше уделяет внимания экшену, пути героев к месту назначения и попутных приключений, то второй роман, "Живые люди", еще острее выдвигает на первый план психологическую составляющую книги.

-2

Горстка измученных людей добирается до острова на Вонгозере и поселяется в крошечном рыбацком домике... Как сложатся их судьбы дальше? Как они уживутся такой компанией на маленьком пятачке пространства? Как вообще выжить в условиях суровой голодной зимы изнеженным цивилизацией людям?

Но все эти глобальные проблемы выживания меркнут перед извечными людскими трениями. Живые люди - прежде всего люди, со своими капризами, требованиями, "тараканами в голове", а уж потом - крутые герои, спасающие мир.

Мне нельзя было становиться на неё похожей. И я не стала; хотя, видит бог, это далось мне непросто, потому что на самом деле между мной и этой женщиной, которую он не выносил, было не так уж много различий. Мне пришлось учиться быть ее зеркальной противоположностью: она требовала – я отказывалась, она говорила – я молчала, и везде, где она нажимала, я не прикасалась вовсе. Я запрятала поглубже все свои острые углы, едкие слова; даже мой почерк как-то измельчал и закруглился – я находила свои старые записные книжки, бумажки с ничего не значащими записями и не узнавала теперь эти колючие буквы и резкие росчерки. Зато он был счастлив. Он правда был счастлив. Был – там, в городе, все три года, которые прожил рядом со мной. Но тревожно следя за его счастьем, я не заметила, как на самом деле стала тем, кем собиралась только притвориться – беззубым, бессильным, бесполезным существом, от которого здесь, на острове, ему было не больше пользы, чем от жалкой бессловесной морской свинки. Именно поэтому я ни за что не смогла бы заставить его поступить по-моему, если бы моё желание удивительным образом не совпало с желанием женщины, которую он не любил. Которой он боялся.

Две хозяйки на одной кухне - уже проблема. Тут же их - четыре. В стае мужчин должен быть альфа-самец, тут же их четверо. Каждый со своим характером, гонором и требованиями к жизни. И не сразу удается осознать, что законы жизни кардинально поменялись, и всё то, что было ценно еще полгода назад, сегодня уже превратилось в пыль, и авторитетом и правом может пользоваться только новый герой...

Я поклонница (не побоюсь этого слова) жанра постапокалипсиса. Но не из-за жажды приключений и желания испытать свои возможности.

Я люблю наблюдать за людьми в моменты пограничного существования, когда старый мир уже ушел, а новый только зарождается. Когда прежние привычные реалии перестали работать, а новые взамен никто услужливо не предложил, и все, что будет дальше, зависит напрямую от тебя самого. И только в этот сегодняшний момент, в эту конкретную точку существования, мы, люди, предстаем честными перед самими собой, показываем и обнажаем свою настоящую сущность, понимаем, чего мы стоим на самом деле. Иногда даже неожиданно для самих же себя...

Сериал "Эпидемия", снятый по книге, не повторяет в точности сюжет романа. Поэтому, если вы читали книгу, но не смотрели фильм, или же наоборот, советую сделать и то, и другое. Оба продукта, и фильм, и книга, самостоятельны и интересны по-своему. Сериал показывает несколько иные трактовки персонажей, не повторяет все приключения, описанные в книгах, а дает практически новую историю, основа которой взята из книжного первоисточника.

РЕКОМЕНДУЮ для проведения нескучных выходных на диване))).