Найти в Дзене

До Хомутово из Иркутска двумя трактами. Путевые заметки нетипичного экскурсовода

Всем здравствуйте! И мы продолжаем нашу виртуальную экскурсию из Иркутска в сторону Малого моря. Впереди почти 250 км пути, которые, конечно, будут разбиты на несколько этапов. А начинаем мы с подъема на север от Иркутска. Первые 125 км дорога и будет придерживаться практически строго меридионального направления. И вот сначала нам и нужно будет преодолеть небольшую возвышенность. Помните, когда я писал про Иркутский острог, то указывал, что одна из его стен называлась Горная. Вот именно с севера - северо-запада город и опоясывает небольшой горный пояс, который необходимо преодолеть. Здесь, конечно, нет высот под 1000 метров, но тем не менее подъем на первых километрах достаточно приличный. Здесь, правда, даже не стали серпантин делать, дорога просто "штурмом" берет эту гору. В настоящее время мощности двигателей автомобилей таковы, что даже в гору большая часть автомобилей способна разгоняться. Да и современные дизельные автобусы преодолевают ее без особенных проблем. А вот ещё 20 лет это было настоящим испытанием для бензиновых ЛАЗов, которые составляли основу автопарка на данном направлении. Ну да давайте снова откроем нашу онлайн топографическую карту и от языка эмоций перейдем к языку чисел.

Маршрут Качугского тракти на подъеме после Иркутска.
Маршрут Качугского тракти на подъеме после Иркутска.

Итак, выезд из Иркутска в районе бывшей развязки Качугского и Александровского трактов располагается на высоте около 430 метров над уровнем моря (голубая зона на карте - начало пути). А высшая точка этого первого подъема - это почти 570 метров (красная зона). Итого, на 3-х километровом участке подъем на 140 метров, то есть в среднем (!) на 47 метров на каждый 1 км. Для среднего уклона это очень прилично, особенно, если учесть, что участок около 500 метров там практически равнинный.

Выездом из города можно считать место пересечения небольшого ручья / реки / водотока - Топка. Собственно граница города будет чуть дальше рза развязкой, но само вот это место больше напоминает некую границу. Сзади и чуть правее от нас остался на горе микрорайон Топкинский с высотой около 550 метров в верхней точке. А прямо посредине дороги, а также слева и справа от нее еще видны остатки бывшей эстакады. Когда-то здесь была двухуровневая развязка, но потом мост пришел в аварийное состояние, плиты сняли, а развязка стало одноуровневой, да еще и с пересечением встречного потока автотранспорта со стороны Качуга. Естественно, что это добавляет "прелести" дорожной обстановке.

Выезд из города. Развязка Александровского и Качугского тракта. Яндекс.Карты
Выезд из города. Развязка Александровского и Качугского тракта. Яндекс.Карты

А теперь, пока впереди у нас ничего интересного не предвидится, давайте немного поговорим об истоках Якутского тракта. Мне, кстати, такое название намного привычнее, чем Качугский тракт. Да и изначально в первой половине XVIII века его назвали именно так. А еще точнее Иркутско-Якутский ямщицкий тракт.

Строить дорогу начали в 1738 году для организации снабжения Второй камчатской экспедиции. В подробностях прочитать про это можно по ссылке ниже:

Везли же по этой дороге практически всё - от гвоздей до гораздо более крупной утвари. Другой дороги просто не было. Общая длина трассы было почти 2800 км. А путь по ней требовал нескольких месяцев. Такая продолжительность была обусловлена тем, что вдоль тракта не было почтовых станций. Их начали организовывать лишь в 40-х гг. XVIII века. То есть, как повозки формировались в Иркутске, так и шли до верховьев Лены в районе Качуга. А лошади же не могут без отдыха преодолеть такое расстояние. Вот им и приходилось давать перерывы. А вот дальше для меня определенная загадка. Кроме водного пути параллельно через местные хребты шла еще и сухопутная дорога. Зачем она понадобилась - сказать трудно, ибо очевидно, что везти груз по воде здесь было намного проще. Но дорога точно была. Частично она и сегодня сохранилась. Относительно без приключений доехать точно можно до Жигалово. А вот дальше я сам не был, а отзывы проезжающих сильно разнятся:

  • часть говорит, что дорога там проезжая, но не сильно;
  • другая часть утверждает, что больше на своей машине в те края ни ногой.

Вторым я верю больше, если честно. Причем не спасет положение дел даже если мы заложим огромный крюк через Братск до Усть-Кута. От Усть-Кута далее можно либо ехать в район Марково на знаменитые месторождения, а вот на Якутск - по зимнику. Да и основная автомобильная трасса в Якутск сегодня идет намного восточнее. Отворот на нее еще восточнее Читы через Сковородино на Нерюнгри и далее на север.

Современный маршрут Иркутск - Якутск. Яндекс.Карты
Современный маршрут Иркутск - Якутск. Яндекс.Карты

А вот на карте маршруты трассы Иркутск - Жигалово - Магистральный и Иркутск - Братск- Усть-Кут - Магистральный:

Два маршрута до Магистрального. Яндлекс.Карты
Два маршрута до Магистрального. Яндлекс.Карты

По относительной прямой очевидно короче. Но... Может быть когда-нибудь на своей "Ниве" я и рискну проехать той дорогой. Думаю, что зимой это вполне реально. Про лето - не уверен. Поэтому зачем в XVIII веке было так принципиально строить именно проезжую дорогу - я не знаю. И это при том, что часть грузов однозначно, по крайней мере, от Жигалово, шла по воде. Кстати, от Иркутска до Жигалово было устроено в итоге 15 почтовых станций. Среднее расстояние между ними стандартное - около 30 верст. На нашем пути на Малое море нам точно бы встретились Хомутовская, Жердовская, Усть-Ордынская - Ользоновская и Баяндаевская. А вот от Баяндая уже будет отворот.

До первой станции на нашем пути - Хомутовской - есть и был и окружной путь - по Александровскому тракту через село Урик. И, кстати, поехать той дорогой было бы даже интереснее. Там на подъеме с 5 км открывается прекрасный вид на Иркутск, а точнее на западную часть города. Здесь высота еще приличнее, кстати - 590 метров над уровнем моря.

Вид на Ангару и Иркутск с Александровского тракта. Google.Maps
Вид на Ангару и Иркутск с Александровского тракта. Google.Maps

Здесь на правом берегу Ангары сложился особый микроклимат. Как правило, в холодные майские и июньские ночи здесь на 3-4 градуса теплее, чем в других местах скопления садоводств. Вот и возникли вдоль Ангары сплошные дачные поселки.

А самый интересный объект находится там же на 5 км справа от трассы. Это полигон ТБО, на котором местные энтузиасты организовали крутой музей!

Музей на свалке. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Музей на свалке. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Музей на свалке. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Музей на свалке. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

После спуска с этой горы, будет заимка Глазунова и деревня Столбова. Их названия произошли от фамилий купцов / земледельцев / охотников (очень разным был род деятельности первых семей, которые тут обосновались). Первого звали соответственно Глазунов, а второго - Столбов. Такое порядок именования сел, деревень, поселений в наших краях был очень широко распространен.

Вот если бы мы выбрали маршрут по Александровскому тракту, то проехали бы через одно из старейших сел области - Урик. Многие вообще считают его старейшим селом, но это вряд ли, поскольку освоение наших краев шло с севера и там поселения возникли уже в 1630-е годы. Сохранились они или нет - это, конечно, вопрос. Но Урик даже моложе Иркутска - 1673 год.

Есть версия, что название села происходит от бурятского слова, которым обозначают молоко только что отелившейся коровы. Вряд ли это правильно, но версия запоминающаяся. По более прозаичной - это просто стойбище. Наверное, Урик так и остался бы обычным селом, если бы здесь не оказались массово декабристы, а до этого еще и жена декабриста Волконского - Мария Николаевна Раевская. Та самая, которую мы столько раз вспоминали в рассказах о путешествиях Пушкина.

В Урике семья Волконских окажется на поселении весной 1837 года. Причем, изначально для них не было даже дома, а потому семья поселилась ближе к берегу Ангары в селе Усть-Куда. Это была своего рода летняя дача, где они потом жили летом. А на зиму уезжали в Урик. Это место в Усть-Куде назвали Камчатник.

Памятник в Усть-Куде. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Памятник в Усть-Куде. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В последние годы в деревне наконец-то восстановили церковь, которая долгие годы была в наполовину разрушенном состоянии.

Усть-Куда. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Усть-Куда. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Понятно, что стоит деревня в устье Куды. Вдоль этой реки ы будем перемещаться на протяжении первых 70 км. И Урик тоже находится на ее же берегах. А вот та гора, в которую мы взбирались после Иркутска, когда-то и заставила Куду отвернуть на запад и впадать в Ангару уже несколько западнее города.

В Урике тоже есть есть церковь - Спасский храм. Кроме Волконских в селе проживала еще целая плеяда декабристов, в том числе очень известных Муравьевых, А также Поджио, Лунин, Вольф, Панов. В ограде же Спасской церкви находится могила одного из идеологов восстания декабристов - Никиты Муравьева.

Спасская церковь в Урике. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Спасская церковь в Урике. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Могила Муравьева в Урике. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Могила Муравьева в Урике. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Напротив церкви установлен памятник женам декабристов.

Урик. Памятник женам декабристов. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Урик. Памятник женам декабристов. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Наверное, после Трубецкого, Волконского и Муравьева самым известным декабристом был Лунин. Он "не успокоился" и после того, как его перевели на поселение в Урик. Здесь Михаил Сергеевич создает серию писем, которые описывают историю движения декабристов. Он хотел, чтобы письма получили огласку, в итоге они попадут в руки жандармов, а сам Лунин будет арестован во второй раз. А дальше будет известнейшая история о том, как Лунин смог договориться, что в лесу его повозку остановят, чтобы он мог проститься с друзьями по каторге и поселению. У почтовой дороги он встретился с Волконскими, Пановым, Артамоном Муравьевым. И по основной версии именно там Мария Николаевна передаст Лунину шубу, в которую будут зашиты 1000 рублей. Их потом найдут при обыске в одной из самых страшных тюрем Забайкалья - Акатуйской тюрьме. Это еще примерно 600 км от Читы. Кстати, кроме Лунина здесь в разные годы было еще множество известнейших заключенных. Допустим - Фанни Каплан. Та самая, что стреляла в В.И. Ленина. Вот то, что осталось от тюрьмы:

Акатуйская каторжная тюрьма. Остатки. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Акатуйская каторжная тюрьма. Остатки. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Но, наверное, Урик как село - это всё уже в прошлом. В настоящее время и Урик, и соседняя Грановщина из деревень превратились в огромные коттеджные поселки. И срослись с тем самым Хомутово, в котором и была первая почтовая станция на пути из Иркутска. А когда-то 30 лет назад тут были мощные колхозы. Еще в студенчестве мы сюда ездили на картошку / свеклу. Грановщина и вовсе уникально тем, что здесь есть центр Тихомировых, по реабилитации инвалидов с помощью верховой езды.

Кстати, чуть выше села Хомутово есть еще и просто деревня Куда и тоже с достаточно красивой церковью на холме над рекой. А вот и мост через Куду перед подъемом на гору в сторону Иркутска (там тоже приличный достаточно подъем).

Куда. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Куда. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вот если по этой дороге подняться наверх, то мы фактически и окажемся в той точке, из которой мы внезапно вдруг переметнулись на Александровский тракт.

Круг по двум трактам. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Круг по двум трактам. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вот такой кружок мы сделали на выезде из Иркутска. Спасибо, что читаете. До встречи!