Найти тему
Академия на Неве

Диакон Николай Борисов. Время основания Черниговской епископии

Черниговская епископия — одна из первых, учреждённых на Руси после Крещения. Письменных источников от данного периода сохранилось мало. Как правило, сведения о епископских кафедрах в них либо отсутствуют, либо очень скудны. Они дошли до современности, прежде всего, в более позднем летописании. Прежде всего ограниченность таких сведений касается времени основания епископий. Подобное можно сказать и относительно учреждения Черниговской кафедры.

В «Повести временных лет», вошедшей в древнейшие дошедшие до современности Лаврентьевскую и Ипатьевскую летописи, нет точных сведений об образовании епископских кафедр, но содержатся косвенные свидетельства. Данные берутся, прежде всего, из Никоновского свода XVI в., который наравне со «Степенной книгой царского родословия» и Новгородской Первой летописью младшего извода, является в данном конкретном случае историографией, представляющей, скорее, перенос взглядов поздних авторов на церковное устройство Руси после Крещения. Поэтому в источниковую базу кроме «Повести временных лет» следует включить только «Сказание о святых Борисе и Глебе» (имеет близкое к рассматриваемым событиям по времени происхождение и содержит косвенное свидетельство) и «Список епископий Константинопольского патриархата» (официальный канцелярский документ XII в.), где также наличествует упоминание древнерусских кафедр, включая Черниговскую.

В историографии вопрос о создании епископии Чернигова рассматривался в контексте изучения всей полноты церковного устройства Русской Церкви. Впервые, если не брать во внимание Никоновскую и Новгородскую летописи, архиереи, занимающие данную кафедру, упоминаются в списках, составленных Адамом Бурхардом Селлием. Судя по датам, данный автор доверял Никоновской летописи. Такая же традиция, хотя и с оговорками сохранялась в течение всего XIX в.: например, в трудах свт. Филарета (Гумилевского), митр. Макария (Булгакова) и Е. Е. Голубинского. Радикальный пересмотр в начале XX в. связан с именем М. Д. Присёлкова. В историографии советского периода вопрос заинтересовал таких крупных исследователей, как Я. Н. Щапов и А. Поппэ, которые внесли наибольший вклад в разработку проблемы. В современности тема первых десятилетий существования Черниговской епархии остаётся по-прежнему актуальной: к ней обращаются А. В. Назаренко, П. И. Гайденко и Т. Ю. Фомина, хотя последние двое не вносят в вопрос основания епископии ничего нового, ограничиваясь приведением выводов предшественников. Связано это, как представляется, с частичным соприкосновением области их исследования с данной проблематикой.

Возможность её учреждения появилась только после Крещения Руси, а точнее Киева, князем Владимиром Святославовичем. Это подтверждает и отсутствие в летописях сведений о существовании каких-либо церковно- административных образований. То есть нижним пределом возможности образования Черниговской епископии является 988 г. Но это не говорит об учреждении кафедры сразу после Крещения, т. к. распространение православия на Руси носило длительный характер.

По поводу даты основания Черниговской кафедры в историографии существует четыре точки зрения: 992 г., период правления святого князя Владимира после крещения Руси (до 1015 г.), 20–30-ые гг. XI в., 70-ые гг. XI в. Стоит подробнее остановиться на рассмотрении каждой из них. Несмотря на постулирование Т. Ю. Фоминой прямолинейности церковных историков в решении данного вопроса[1], среди них нет единого мнения относительно данной проблемы.

Основание первой точки зрения находится в Никоновской летописи, которая повествует: «В лето 6500… постави Леонт, митрополит Киевский и всея Руси епископы по градом, Чернигову епископа Неофита, а в Ростов постави епископа Феодора, а в Володимир Стефана, а в Белград Никиту…»[2] Степенная книга, основанная на ней, даёт сходные сведения[3]. В Новгородской Первой летописи младшего извода под 989 г. приводится список епископий, в котором также упоминается Чернигов[4].

Некоторые историки XIX в. косвенно придерживаются данной датировки, когда говорят о географической и политической причинах основания кафедр.

Первая из них: Чернигов в данный период являлся одним из центров Юго-Западной Руси, а черниговские земли граничили с землями Киевского княжества и были подчинены ему. Естественно, из этого можно сделать вывод: близкий к столице город после Крещения Руси князем Владимиром должен стать церковным центром и очагом распространения христианства. Об этом говорит и архиепископ Филарет (Гумилевский): «По ходу событий и по географическому положению городов можно видеть, что слова летописи о постройке церквей и крещении сёл и городов, прежде всего, должно отнести к городам, окружавшим Киев, то есть и к Чернигову»[5]. А. В. Назаренко также пишет, что на начальном этапе становления епархиальной системы удобство замещения вакантных кафедр требовало наличия вблизи Киева минимум двух епископских кафедр, которыми являлись Белгородская и Черниговская[6].

Вторая причина могла быть чисто практическая. По предположению митрополита Макария (Булгакова), изначально вокруг Киева были образованы епископии для того, чтобы их епископам было легче собираться в Киеве по призыву митрополита или великого князя[7].

Но данная датировка легко подвергается критике. Никоновская летопись и Степенная книга — памятники XVI в., сведения из которых основаны на неизвестном науке источнике, если он вообще существовал. Ещё более серьёзным аргументом против этой теории является упоминание поставленных архиереев. Указываются имена епископов, которые по другим источникам жили в разное время или же сами их кафедры были основаны позже 992 г. Неофит Черниговский в списках Никоновской летописи упоминается первым и только один раз, а в хронологически более раннем «Сказании о Борисе и Глебе», приведённом И. И. Срезневским, его имя указано при перенесении мощей князей в 1072 г.[8]

Попытка разрешить подобные проблемы есть у профессора Е. Е. Голубинского, который писал по поводу Неофита так: «Архиереев с этим именем было двое»[9]. Первый из них, по Никоновской летописи, поставлен на кафедру Чернигова в 992 г. князем Владимиром, а второй — упоминается при перенесении мощей Бориса и Глеба. Гипотезе Е. Е. Голубинского в данном случае нет подтверждения в источниковой базе: это является с его стороны лишь предположением и компиляцией сведений из разных источников без критического анализа. Таким образом, невозможно оправдать гипотезой о двух Неофитах создание епископии в 992 г. Не следует забывать и о том, что автор поздней летописи мог переносить современное ему церковно- административное устройство на более ранние периоды (как в случае с Великим Новгородом, который с самого начала в Новгородском летописании именуется архиепископией).

Даже сам митрополит Макарий (Булгаков), который, как может показаться, поддерживал «никоновскую» теорию, относится к данной дате с недоверием, так как, по его мнению, нельзя полагаться на поздние сведения летописей XVI в., тем более не подтверждённые более ранними источниками[10]. А. В. Назаренко прямо утверждает, что составитель «Никоновского свода», повествуя об учреждении князем Владимиром епархий, только имитировал знание ситуации, присвоив предстоятелям трёх названных им кафедр имена соответствующих архиереев второй половины XI в.[11]

Из критики приведённой «Никоновской» датировки выходит другая теория: основание Черниговской епископии относится к 1072 г. Её основателем можно считать М. Д. Присёлкова, который на основании вышеприведённого фрагмента из сказания о Борисе и Глебе сделал подобный вывод[12].

Эта датировка противоречит ряду свидетельств. В первую очередь, это данные из Никоновской летописи о черниговских епископах после Неофита: Мартирии и Феодуле[13]. Так как после 70-ых гг. XI в. (время основания кафедры, по мнению М. Д. Присёлкова) нет хронологической ниши для их управления епископией, то можно предположить, что они находились на ней (кафедре) до 60-ых гг. XI в. Сведений о них в других источниках не сохранилось, историки не упоминают о существовании данных архиереев, а А. Ю. Карпов относит их к ряду легендарных[14]. Всё же не следует игнорировать данное свидетельство, хотя оно весьма сомнительно.

Кроме него существуют перечни митрополий Константинопольского патриархата. В приводимом Ж. Даррузесом списке под № 72 стоит митрополия Маврокастрона или Новой Руси[15]. А. Поппэ впервые отождествил это название, которое переводится как «Чёрный город», с Черниговом[16]. Впоследствии данная теория разделялась остальными учёными. Учитывая данные о времени создания соседствующих в списке с Черниговом митрополий, получается период с 1060 по 1071 гг.[17] Это уже является неоспоримым аргументом против теории М. Д. Присёлкова.

Иным возможным периодом основания епископии является время правления Черниговским княжеством сына князя Владимира Мстиславом, то есть, с 1024 по 1034 (1036) гг.[18] Я. Н. Щапов говорит о её учреждении уже при нём, так как князь сделал столицей своих владений Чернигов. Как столица княжества он должен был стать епархиальным центром[19]. Согласуются с этим и косвенные свидетельства из Повести Временных лет, относящиеся к началу 30-х гг. XI в. — постройка Спасо- Преображенского собора (стройка шла в момент смерти Мстислава в 1034 (1036) году)[20], скорее всего, как кафедрального каменного собора. Я. Н. Щапов прямо утверждает, что архиерей должен был иметь кафедру в каменном храме[21]. В этот же период наблюдается первое косвенное упоминание о Чернигове в списке митрополий (входила в число епархий митрополии Руси)[22].

Необходимо прибавить, что при подобном подходе невозможно сказать определённо, в какой год из рассматриваемого периода случилось основание Черниговской епископии.

Конечно, можно предположить на основании теории о создании Русской митрополии Болгарским Патриархатом, что сведения об учреждении Черниговской кафедры митрополитом- болгарином (Леонтом) были уничтожены греческими справщиками, но в данном случае нет никаких свидетельств относительно таких действий.

Обращаясь же к другим мнениям, следует рассмотреть подход А. Поппэ к данному вопросу. Он предполагает возможность создания епископии в Чернигове в период с 988 по 1018 гг., связывая её учреждение с митрополитом Феофилактом, управлявшим Русской митрополией (988–1018). Исследователь говорит, что она состояла из четырёх епархий, в числе которых была и Черниговская[23]. А. Поппэ не оставляет без внимания вышеназванный факт из летописи о том, что сыновья Владимира Святославовича действительно после смерти отца по его завещанию стали крестить народ в своих уделах.

Необходимо указать, что схожей датировки придерживался и А. В. Карташёв[24], всё же привязывая создание епископий к периоду правления князя Владимира Святославовича (до 1015 г.), скорее к началу XI в.

Отдельно следует указать на гипотезу А. В. Назаренко. Он критикует гипотезу Я. Н. Щапова, указывая на условность критерия политической целесообразности при обсуждении проблемы становления епархиальной структуры вне его связи с другими предпосылками[25]. Относительно свидетельств он не упоминает приводимого свидетельства о строительстве кафедрального собора в Чернигове. Конечно, он не исключает влияния политических причин, по которым во время правления Ярослава Мудрого в Древней Руси только Полоцк и Чернигов могли претендовать на создание отдельных епископий, но всё же он говорит о преобладании собственно церковных нужд при организации Киевскими митрополитами епископий, включая в их перечень демографический и географический факторы[26]. Таким образом, отвергается и мнение Т. Ю. Фоминой о ключевой роли княжеской власти в организации церкви и об осуществлении ею непосредственного руководства церковными институтами[27]. Княжеская власть была хотя и важным, но всё же одним из факторов, которые способствовали созданию архиерейских кафедр на Руси.

Основываясь же на списке епископий Константинопольского патриархата, в котором кафедры перечисляются в хронологическом порядке их учреждения[28], А. В. Назаренко говорит о создании кафедры в Чернигове четвёртой на Руси. То есть, Черниговская епископия была основана после Новгородской и перед Полоцкой, или одновременно с ними. Он пишет: «Истолкование первой части перечня не составляет проблемы: речь идёт о епископиях, созданных… при Владимире Святом… Мы имеем дело, очевидно, с первоначальным каталогом русских епархий X–XI вв.»[29]. Данные аргументы выглядят весьма убедительно.

Основываясь на вышеизложенном материале, следует сделать вывод: гипотеза А. В. Назаренко на данный момент заслуженно является преобладающей, хотя и может подвергаться критике в случае рассмотрения параллельной иерархии на Руси, о чём в данном исследовании из-за отсутствия сведений в источниках не упоминается.

Скорее всего, Черниговская епископия номинально была основана при князе Владимире Святославовиче в начале XI в.

Не забывая о политических причинах и косвенных свидетельствах, на основании которых делает свои выводы Я. Н. Щапов, следует предположить, что реальное её существование можно отсчитывать с начала правления в Чернигове Мстислава Владимировича, который был христианином и ранее основал в своём Тмутараканском княжестве кафедру. Он пришёл править в Чернигов в 1024 г. и перенёс в него столицу княжества, которая должна была стать епархиальным центром. При допущении возможности существования на Руси параллельной иерархии следует предположить, что Мстислав мог привести епископа, который не относился к иерархии, учреждённой в городе при князе Владимире.

То есть верхним пределом в вопросе о датировке создания Черниговской епископии можно поставить конец первой половины 20-ых гг. XI в.

Разумнее всего при рассмотрении этой проблемы взять данные два предела и говорить о периоде с начала XI в. приблизительно до 1024–1026 гг. как о возможном времени учреждения Черниговской кафедры, в первую очередь, принимая во внимание и тот факт, что процесс её образования мог быть не одномоментным и связанным с существованием в городе двух параллельных иерархий, условно называемых «Владимировой» (ранней) и «Мстиславовой» (поздней), или даже с вытеснением одной другой.

1. Фомина Т. Ю. Епископская власть в домонгольской Руси: истоки, становление, развитие. Дисс. … докт. ист. наук. Екатеринбург, 2014. С. 79.

2. Полное собрание русских летописей (далее — ПСРЛ). Т. 9. СПб., 1862. С. 65.

3. Степенная книга царского родословия, сочинённая трудами митрополитов Киприана и Макария. Т. 1. М., 1775. С. 152.

4. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М., 1960. С. 164.

5. Филарет (Гумилевский), архим. История Русской Церкви. Харьков, 1840. С. 25–26.

6. Назаренко А. В. Архиепископы в Русской Церкви домонгольского времени // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 4 (62). С. 72.

7. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1996. С. 311.

8. Сказание о святых Борисе и Глебе / Изд. И. И. Срезневского. СПб., 1866. С. 75.

9. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. М., 1997. С. 667.

10. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. С. 310.

11. Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне. М., 2009. С. 180.

12. Присёлков М. Д. Очерки по церковно- политической истории Киевской Руси X–XII вв. СПб., 2003. С. 74.

13. ПСРЛ. Т. 9. СПб., 1862. С. XIV.

14. Карпов А. Ю. Русская Церковь X–XIII вв. Биографический словарь. М., 2017. С. 280.

15. Darrouzes J. Notitiate episcopatuum ecclesiae constantinopolitanae. Paris, 1981. С. 344.

16. Поппэ А. В. Русские митрополии Константинопольской патриархии в XI столетии // Византийский временник. Т. 28. Ч. 2. — М., 1968. С. 102.

17. Цукерман К. Дуумвираты Ярославичей. К вопросу о митрополиях Чернигова и Переяславля // Дьнєслово: Збірка праць на пошану дійсного члена Національної академії наук України Петра Петровича Толочка з нагоди його 70-річчя. К., 2008. С. 41.

18. ПСРЛ. Т. 1. СПб., 1872. С. 144, 146.

19. Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989. С. 38.

20. ПСРЛ. Т. 1. СПб., 1872. С. 146.

21. Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси X–XIII вв. С. 37–38.

22. Darrouzes J. Notitiate episcopatuum ecclesiae constantinopolitanae. С. 126.

23. Подскальски Г. Христианство и богословская литература Киевской Руси (988–1237 гг.). СПб.,1996. С. 448.

24. Карташёв А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. М., 1993. С. 124.

25. Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне. С. 185. 26 Там же. С. 178–179.

27. Фомина Т. Ю. Епископская власть в домонгольской Руси… С. 78.

28. Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне. С. 186.

29. Там же. С. 191.

Источник: Диакон Николая Борисов. Время основания Черниговской епископии // Актуальные вопросы церковной науки. 2022. №1. С. 119–123.