Найти в Дзене
Москвич

"10 копеек за пару верст на английском автобусе": история развития автобусного движения в Москве

Оглавление

Почему автобусный транспорт так сложно приживался в столице? Какие автобусы были запущены в Москве первыми? Насколько далеко можно было уехать на автобусах ЗИЛ в 1938 году и позже?

Импортное превосходство


Первый транспорт для народа в Москве была кока, а потом трамвай. А вот с автобусным транспортом не задалось. И только в 1924 году автобусное движение более-менее началось в Москве. Первые автобусы запустили по дачному маршруту от Пресненской заставы да Серебряного бора. Автобусы были марок из импортного итальянские "Фиаты", немецкие машины, ну и наши, отечественные, склепанные из грузовиков.

Первый маршрут для общественного транспорта от Каланчёвки до Тверской заставы и 10 копеек за пару вёрст (всего было восемь вёрст и 4 остановки)

Английский автобус "Лейланд" для москвичей. Фото 1924 год. Источник: www.pastvu.com.
Английский автобус "Лейланд" для москвичей. Фото 1924 год. Источник: www.pastvu.com.

Для этого маршрута специально закупили восемь английских автобусов "Лейланд". Дело пошло и к январю 1925 года в Москву уже прибыло в два раза больше таких автобусов, а уже в феврале 1925 года открыли два новых автобусных маршрута:

  • Курский вокзал до Киевского
  • Рижский до Павелецкого

Популярность автобусных маршрутов росла в геометрической прогрессии и к концу 1925 году в Москве было 138 машин (большинство было из европейских государств и часть — американские. Некоторые марки автобусов оказались непригодные для московских дорог ("Рено" из Франции и "МАН из Германии) и их быстро сплавили в другие города близ Москвы.

А в Москве из вновь прибывающих автобусов создавали новые маршруты. Появились маршруты в Сокольники, Лефортово, Кунцево, Марьину рощу. Всего получилось 18 маршрутов.

Ремонт автобусов

Количество транспорта росло, а как же с этим со всем управляться? Где ремонтировать? И как хранить? Пока машин было немного их распихивали по гаражам в Геогриевском переулке, а потом на Большой Ордынке. Когда количество автобусов перевалило за 100 штук открыли новый гараж на улице Образцова (в будущем из него сделали 3-й автобусный парк, который через полвека переехал на Бибиревскую улицу). Сейчас его нет, он — ликвидирован.

После нашествия импортной техники наша московские чиновники решили всю иностранщину заместить своим родным. Сделать первое импортозамещение. Делать, так сказать, своими руками.
Машины же нужно было ремонтировать, так как техника сложная и такого в стране не делали и не умели делать. С ремонтом как-то справлялись и даже научились делать кузова для автобусов благо железа в стране было много. Первый завод по изготовлению отечественных автобусов и в промышленном масштабе стал Ярославский автозавод. Нужно было изготовить всего 100 штук новеньких автобусов. Модель получила название "Я-6" и уже в 1930 году забегала по маршруту до Кунцева.

Ярославский автобус Я-6 и практически не отличим от английского "Лейланда". Источник: https://a-dedushkin.livejournal.com
Ярославский автобус Я-6 и практически не отличим от английского "Лейланда". Источник: https://a-dedushkin.livejournal.com

Забегала-то забегала, только остановиться порой не могла — были проблемы с тормозной системой. А так как завод специализировался изначально на производстве кузовов, то начинка была импортная: коробка передач, двигатель и рулевое управление было иностранное (фирм "Геркулес" и "Мерседес").
Автобусы героически ездили по Москве (целых 65 штук) и смогли дотянуть аж до 1936 года. А там их и списали.

Второе автобусное дыхание

Другая более удачная попытка запустить конвейерное автобусное производство получилось на заводе АМО (автомобильное Московского общество) и будущий Лихачёва. Здесь начали выпускать в начале 1931 года модель АМО-4, а затем и более качественный вариант "ЗИС-8" с 19 посадочными местами.

Качество сборки росло, как росла потребность в автобусах. И через 7 лет к 1938 году автобусы марки ЗИС-8 заменили иностранные модели. Через некоторое время вышла новая модель автобуса ЗИС-16 с более обтекаемой формой на 35 мест.

Количество автобусов росло, да и размер транспортных средств соответственно тоже. И в Москве пришлось открыть несколько автобусных парков (ведь в Москве работало уже 1230 автобусов):

  • на Дружинниковской улице
  • в Хомутовском тупике
  • 5-ая Кабельная улица

С помощью автобусного движения, роста парков по обслуживанию и хранению транспорта в Москве удалось существенно увеличить количество маршрутов, сеть которых густо покрыло почти весь город. Составив конкуренцию трамвайной сети Москвы.

И главное преимущество автобусов были загородные маршруты: в города и сёла. Можно было относительно легко добраться до Коломенского, Кузьминок, Верхних Лихоборов, Лианозово, Химок и прочих мест.


За сим всё! Благодарю вас за чтение моей статью. Ставьте нравлики и подписывайтесь на канал.