Найти в Дзене
Записки артистки балета

Тамара Карсавина

Из журнала «Театр и жизнъ» (Берлин), 1922-№9, с.7 Апрѣль 1922 / 2-ой годъ изд.

На тихой Софийской улице, в небольшом болгарском особняке живет Тамара Платоновна Карсавина.

   Где-то кипит буйная жизнь. Где-то победным шествием идет всепокоряющая русская красота, радующими цветами расцвечивается наше искусство.

   И, таков темп, таковы настроения этих дней:

   В авангарде шествия — балет, достигший необычайных творческих высот, занявший в искусстве исключительное положение.

   Никогда столько не танцевали, никогда столько не говорили и не писали о балете, как теперь. Никогда определения, восторги и порицания не были так разнообразны и противоречивы, как сейчас.

   И, в этот период триумфа и побед, продолжается непрерывная борьба за новую и новую красоту. Ради нея, вокруг самой основы, вокруг принципа — образовывается соединение самых различных элементов, от старой классики — до крайностей экспрессионизма.

   И вот, в это самое время исканий и достижений, очень интересно все то, что думает и говорит о своем родном искусстве — гордость нашего балета — Т. П.Красавина.

   — Мне кажется, — говорит Т. П., — что наш балет несколько устал. Слишком порывисты были его искания. Дошедший до крайностей модернизма, он на пути исканий часто принимал формы, не соответствовавшие самому духу балетного искусства.

   Яркая представительница классической школы, ревниво хранящая лучшие традиции петербургского балета, Т. П. Карсавина с радостью видит и чувствует, что после утомивших его колебаний, русский балет снова возвращается к принципам спокойного, чисто классического искусства, совершенного искусства Апполона...

-2

Но есть, по словам Т. П., одно обстоятельство, вредно влияющее на вкусы публики и отражающееся на достигаемых искусством результатах. Искусство засоряется людьми, очень мало имеющими с ним общего. С их точки зрения, искусство танца доступно для всех. Это — громадная ошибка, потому что именно искус-ство танца требует исключительного совершенства техники и основывается, прежде всего, на лабораторной, математической работе.

   Вскоре Т. Карсавина дает в Софии в Национальном театре свой единственный вечер в пользу русских детей. Все места давно расписаны. Сбор достигает 160.000 лев.

   О своих выступлениях Т. П. говорит :

   — Я стараюсь избегать в них того, что я менее всего люблю : формы дивертисмента. Поэтому я всегда разбиваю свои вечера на несколько цельных и законченных отделений, причем каждое из них имеет свой собственный характер и стиль. Одно отделение будет посвящено старым классическим танцам. В другом будут воспроизведены танцы XVIII века, так, как они представляются нам. Часть вечера будет посвящена старым английским танцам. Они, в сущности, являются мавританскими плясками, занесенными в Англию после Крестовых Походов и культивировавшимися в некоторых отдаленных углах Англии.

   В Софии Т.П.Карсавина намерена пробыть недолго.

   Вскоре, она уезжает в Англию. После этого её выступления состоятся в Скандинавских странах. Возможна поездка в Париж.

   А пока — отдых ...

   Об искусстве Т.П. говорит с увлечением. Она не ушла от него. Скоро опять будет радовать нас её прекрасный, сверкающий талант.

-3

И так хочется верить, что красота карсавинского дара сохранится для России, вернется в Россию вместе с её лучшими днями.

   А лучшие дни — прийдут. В это верит и сама Т.П.Карсавина . . .

София       Николай Литвин