Найти в Дзене
Turizm

Этот гигантский советский самолет опередил время, но закончил трагедией на испытаниях

Один из самых больших самолетов, построенных в мире до «реактивной эры», отличался необычной для того времени конструкцией и внешним видом. Речь идет о советском экспериментальном самолете, собранным в начале 1930-х годов, ― К-7 Калинина.

Константин Калинин спроектировал свое «летающее крыло» К-7 с двумя хвостовыми балками и выделяющимися капсулами под крыльями в начале 1930-х годов. Производство первого и увы единственного образца началось в Харькове в 1931 году. Процесс строительства занял два года, и в итоге калининский К-7 впервые поднялся в воздух в августе 1933-го.

-2

Помимо конструкции с двумя балками K-7 мог похвастаться огромным размахом крыльев ― 53 метра. Это почти в два раза больше длины самолета ― 28 метров. Крылья имели толщину 2,3 метра, а площадь их поверхности превосходила параметры американского межконтинентального стратегического бомбардировщика Boeing B-52 Stratofortress, появившегося на 20 лет позже, ― 454 против 370 квадратных метров.

Высотой К-7 приблизился к пятиэтажке ― 12,4 метра.

-3

Большую часть мощности исполинского самолета обеспечивали шесть крыльевых пропеллерных двигателей М-34 Микулина. Каждый из них выдавал мощность до 750 лошадиных сил. Седьмой, «толкающий», двигатель располагался в задней части самолета.

В результате K-7 имел следующие характеристики:

Скорость ― 225 км в час;

Рабочая высота полета ― 4 000 метров;

Собственный вес ― 24,4 тонны;

Взлетная масса с грузом ― 38 тонн.

Калинин спроектировал К-7 как универсальный многоцелевой самолет.

В первую очередь, он был способен выполнять военные задачи. Для этого в опорах шасси под крыльями размещались установки для пулеметов. В такой конфигурации К-7 мог к тому же нести 9,6 тонн бомб. Для подобных полетов самолету требовался экипаж из 11 человек.

-4

Однако K-7 можно было использовать и в транспортной авиации. На сидячих местах ― язык не повернется назвать их креслами, ― расположенных внутри полостей крыльев (2,3 метра) легко размещалось 120 обычных пассажиров или 112 десантников вместе с 11 членами экипажа. При этом оставалось место для семи тонн груза, например для почты.

Огромные самолеты всегда привлекали к себе повышенное внимание. Вспомним хотя бы самый тяжелый самолет, построенный КБ Антонова, Ан-225 «Мрия» или красавца Airbus A380 Suprerjumbo. Увы, но эстетическая привлекательность не всегда приводит к коммерческому успеху. К сожалению, так же обстояло дело и с калининским К-7.

Фото: Ан-225 «Мрия»
Фото: Ан-225 «Мрия»

За три месяца в период с 21 августа по 21 ноября 1933 года К-7 совершил всего семь испытательных полетов. Последний из них, 21 ноября, закончился трагически.

Итак, 21 ноября К-7 отправился в очередной рейс. По плану нужно было дать несколько кругов вокруг аэропорта, после чего предстояло отправиться в Москву. На борту в тот день находились 20 человек.

-6

В какой-то момент, оказавшись на очень низкой высоте, самолет внезапно нырнул вниз на максимальной скорости и рухнул в лес. Удар буквально снес шасси. Самолет еще раз подпрыгнул и с работающими двигателями врезался в землю. Начался пожар. 15 членов экипажа погибли в авиакатастрофе.

Основной причиной катастрофы назвали несовершенство конструкции ― при работе двигателей на максимальных оборотах возникала сильная вибрация хвостовых ферм. Металл не выдержал перегрузок, и нижний лонжерон левой хвостовой балки разорвало пополам. В результате концы лонжерона заблокировали руль высоты… Выйти из снижения К-7 уже не смог.

А еще ходили слухи о возможном саботаже, который и привел к крушению самолета. Хотя были заказаны еще два прототипа, работу над ними так и не довели до конца. В итоге в 1935 году Совет министров закрыл проект.

-7

Конструктор К-7 Константин Калинин во время Первой мировой войны служил пилотом, а позже стал авиаконструктором. Если флагманский К-7 успели выпустить только в одном экземпляре, то его меньшие по размеру модели оказались более успешными. Было построено 39 самолетов К-4, а также 260 более крупных К-5. Несмотря на заслуги, Калинин был казнен в 1938 году во время массовых зачисток. Ему исполнился всего 51 год.

-8

Согласитесь, трудно поверить, что самолет, способный перевозить 120 пассажиров, удалось создать всего через 30 лет после первого полета братьев Райт.