Друзья, в этом году в музеях Москвы проходят масштабные выставки, посвященные искусству стеклоделия. В этой статье я расскажу об истории гранения и гравировки стекла в СССР и современной России. В статье используются фотографии с выставки "На грани", которая проходит в настоящее время в музее "Царицыно"
Для читателей поясню, что я изучаю историю фарфора, поэтому посещаю музеи и выставки декоративно-прикладного искусства. Также я бываю на блошиных рынках, в антикварных салонах и культурных местах Москвы. Если вам интересна тема канала, подписывайтесь, будем общаться!
О выставке "На грани"
Собрание стекла в Царицыно - одно из самых крупных в России. В коллекции музея находятся работы советских мастеров, а также современных художников по стеклу.
На выставке можно проследить этапы развития стекольной промышленности в СССР и России. Пространство разделено на залы, в которых демонстрируются произведения двух ведущих школ художественного стекла - "Ленинградской (Петербургской)" и "Московской". Также на выставке экспонируется продукция Гусевского хрустального завода ( Владимирская область), Дятьковского хрустального завода (Брянская область), Борисовского стеклозавода ( республика Беларусь), а также работы современных российских независимых художников.
История открытия искусственного стекла
Важнейший прорыв в искусстве стеклоделия сделал англичанин Джордж Рейвенскрофт, разработчик свинцового хрусталя в XVII веке. Путем многочисленных опытов он подарил миру искрящееся стекло. Основные свойства стекла - его прозрачность и глубинная игра со светом, поэтому стеклоделие сравнивают с ювелирным искусством. Художники-стекольщики используют способность хрусталя сиять и переливаться всеми цветами радуги.
Дореволюционное стекло в России
Искусство гранения и гравировки уходит корнями в IX-XII века. Стекольные промыслы в Киевской Руси служили для оформления храмовых построек.
Наивысшим этапом развития русской гравировки считается XVIII век, в период правления императрицы Елизаветы Петровны. С развитием архитектуры в Петербурге возникла потребность в стекле и зеркалах, в связи с чем стекольное производство стало промышленным. В Петербург привлекали иностранных мастеров из Германии и Богемии. Наиболее известны были Потемкинский, Бахметьевский, Орловский стекольные заводы На них работали искусные русские мастера, которые владели всеми новейшими технологиями. Из форм чаще всего использовали дарственные кубки с матовым гравированным рисунком.
В столице работали частные фабрики Немчиновых и Мальцовых. Выпускали посуду зеленого, реже белого стекла, бокалы, стаканы, кубки; в декорировании использовались гербы и вензеля, цветочные узоры и воинская атрибутика. Изделия покрывали золотой или черной краской. Развивалось народное стекло, ориентированное на широкие массы населения. Были популярны народные формы - бочонки, штофы или бутыли, в декоре применялись фольклорные мотивы, птицы и цветы.
После революции 1917 года успехи в стекольном производстве были разрушены, возрождение началось только с 1930-х годов. Восстановлению советского стеклоделия способствовало внимание к отрасли со стороны Совета народных комиссаров СССР. В 1938 году Главное управление стекольной промышленности (Главстекло) ввело на предприятиях должность главного художника и художественные советы, которые должны были следить за качеством выпускаемой продукции.
Ленинградская школа
История петербургской школы гравировки связана с деятельностью Императорского стекольного завода, выпускавшего продукцию для царского двора и аристократии. Расцвет предприятия пришелся на последнюю треть XIX века. Петербургский стиль всегда отличали сдержанность линий и строгость форм.
В советское время развитие школы связано с деятельностью Веры Мухиной в 1930-х гг., которая инициировала создание экспериментального цеха на Дёминской зеркальной фабрике в Ленинграде (впоследствии - Ленинградского завода художественного стекла). Большую роль в развитии завода в 1950-60-х гг. сыграли художники Б.А. Смирнов, Х. Пыльд ( эстонка по происхождению, она привнесла прибалтийский колорит), Е.В. Грановская.
На Ленинградском заводе создавались изделия из двухслойного, трехслойного, черного, малахитового стекла, использовались различные методы гранения из каталогов мальцовских фабрик XIX века.
В постсоветское время ЛЗХС был закрыт, но стиль петербургской школы не был утрачен. Художники передают свое мастерство, работая преподавателями в Санкт-Петербургской художественно-промышленной Академии им. Штиглица.
Московская школа
Метод гравировки московские мастера начали применять с петровских времен. На развитие школы оказало влияние открытие Строгановского технического художественного училища в 1825 году. Продукция была предназначена для купцов и московских чиновников, поэтому применялся стиль лубка и народных узоров.
В период СССР было восстановлено Московское центральное художественно-промышленное училище на базе бывшего Строгановского, а московские стеклоделы придерживались ориентации на народные мотивы и живописные картины.
Дятьковский хрустальный завод (ДХЗ)
ДХЗ - ведущее предприятие, созданное промышленниками Мальцовыми. Именно на Дятьковском заводе появилась сложная техника гранения - "русский камень". Сложные элементы декора - сеточки и звездочки - вошли в терминологию как мальцовская грань. После революции завод пережил сложные времена, но был восстановлен в 1945 году и во второй половине XX века являлся крупнейшим стекольным производством в СССР.
На Дятьковском заводе создавались технически сложные вещи с наложением на бесцветный хрусталь цветного слоя. На выставке представлены художественные произведения Т.В. Грабарь, А.А. Липской, Е.С. Шувалова, Л. И. Савельевой.
Гусевской хрустальный завод им. А. Мальцова ( ГХЗ)
Завод был основан купцом Акимом Мальцовым в 1756 году, и продукция по сей день отличается виртуозностью гранения. На выставке демонстрируются изделия с использованием присущих только этому предприятию цветов: кобальтового, чайного, рубинового, хромового. Работы художников-стекольщиков 1970-1990 гг. считаются вершиной советского стекольного искусства.
Особое место в истории завода занимает деятельность художников В.А. Филатова ( Блюдо "Кружево", 1966-1968), вазы с авторской гранью А. С. Курилова "Баргузин" ( 1972) и Е.И. Рогова "Архитектура" (1977) .
Р. Н. Аксенов в декоративной композиции "Космос" (1990) применил технику свободного выдувания (гутную) в сочетании с кобальтовым, рубиновым и бесцветным хрусталем.
Борисовский хрустальный завод (БХЗ)
Белорусский стеклозавод - одно из самых молодых предприятий стеклянной советской промышленности. До конца 1950-х на завод передавались формы и образцы декора изделий с Дятьковского, Гусевского и Ленинградского заводов, а после 1957 года - с московских. В 1960-х годах на завод пришли выпускники П.С. и Т.А. Артемовы и Р.П. Климкович, которые начали формировать индивидуальный художественный стиль завода.
Современное искусство гранения
Современное стеклоделие представлено работами Гусевского хрустального завода, который отказался от массового производства в пользу выпуска высокохудожественных изделий малыми тиражами. Предприятие придерживается традиции создавать цветной хрусталь, в том числе, черного, розового, сиреневого, светло-зеленого оттенков.
Сегодня ведущими художниками являются В.И. Касаткин, А.Э. Грызунов, С.В. Березина и Н.К. Любимова.
В воплощении их творческих замыслов помогают граверы, выдувальщики, алмазчики, выпускаются лимитированные серии продукции. Работы мастеров участвуют в российских и международных выставках и получают заслуженные награды.
Современные виды гравировки скорее являются методом гравюры, поскольку переносят рисунок на стекло механически, авторы не работают со стеклом как с материалом. К современным работам относятся В.К Маковецкий, Е.В. Лаврищева, И.А. Иванова, М.Е. Морозова, Е.В. Столярова.
ВИДЕО автора по выставке "На грани" можно посмотреть по ссылке здесь.
Для создания статьи были использованы материалы к выставке "На грани", а также учебное пособие В.Н. Молотовой "Декоративно-прикладное искусство", Глава 10.
Подписывайтесь на мои социальные сети о фарфоре и керамике!
На рутубе я делюсь видео и роликами, на мой взгляд, смотреть их там удобнее, так как нет такого количества рекламы, как на Дзене.
Канал Фарфоровые путешествия на RUTUBE
Подписывайтесь в Телеграм: https://t.me/myloveiscups
Вконтакте: https://vk.com/myloveiscups
Инстаграм @porcelainandtravel