Найти тему

Сияние и блеск советского стекла в музее "Царицыно"

Оглавление

Друзья, в этом году в музеях Москвы проходят масштабные выставки, посвященные искусству стеклоделия. В этой статье я расскажу об истории гранения и гравировки стекла в СССР и современной России. В статье используются фотографии с выставки "На грани", которая проходит в настоящее время в музее "Царицыно"

Для читателей поясню, что я изучаю историю фарфора, поэтому посещаю музеи и выставки декоративно-прикладного искусства. Также я бываю на блошиных рынках, в антикварных салонах и культурных местах Москвы. Если вам интересна тема канала, подписывайтесь, будем общаться!
Слева - блюдо "Ночные шорохи", к. 1980-х, Гусевской хрустальный завод, автор В.В. Корнеев. Справа - чаша "Кристалл", 1970-1980 гг. Гусевской хрустальный завод, автор В.С. Муратов. Фото автора
Слева - блюдо "Ночные шорохи", к. 1980-х, Гусевской хрустальный завод, автор В.В. Корнеев. Справа - чаша "Кристалл", 1970-1980 гг. Гусевской хрустальный завод, автор В.С. Муратов. Фото автора

О выставке "На грани"

Собрание стекла в Царицыно - одно из самых крупных в России. В коллекции музея находятся работы советских мастеров, а также современных художников по стеклу.

На выставке можно проследить этапы развития стекольной промышленности в СССР и России. Пространство разделено на залы, в которых демонстрируются произведения двух ведущих школ художественного стекла - "Ленинградской (Петербургской)" и "Московской". Также на выставке экспонируется продукция Гусевского хрустального завода ( Владимирская область), Дятьковского хрустального завода (Брянская область), Борисовского стеклозавода ( республика Беларусь), а также работы современных российских независимых художников.

История открытия искусственного стекла

Важнейший прорыв в искусстве стеклоделия сделал англичанин Джордж Рейвенскрофт, разработчик свинцового хрусталя в XVII веке. Путем многочисленных опытов он подарил миру искрящееся стекло. Основные свойства стекла - его прозрачность и глубинная игра со светом, поэтому стеклоделие сравнивают с ювелирным искусством. Художники-стекольщики используют способность хрусталя сиять и переливаться всеми цветами радуги.

Экспонаты выставки "На грани" в музее Царицыно. Фото автора
Экспонаты выставки "На грани" в музее Царицыно. Фото автора

Дореволюционное стекло в России

Искусство гранения и гравировки уходит корнями в IX-XII века. Стекольные промыслы в Киевской Руси служили для оформления храмовых построек.

Наивысшим этапом развития русской гравировки считается XVIII век, в период правления императрицы Елизаветы Петровны. С развитием архитектуры в Петербурге возникла потребность в стекле и зеркалах, в связи с чем стекольное производство стало промышленным. В Петербург привлекали иностранных мастеров из Германии и Богемии. Наиболее известны были Потемкинский, Бахметьевский, Орловский стекольные заводы На них работали искусные русские мастера, которые владели всеми новейшими технологиями. Из форм чаще всего использовали дарственные кубки с матовым гравированным рисунком.

В столице работали частные фабрики Немчиновых и Мальцовых. Выпускали посуду зеленого, реже белого стекла, бокалы, стаканы, кубки; в декорировании использовались гербы и вензеля, цветочные узоры и воинская атрибутика. Изделия покрывали золотой или черной краской. Развивалось народное стекло, ориентированное на широкие массы населения. Были популярны народные формы - бочонки, штофы или бутыли, в декоре применялись фольклорные мотивы, птицы и цветы.

После революции 1917 года успехи в стекольном производстве были разрушены, возрождение началось только с 1930-х годов. Восстановлению советского стеклоделия способствовало внимание к отрасли со стороны Совета народных комиссаров СССР. В 1938 году Главное управление стекольной промышленности (Главстекло) ввело на предприятиях должность главного художника и художественные советы, которые должны были следить за качеством выпускаемой продукции.

Пример техники гранения. Ваза "Квадрат", 1980-е гг. Дятьковский хрустальный завод, автор Е.С. Шувалов. Фото автора
Пример техники гранения. Ваза "Квадрат", 1980-е гг. Дятьковский хрустальный завод, автор Е.С. Шувалов. Фото автора

Ленинградская школа

История петербургской школы гравировки связана с деятельностью Императорского стекольного завода, выпускавшего продукцию для царского двора и аристократии. Расцвет предприятия пришелся на последнюю треть XIX века. Петербургский стиль всегда отличали сдержанность линий и строгость форм.

Ваза "Яблочко", Ленинградский завод, 1969, автор Ю.М. Бяков.Фото автора
Ваза "Яблочко", Ленинградский завод, 1969, автор Ю.М. Бяков.Фото автора

В советское время развитие школы связано с деятельностью Веры Мухиной в 1930-х гг., которая инициировала создание экспериментального цеха на Дёминской зеркальной фабрике в Ленинграде (впоследствии - Ленинградского завода художественного стекла). Большую роль в развитии завода в 1950-60-х гг. сыграли художники Б.А. Смирнов, Х. Пыльд ( эстонка по происхождению, она привнесла прибалтийский колорит), Е.В. Грановская.

Кубок "Камешки", 1970 г. Ленинградский завод, автор Х.М. Пыльд. Фото автора
Кубок "Камешки", 1970 г. Ленинградский завод, автор Х.М. Пыльд. Фото автора

На Ленинградском заводе создавались изделия из двухслойного, трехслойного, черного, малахитового стекла, использовались различные методы гранения из каталогов мальцовских фабрик XIX века.

Призовой кубок "Фехтование", Ленинградский завод, 1970, автор А.П. Лаврова ( Бякова). Фото автора
Призовой кубок "Фехтование", Ленинградский завод, 1970, автор А.П. Лаврова ( Бякова). Фото автора

В постсоветское время ЛЗХС был закрыт, но стиль петербургской школы не был утрачен. Художники передают свое мастерство, работая преподавателями в Санкт-Петербургской художественно-промышленной Академии им. Штиглица.

Комплект блюд "Он и она", 1970, Ленинградский завод, автор Е.В. Яновская. Фото автора
Комплект блюд "Он и она", 1970, Ленинградский завод, автор Е.В. Яновская. Фото автора

Московская школа

Метод гравировки московские мастера начали применять с петровских времен. На развитие школы оказало влияние открытие Строгановского технического художественного училища в 1825 году. Продукция была предназначена для купцов и московских чиновников, поэтому применялся стиль лубка и народных узоров.

В период СССР было восстановлено Московское центральное художественно-промышленное училище на базе бывшего Строгановского, а московские стеклоделы придерживались ориентации на народные мотивы и живописные картины.

Композиция "Цветы и звезды", 1974-1977 гг. Гусевской хрустальный завод, автор В.А.Филатов, представитель московского направления. Фото автора
Композиция "Цветы и звезды", 1974-1977 гг. Гусевской хрустальный завод, автор В.А.Филатов, представитель московского направления. Фото автора

Дятьковский хрустальный завод (ДХЗ)

ДХЗ - ведущее предприятие, созданное промышленниками Мальцовыми. Именно на Дятьковском заводе появилась сложная техника гранения - "русский камень". Сложные элементы декора - сеточки и звездочки - вошли в терминологию как мальцовская грань. После революции завод пережил сложные времена, но был восстановлен в 1945 году и во второй половине XX века являлся крупнейшим стекольным производством в СССР.

На Дятьковском заводе создавались технически сложные вещи с наложением на бесцветный хрусталь цветного слоя. На выставке представлены художественные произведения Т.В. Грабарь, А.А. Липской, Е.С. Шувалова, Л. И. Савельевой.

Блюдо "Тачанка", 1967 г. Дятьковский хрустальный завод, автор Л.И.Савельева. Фото автора
Блюдо "Тачанка", 1967 г. Дятьковский хрустальный завод, автор Л.И.Савельева. Фото автора

Композиция "Кузница мира", Дятьковский хрустальный завод, 1986 г., автор В.К. Погребной. Фото автора
Композиция "Кузница мира", Дятьковский хрустальный завод, 1986 г., автор В.К. Погребной. Фото автора

Гусевской хрустальный завод им. А. Мальцова ( ГХЗ)

Завод был основан купцом Акимом Мальцовым в 1756 году, и продукция по сей день отличается виртуозностью гранения. На выставке демонстрируются изделия с использованием присущих только этому предприятию цветов: кобальтового, чайного, рубинового, хромового. Работы художников-стекольщиков 1970-1990 гг. считаются вершиной советского стекольного искусства.

Блюдо "Кружево", 1966-68 гг. Гусевской хрустальный завод, автор В.А. Филатов. Фото автора
Блюдо "Кружево", 1966-68 гг. Гусевской хрустальный завод, автор В.А. Филатов. Фото автора

Особое место в истории завода занимает деятельность художников В.А. Филатова ( Блюдо "Кружево", 1966-1968), вазы с авторской гранью А. С. Курилова "Баргузин" ( 1972) и Е.И. Рогова "Архитектура" (1977) .

Слева - Ваза "Архитектура", 1977. Автор Е.И. Рогов. Справа - Чаша Баргузин, 1972, автор А.С. Курилов. Фото автора
Слева - Ваза "Архитектура", 1977. Автор Е.И. Рогов. Справа - Чаша Баргузин, 1972, автор А.С. Курилов. Фото автора

Р. Н. Аксенов в декоративной композиции "Космос" (1990) применил технику свободного выдувания (гутную) в сочетании с кобальтовым, рубиновым и бесцветным хрусталем.

Композиция "Космос"., 1990 г. Гусевской хрустальный завод, автор Р.Н. Аксенов. Фото автора
Композиция "Космос"., 1990 г. Гусевской хрустальный завод, автор Р.Н. Аксенов. Фото автора

Борисовский хрустальный завод (БХЗ)

Белорусский стеклозавод - одно из самых молодых предприятий стеклянной советской промышленности. До конца 1950-х на завод передавались формы и образцы декора изделий с Дятьковского, Гусевского и Ленинградского заводов, а после 1957 года - с московских. В 1960-х годах на завод пришли выпускники П.С. и Т.А. Артемовы и Р.П. Климкович, которые начали формировать индивидуальный художественный стиль завода.

Ваза "Лось", ваза "Музыкант", 1966-1967 гг. Борисовский хрустальный завод, автор А.И. Абрамова. Фото автора
Ваза "Лось", ваза "Музыкант", 1966-1967 гг. Борисовский хрустальный завод, автор А.И. Абрамова. Фото автора

Современное искусство гранения

Современное стеклоделие представлено работами Гусевского хрустального завода, который отказался от массового производства в пользу выпуска высокохудожественных изделий малыми тиражами. Предприятие придерживается традиции создавать цветной хрусталь, в том числе, черного, розового, сиреневого, светло-зеленого оттенков.

Комплект "Мангазея", 1978 г., Дятьковский хрустальный завод, автор М.М. Кизлов. Пример трехслойного стекла. Фото автора
Комплект "Мангазея", 1978 г., Дятьковский хрустальный завод, автор М.М. Кизлов. Пример трехслойного стекла. Фото автора
Блюдо "Стихия", Гусевской хрустальный завод, 2012, автор А.С. Курилов. Фото автора
Блюдо "Стихия", Гусевской хрустальный завод, 2012, автор А.С. Курилов. Фото автора

Сегодня ведущими художниками являются В.И. Касаткин, А.Э. Грызунов, С.В. Березина и Н.К. Любимова.

Декторативная форма "Самовар", 2016 г. Гусевской хрустальный завод, автор А.Э. Грызунов. Фото автора
Декторативная форма "Самовар", 2016 г. Гусевской хрустальный завод, автор А.Э. Грызунов. Фото автора

В воплощении их творческих замыслов помогают граверы, выдувальщики, алмазчики, выпускаются лимитированные серии продукции. Работы мастеров участвуют в российских и международных выставках и получают заслуженные награды.

Скульптура "Падший ангел", 1990 г. Гусевской хрустальный завод, автор В.В. Касаткин
Скульптура "Падший ангел", 1990 г. Гусевской хрустальный завод, автор В.В. Касаткин

Современные виды гравировки скорее являются методом гравюры, поскольку переносят рисунок на стекло механически, авторы не работают со стеклом как с материалом. К современным работам относятся В.К Маковецкий, Е.В. Лаврищева, И.А. Иванова, М.Е. Морозова, Е.В. Столярова.

Декоративный пласт "Сова", 2012, автор И.А. Иванова. Оптическое стекло, гравировка.
Декоративный пласт "Сова", 2012, автор И.А. Иванова. Оптическое стекло, гравировка.

ВИДЕО автора по выставке "На грани" можно посмотреть по ссылке здесь.

Для создания статьи были использованы материалы к выставке "На грани", а также учебное пособие В.Н. Молотовой "Декоративно-прикладное искусство", Глава 10.

Подписывайтесь на мои социальные сети о фарфоре и керамике!

На рутубе я делюсь видео и роликами, на мой взгляд, смотреть их там удобнее, так как нет такого количества рекламы, как на Дзене.

Канал Фарфоровые путешествия на RUTUBE

Подписывайтесь в Телеграм: https://t.me/myloveiscups

Вконтакте: https://vk.com/myloveiscups

Инстаграм @porcelainandtravel