В субботу (18 ноября) в Ханты-Мансийске начнётся эпохальное событие, которое может повернуть вспять развитие биатлона во всём мире, а может, и не повернуть. Хотя сейчас это кажется чем-то фантастическим. Тем не менее до первой гонки турнира в новом формате остаются считанные дни.
Соревнование называется Международная лига клубного биатлона (МЛКБ). Это что-то неизведанное для биатлона. Однако такие турниры очень популярны в игровых видах спорта (в футболе, хоккее, футзале и так далее). Работает система и в индивидуальных дисциплинах, например, в велоспорте, в настольном теннисе.
Ноябрьский переворот
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Думаю, никто и не подумал бы проводить ничего подобного, если бы IBU (Международный союз биатлонистов) не забанил наш СБР (Союз биатлонистов России). IBU действует по принципу: «сам не ам и другим не дам». На состязания под своей эгидой он российских атлетов не пускает, но и проводить какие-то соревнования международного масштаба тоже не даёт. Поэтому СБР, как организация, подчиняющаяся IBU, не имеет никакого отношения к лиге.
При этом IBU всё равно вставляет палки в колёса. Планировалось, что в пилотном проекте МЛКБ должны были участвовать клубы из России, Белоруссии и Китая. Однако Международный союз биатлонистов настоятельно рекомендовал представителям Поднебесной проигнорировать турнир. Думаю, максимальное наказание, что может грозить представителям других стран, кто захочет присоединиться к российско-белорусскому проекту, отстранение от Олимпиад. В общем, лидерам мирового биатлона есть что терять.
При этом существует один нюанс – призовые. В МЛКБ они весьма заманчивые. Призовой фонд четырёх гонок (2 – 18 ноября, 2 – 19-го) – 8 миллионов рублей. Победитель каждого старта получит по 1 миллиону. Согласитесь, есть над чем поразмышлять. Хотя призовые на Кубке мира чуть больше. Там лучших по итогам каждой гонки будет ждать награда в 15 тысяч евро (около 1,5 миллиона рублей). Наверное, единственный способ развалить систему IBU, переманить к себе лучших биатлонистов планеты, сделать им такое предложение, от которого они не смогут отказаться, прям как в «Крёстном отце». Цифры вы уже видели. Если призовой фонд МЛКБ будет в несколько раз больше, чем сейчас, то, полагаю, мировые звёзды задумаются, где им выступать.
Подобные революции не редкость в спорте. Так футбольных звёзд первой величины перед началом нынешнего сезона в большом количестве скупали ведущие клубы Саудовской Аравии. На переезд в Азию из Европы согласились далеко не все, но многие. Как итог, европейские лиги пусть чуть-чуть, но ослабли. Возможно, это лишь первый шаг по расшатыванию европейского клубного футбола.
Биатлон без IBU?
Теперь обсудим, как создавались альтернативные клубные форматы в командных видах спорта. Главной движущей силой революций в таких ситуациях, как правило, были финансы. Например, в 2001 году в европейском баскетболе появилась Евролига ULEB. Никакого спортивного принципа, туда попали самые титулованные или же обеспеченные клубы Старого Света. Сейчас, например, 18 мест из 24 принадлежит тем командам, у кого есть долгосрочные лицензии на участие в проекте. То есть, даже если они с треском провалятся в национальном чемпионате или на международном уровне, то, всё равно, останутся в Евролиге ULEB. Такой же принцип в НХЛ, в КХЛ.
Какая главная фишка этих турниров, кроме того, что на выходе получается качественный продукт? Прибыль остаётся внутри лиг, а не переходит в другие инстанции. Те же ULEB и НХЛ сильнее, влиятельнее и богаче, чем ФИБА (Международная федерация баскетбола) и ИИХФ (международная федерация хоккея). Посмотрите, как независимо и дерзко ведёт себя НХЛ. Хочет – отпускает игроков на Олимпиаду, не хочет – не отпускает.
Примерно то же самое пытались создать авторы идеи так называемой футбольной Суперлиги. Турнир, в котором в рамках гладкого чемпионата играли бы лучшие европейские клубы. Это сулило бы им баснословную прибыль. Но в УЕФА (Союз европейских футбольных ассоциаций) не на шутку испугались, что денежки уплывут из их цепких рук, как и влияние. Поэтому УЕФА жёстко и бескомпромиссно подавил клубный бунт. Думаю, к решительным шагам готовы и в IBU. Если в МЛКБ появятся ещё большие деньги, чем сейчас, то чиновники из IBU могут реально остаться без работы.
Конечно, к МЛКБ есть вопросы, хоть задумка шикарна своей новизной. Формат подразумевает, что, например, за клуб из России могут выступать спортсмены из Сербии, Белоруссии или Казахстана. А цвета китайцев защищать российские биатлонисты. Никакой привязанности к национальности атлетов. В этом и прелесть, и фишка турнира. Правда, пока зарегистрированы лишь два организации: Белорусский клуб биатлона и Клуб биатлона Московской области. Видимо, все российские звёзды, кто подтвердил участие в турнире (Антон Бабиков, Александр Логинов, Александр Поварницын) будут представлять московский клуб. А иначе, если они станут защищать честь своих регионов, то какой смысл в реформах? Для этого есть чемпионат и Кубок России, а также Кубок Содружества.
Текст: Константин Лубин
Фото: Роман Фёдоров