Главная трудность в преодолении границы Непознанного состоит в неспособности признать ограниченность "инструментов" познания. Но это отнюдь не Кантовская аллюзия. Когда в Агни-Йоге говорится о том, что человечество не может принять факт ограниченности современного познания, имеется в виду только неизжитая самомнительность, не позволяющая устремиться к расширению горизонта представлений, воображения, которое, как известно, первым открывает "окна" для новых восприятий и новых исследований Действительности.
Так, принимая беспредельность как принцип, можно представить и всю глубину Действительности, и понять малость знания об Энергии и Материи, доступного восприятиям человека и всем самым изощрённым техническим возможностям. Учение о Духе – подспорье в познании для истинного исследователя – хотя бы как импульс для расширения горизонта представлений.
Что знает современная наука о свете, кроме доступного описания того, что "видимо", освоено в применении или доступно поверхностному описанию, математическим расчётам? При всей стремительности прогресса науки, Основа всех известных и в будущем открытых энергий – что это? Что находится "глубже" проявленных процессов, принимаемых за причинность лишь на уровне "видимости"?
Учение об Огне, Агни-Йога, утверждает, что Свет – в Основе проявленного Бытия. Основа Проявленного – в триединстве Начал: Мысль – Свет и Тайна – Несказуемый Исток. Это Триединство выражено в священном слове Востока "Аум".
Но здесь не будем устремляться вглубь этих высших понятий. Задумаемся о Свете. Учение, данное для продвижения знания в Новой Эпохе, утверждает необходимость осознания Света. – Света как энергии, возможности которой не изучены и не осознаны.
Свет – не "рукотворный", но явленный в Основе Бытия – является спасительным знанием для человечества – во всех смыслах. "Идеалист" и прагматик равно найдут спасительные возможности в знании о Свете.
Свету нужно радоваться, говорит Живая Этика. И в этих словах – отнюдь не сентименты, не призыв к эмоциональности (хотя даже психология сегодня рассматривает познавательные возможности чувств). В словах "радоваться Свету" выражена духовно-материальная сущность великой энергии.
Дух и мысль, "физика и психика" – только в нераздельности этих начал (как неделимы они в человеке в человеке - микрокосме) можно познать Свет и применить все бесчисленные возможности света – как для познания Природы, космоса, человека, так и для здоровья, и для человеческого развития.
"…люди не умеют радоваться Свету, как энергии. Виновен и врач, и учёный, которые применяют световые лечения, но не воспользуются случаем объяснить значение Света; и на мускулы, и на кости, и на нервы – на всё действует луч Света. Мозг живет Светом, живоносное вещество мозга нуждается в лучах Света. Можно перечислить все физиологические условия, и они окажутся Учением Света". ("Аум", 144).
Можно обнаружить воздействие Света в мышлении и ауре человека-исследователя на те возможности видения, которые даёт аппаратура в исследовании, скажем, космоса. В науке знают о факте влияния мысли на результаты исследования, но нигде так не очевидно единство Энергии в человеке и "вне человека", как в явлении Света.
Восточная Доктрина даёт "подсказку", говоря о семи Принципах (Планах материи и энергии) в Природе (и в человеке). В соответствии с этим знанием, физический свет соответствует низшему, физическому Плану, но свет мысли, свет духа – та же единая светоносная Энергия, но на более высоких Планах, это другие "Принципы" одной и той же Реальности. Но Природа целостна, как и все явления её. Физическое и психическое неделимы, взаимодействия энергий происходят непрестанно; воздействия психической энергии человека могут быть обнаружены во множестве явлений.
"Радиоскоп знакомит с одной стороной светоносности, но тот же аппарат может подтверждать воздействие психической энергии на степень света. Можно наблюдать, что различное нервное состояние наблюдателя будет изменять радиоактивность" ("Аум", 567).
Электричество – "обездушенный" свет. Но в свете пламени живого огня ясновидец может рассмотреть бесчисленные малые жизни, жизнь в неизвестных науке формах. А науке придётся наполнить содержанием принцип беспредельности Материи (и энергии, следовательно – проявлений жизни), который декларируется, но – игнорируется. Свет ценен во всех проявлениях, но для того, чтобы познать творческие процессы Природы, необходимо осознать принцип единства и изучить свет во "внутренней" природе человека. Тогда пространство засияет не только лучами светил, но и "озарится" бесчисленными сияниями светоносной Мысли.
"…замечательный обмен происходит между излучениями мыслящих существ и внешними лучами Беспредельности; как нити серебряные, напрягаются лучи пространственные. Можно видеть конденсирование Света в электрических явлениях. Рука человека вызывает из пространства чудесный огонь… Такие явления редки, но они существуют и показывают насколько связь высшей духовности при посылке тока пространственного имеет значение… Свет не сочетается с раздражением и страхом" ("Аум",144).
Задумаемся и о свете в Тонком Мире. Этот свет, как известно, не от внешних источников. Обитатели Мира Тонкого видят солнце и звёзды, но их восприятия претворены в свете психической энергии – в излучениях аур. Так, размышляя о свете, современный исследователь должен учесть проявление Единой Энергии на разных Планах Действительности, и понять, почему там, где один наблюдатель видит тьму, для другого сияет свет.
Тема о Свете – бесконечна, как само явление Света. Вся Агни-Йога по сути есть Учение об Энергии Света, в её физическом, психическом и духовном проявлении. Мысль есть свет.
Мы продолжим тему в следующих публикациях. И надеемся, что это поможет нашим читателям в их собственных размышлениях о Свете, размышлениях, столь необходимых всегда, а сейчас особенно.
Гореликова М.В.
Дорогие друзья, благодарим вас за "лайки", отзывы и комментарии - за ваше внимание, интерес и сотрудничество! Спасибо!