Истинной свободы между рекой и морем можно достичь, только освободившись от колониализма поселенцев и национального государства, утверждает отнюдь не отмороженный хамасовец, а чистокровный еврей, директор программы глобальных исследований Ближнего Востока Калифорнийского университета в Ирвине Марк Левин.
«От реки до моря Израиль будет свободен».
Ладно, это не так, как должно быть, верно? Но в этот момент войны и массовой гибели над этим утверждением стоит задуматься: Палестина не может быть свободной, если Израиль – или, по крайней мере, израильтяне – не будут свободны. Истинная свобода между рекой и морем может быть достигнута только путем освобождения от цепей поселенческого колониализма, а также от узких границ национального государства.
Прежде чем я объясню дальнейшее, позвольте мне перейти к текущей дискуссии по поводу лозунга «от реки до моря».
Когда большинство израильтян и, без сомнения, значительное число палестинцев слышат фразу «от реки до моря», они представляют ее в эксклюзивистских терминах. Это неудивительно.
Понимание национального государства с нулевой суммой – конкретной территории, находящейся под исключительным контролем одного национального сообщества, было определяющей общинной идентичностью на протяжении как минимум четырёх столетий. Эта логика столь же проста, сколь и жестока: если эта территория принадлежит моей группе, она не может принадлежать вашей.
Идентичность и политика не каждой страны основаны на этой логике, но очень многих. Даже страны с давней традицией межобщинной толерантности могут быстро скатиться к шовинизму.
Динамика еще более очевидна в поселенчески-колониальных обществах, где поселенческое сообщество должно завоевать территорию и подчинить или изгнать коренное население, чтобы построить свое собственное общество. Геноцид чаще всего является ключевым моментом этого процесса.
Израиль, конечно, является типичным колониально-поселенческим обществом; тем не менее, его максималистский импульс еще предстоит реализовать. Палестинцы не превратились в управляемо небольшое меньшинство, которому можно дать формальные политические права, а затем игнорировать, репрессировать и изгонять без значимого сопротивления – как это случилось с коренными американцами и австралийцами.
Учитывая насилие, присущее колониализму, общество поселенцев, естественно, представляло сопротивление коренных народов как зеркальное отражение их элиминистских импульсов и политики: мы хотим, чтобы они исчезли, и будем совершать любое насилие, необходимое для достижения этой цели, поэтому они должны хотеть и будут противодействовать в той же мере. Неудивительно, что когда сопротивление принимает форму массового насилия, как это произошло 7 октября, это воображение сильно усиливается.
В этом контексте, когда большинство израильтян-сионистов и сторонников Израиля слышат фразу «От реки до моря Палестина будет свободна», они улавливают «геноцидный призыв к насилию с целью уничтожить государство Израиль и его народ, чтобы заменить его Палестинское государство, простирающееся от реки Иордан до Средиземного моря». Тот факт, что некоторые палестинцы, особенно ХАМАС, сильно склонились к агрессивно-эксклюзивистскому значению этой фразы, только усиливает эту идею.
Но ХАМАС никогда не представлял большинство палестинцев, несмотря на согласованные усилия движения и сменявших друг друга израильских правительств (по совершенно разным причинам) по повышению его статуса. Его популярность в Газе, если не контроль над ней, значительно снизилась перед терактом 7 октября.
В эту глубоко дисфункциональную смесь входит член палаты представителей Рашида Тлайб, в настоящее время единственный член американского Конгресса из палестинцев. Вместе со своим коллегой Ильханом Омаром и иногда другими членами «Отряда» она была единственным национальным политическим голосом, без колебаний выступающим за права палестинцев.
Для подавляющего большинства ее коллег в Конгрессе и большинства тех, кто называет себя «произраильскими», использование Тлайб лозунга «от реки до моря» навсегда заклеймило ее как врага Израиля. Именно поэтому 6 ноября она была официально осуждена Палатой представителей.
Конечно, палестинцы не единственные, кто выступает за диалог «от реки до моря». Это более или менее официальная политика израильского государства с 1967 года, когда оно оккупировало Западный берег реки Иордан, сектор Газа и Голанские высоты. С тех пор каждое израильское правительство настаивало на расширении незаконных израильских поселений на оккупированных территориях, делая решение о создании двух государств невозможным задолго до начала мирного процесса в Осло.
В израильском политическом пространстве, от крайне правых до левых либералов, идея разделения земли с палестинцами на равных никогда не обсуждалась.
Проблема, с которой столкнулся Израиль – как и другие поселенческо-колониальные державы – заключалась в том, что коренное население редко, если вообще когда-либо, снисходительно относилось к подобной перспективе. Основатель ревизионистского сионизма Зеэв Жаботинский не согласился бы с аргументом Тлайб, высказанным сразу после нападения ХАМАС, о том, что «удушающие, дегуманизирующие условия» постоянной оккупации неизбежно «приводят к сопротивлению».
Ровно столетие назад в своем манифесте 1923 года «Железная стена» он выступал за подавляющую еврейскую власть, чтобы превратить Палестину от реки до моря в еврейское этногосударство именно из-за неизбежности палестинского сопротивления.
Независимо от того, на чьей стороне вы находитесь, пока понимание дискурса «река-море» фильтруется через призму колониального по своей сути национального государства, воображение человека о других возможностях будет сильно ограничено. И гораздо более широкое воображение – это именно то, что сегодня отчаянно необходимо не только для того, чтобы установить свободу, справедливость и мир для всех жителей Палестины/Израиля посреди нынешнего ужаса, но и для решения бесчисленных экзистенциальных проблем человечества, в которых израильская оккупация глубоко укоренилась.
В этом отношении аргумент Тлайб, который поддержали бесчисленные палестинские активисты и их союзники, в том числе многие евреи, о том, что «от реки до моря» — это желанный призыв к свободе, правам человека и мирному сосуществованию, а не к смерти, разрушениям или ненависти», представляет собой радикально постнационалистическое представление о будущем в Палестине и Израиле. Фактически, это тот метод, который палестинцы, находящиеся на передовой линии оккупации, к которым присоединились израильские и международные активисты солидарности, реализовывали на практике, хотя и осторожно и против подавляющей силы, на протяжении десятилетий, как и любой, кто занимается работой солидарности в оккупированные территории подтвердят.
Разделить совместную трапезу в Наби-Салехе или Билине, Атвани или долине реки Иордан после дня, проведенного на посадке оливковых деревьев или сборе урожая, доставке детей в школу, борьбе с израильскими поселенцами, бульдозерами или слезоточивым газом – и теперь ежедневно бороться вместе в США и на Западе – это повторить опыт, общий для «Наездников за свободу», многорасового Африканского национального конгресса и других организаций, которые боролись за свободу.
Межобщинная солидарность и совместные действия ради общего будущего были центральными во всей этой борьбе, поскольку они стремились представить возможности для совместного использования земли, ресурсов и власти, которые раньше казались наивными, надуманными или даже опасными.
Каждый день все больше и больше евреев и других людей присоединяются к палестинцам, создавая именно такие «хорошие проблемы», которые ранее помогли положить конец – хотя и несовершенно – апартеиду в Америке и Южной Африке, а также формальному колониальному правлению на Глобальном Юге. Растет осознание, особенно среди молодежи, того, что ставки в секторе Газа выходят за рамки Палестины и Израиля, представляя собой передовую линию битвы за будущее, за возможность того, чтобы человечество не было охвачено растущим насилием и неравенством по мере того, как мы приближаемся ко все более смертельным угрозам нашему коллективному выживанию.
Для тех, кто все еще находится в ловушке бинарной идентичности и благополучно укрывается во все более психопатической глобальной капиталистической системе, свободная Палестина от реки до моря – действительно, по-настоящему свободный, равный и устойчивый мир – остается немыслимым предложением.
Но, как подтверждает последняя волна насилия, Израиль не может быть свободным, пока не станет свободной Палестина, и ценой этой свободы является реальная деколонизация. Это означает создание политического порядка, независимо от его названия и формы, при котором всем людям, живущим между рекой Иордан и Средиземным морем, предоставляются одинаковые фундаментальные права и свободы.
Перед лицом ужасов Газы мы должны работать над поощрением реальной деколонизации не только в Израиле/Палестине, но и во всем мире, прежде чем насилие охватит всех нас.
© Перевод с английского Александра Жабского.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».