- Рост экономики России в третьем квартале составил 5,5%, превысив прогнозы
- Восстановление экономики показывает ограниченность санкций, направленных на наказание Москвы за войну
Ключевые отрасли российской экономики адаптируются, а в некоторых случаях и полностью восстанавливаются после беспрецедентных международных санкций.
Экономический рост в России и растущий потребительский спрос, подкрепленный значительными государственными расходами, позволили таким разным компаниям, как банки, автопроизводители и авиакомпании, найти способы выживания, а в некоторых случаях и процветания, несмотря на ограничения, введенные США и Европой в ответ на СВО.
Годовой рост экономики в третьем квартале ускорился до 5,5% с 4,9% в предыдущем квартале, сообщила Федеральная служба статистики в среду. Результат, ставший самым быстрым за более чем десятилетие, если не считать скачка, когда Россия вышла из-под "ковидовской" блокады, превзошел ожидания всех экономистов, опрошенных агентством Bloomberg.
Подъем демонстрирует пределы действия санкций, которые, по словам президента США Джо Байдена, были призваны сократить российскую экономику вдвое. Президент Владимир Путин стремится укрепить связи с такими странами, как Китай и Индия, в то время как Европейский союз в ходе очередных санкций сократил торговые связи с Россией, включая импорт нефти и газа.
Сразу после начала войны курс рубля достиг рекордных минимумов, но вскоре восстановился. В прошлом месяце правительство вновь ввело некоторые меры валютного контроля после того, как курс рубля снова упал до отметки 100 за доллар, что привело к развороту, который сделал Россию лучшим игроком среди развивающихся рынков за последний месяц.
Несмотря на то, что Россия пока избежала экономического коллапса, правительство истощает свои ресурсы для поддержания государственных расходов, наблюдается отток иностранных инвесторов, а отечественным предприятиям все труднее поспевать за технологическими изменениями в условиях международной изоляции.
Банковский сектор России - один из самых ярких примеров того, как экономика преодолевает последствия санкций. Крупнейший российский банк, ПАО "Сбербанк", который наряду со всеми основными игроками на рынке страны был включен в список санкций США и ЕС и отрезан от системы международных платежей SWIFT, в этом году может получить рекордную рублевую прибыль.
"Скорее всего, этот год действительно будет для нас самым успешным в истории", - заявил главный исполнительный директор Герман Греф, находящийся под санкциями США, ЕС и Великобритании.
Сбербанк в этом не уникален. Совокупная прибыль банковского сектора за первые девять месяцев текущего года уже превысила предыдущий годовой рекорд, установленный в 2021 году, еще до войны. По словам Валерия Пивня, управляющего директора российского рейтингового агентства АКРА, после почти полного падения в первый год вторжения прибыль банков в 2023 году может составить более 3 трлн. рублей (33 млрд. долл.).
Это в три раза больше, чем первоначально ожидал Центральный банк в этом году, что обусловлено кредитным бумом, ослаблением рубля и низким уровнем резервирования. В среду регулятор заявил, что не будет продлевать до конца года ряд мер по поддержке банков, поскольку кредиторы достаточно стабильны и прибыльны.
По мнению АКРА, следующий год также ожидается "достаточно успешным" для кредиторов.
Экономический подъем
После двух последующих кварталов роста российская экономика практически вернулась к уровню, наблюдавшемуся до СВО, что практически полностью компенсировало удар от санкций.
Фискальные стимулы, способствовавшие такому повороту, будут продолжены, в том числе благодаря способности России перенаправлять поставки нефти в другие страны и продавать ее по ценам выше 60 долларов, установленных странами G7 и ЕС.
Продажа энергоносителей сохранила важнейший источник доходов для государства, и бюджет оказался в лучшем состоянии, чем прогнозировали чиновники, несмотря на рост военных расходов. Согласно документу Министерства финансов, определяющему основные направления бюджетной политики на 2024-2026 годы, государственные расходы будут продолжать стимулировать экономику и "позволили не только стабилизировать ситуацию, но и успешно и быстро адаптироваться к новым условиям".
Что говорит Bloomberg Economics...
В начале четвертого квартала 2023 г. российская экономика, вероятно, достигнет уровня до СВО, опровергнув ранние ожидания.
Драйверами этого восстановления стали благоприятные цены на энергоносители, обеспечивающие России поток нефтегазовых доходов, фискальный импульс, который правительство обеспечило за счет увеличения военных расходов, и свободные условия кредитования, благодаря которым розничные и корпоративные кредитные портфели расширились примерно на 20% по сравнению с предыдущим годом.
- Алексей Исаков, Bloomberg Economics
Проблемы еще впереди. Инфляция ускорилась намного выше целевого показателя центрального банка в 4% в результате ограничения предложения, государственных расходов, роста кредитования и напряженной ситуации на рынке труда, усугубляемой притоком людей в армию и оборонную промышленность.
"После роста наступает падение", - сказал Алексей Исаков из Bloomberg Economics. Учитывая, что базовая ставка Банка России сейчас составляет 15%, "в ближайшие кварталы ожидается быстрое охлаждение кредитования, что приведет к снижению потребительского спроса и, вероятно, к смягчению рынка труда", - сказал он.
Российская экономика, скорее всего, вернется к потенциальным темпам роста, составляющим около 1% ВВП, что "было бы неплохим сценарием в нынешних условиях", - считает Марсель Салихов, президент Института энергетики и финансов в Москве.
Заполнение пробелов
Способность России находить новые источники импорта, а в некоторых случаях и полностью замещать их, стала еще одним фактором ее недавнего восстановления, считает Станислав Мурашов, экономист Райффайзенбанка в Москве.
"Российскому бизнесу удается применять очень нестандартные решения", - сказал он. "Мы пока не видим серьезного дефицита".
Это подтверждает и российский автомобильный рынок. Казалось, что после массового ухода западных марок продажи автомобилей вернулись к уровню до СВО всего за год.
Хотя объемы восстановились, структура рынка полностью изменилась. На долю Китая теперь приходится около 80% импорта новых автомобилей, а китайские марки менее чем за два года захватили более половины всего российского авторынка, по данным аналитического агентства "Автостат".
Другую часть рынка контролирует российский АвтоВАЗ, который, несмотря на ограничения на поставки комплектующих в страну, сообщил об увеличении производства на 59% за первые семь месяцев текущего года, а также о лучших объемах продаж за последнее десятилетие. В сентябре США включили АвтоВАЗ в санкционный список.
Незапланированные достижения
После того как российские авиакомпании были отрезаны от многих международных маршрутов, они перешли к развитию новых внутренних перевозок в самой большой по площади стране мира. По официальным данным, они уже достигли поставленной Путиным в 2018 г. цели - 50% маршрутов в обход Москвы, опередив первоначальный показатель 2024 г.
Увеличение объемов внутренних авиаперевозок, несмотря на то, что власти закрыли аэропорты в туристических городах на юге России, произошло во многом благодаря государственной поддержке, сообщило Министерство транспорта РФ в ответ на запрос агентства Bloomberg.
Несмотря на санкционное давление, международные авиаперевозки "интенсивно развиваются": за первые девять месяцев этого года пассажиропоток увеличился почти на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в сообщении министерства. Россия имеет воздушное сообщение с 37 странами мира, перевозки осуществляют 59 иностранных перевозчиков, говорится в сообщении ведомства.
Тем не менее, отрасль по-прежнему сильно зависит от самолетов Boeing и Airbus и вынуждена искать альтернативные пути поддержания и обслуживания своего парка внутри страны и за рубежом. В этом году "Аэрофлот" отправил свой первый самолет на обслуживание в Иран.
Несмотря на то, что некоторые отрасли приспособились к ограничениям, жизнь в условиях санкций сопряжена с определенными издержками для российской экономики, говорит Ольга Беленькая, экономист ИК "Финам" (Москва).
"Россия нашла обходные пути для большинства санкций, но все равно несет потери из-за роста затрат на логистику, ограничения доступа к оборудованию и технологиям, ухудшения качества технологических решений", - говорит она.