Найти тему
Северная Корона

Фонтан из одеколона, букет из воска и признание цариц. Как появились духи «Красная Москва»

Оглавление

Последняя русская императрица Александра Федоровна, как известно, очень любила цветы. По воспоминаниям придворных, комнаты царицы были буквально наполнены цветочными ароматами.

Ландыши и сирень

В гостиной Александры Федоровны, Лиловом будуаре, всегда пахло ландышами и сиренью, которые императрице присылали огромными корзинами. Вторая гостиная царицы была украшена огромным количеством фиалок. Сирень и ландыши, любимые цветы Александры Федоровны, обильно использовались в оформлении Кленовой и Палисандровой гостиной. Балконы некоторых гостиных просто утопали во фрезиях и рододендронах.

Александра Федоровна
Александра Федоровна

Любовь к цветам императрицы Александры Федоровны оказывало влияние и на ее выбор парфюмерии. В отличие от своего мужа, Николая II, предпочитавшего легкие одеколоны, императрица очень любила достаточно тяжелые цветочные ароматы. Тем более, что именно такие духи в те времена были самыми модными.

Заграничные ароматы

Помимо ландышей и сирени, императрица Александра Федоровна, как известно, очень любила белые розы. Зная пристрастие царицы к этим цветам, селекционеры того времени даже вывели специальный сорт белых роз "Императрица Александра Федоровна", до наших дней, к сожалению, не сохранившийся.

Белыми розами пахли и любимые духи последней русской императрицы. Назывались эти духи White Rose - «Белая роза», и изготавливались они парфюмерами английской компании Atkinsons.

Белые розы в императорском Ливадийском дворце
Белые розы в императорском Ливадийском дворце

Несмотря на то, что Александра Федоровна и император Николай по примеру предыдущего императора - Александра III, старались демонстрировать патриотизм и любовь ко всему отечественному, парфюмерия для членов царской семьи заказывалась в основном за границей. Ведь, как известно, российская знать в те времена в плане моды — одежды, парфюмерии, косметики, тяготела к зарубежным, в основном французским, брендам.

Знаменитый российский парфюмер

Собственные парфюмерные фабрики, производившие вполне качественную продукцию, в России в те времена конечно существовали, но их было не так уж много. В числе прочих, в Москве работало, к примеру, производство очень талантливого парфюмера - Генриха Брокара.

Продукция Брокара в России пользовалась огромным спросом, однако все же уступала по популярности французской парфюмерии. Духи и косметика Брокара продавалась не так хорошо, как бы ему хотелось, и однажды в разговоре с коллегами он сказал:

Для русских важнее французская этикетка, а не качество духов.

Чтобы доказать эти свои слова, Брокар провел показательный эксперимент. Парфюмер наполнил свои «брокаровские» флакончики духами очень популярной в то время французской фирмы «Любен» и продал их. Покупатели, купившие духи, в последующем возвращали их с жалобами на плохое качество. Тем не менее духи компании Генриха Брокара знатоки и любители ароматов ценили очень высоко.

Генрих Брокар с женой Шарлоттой
Генрих Брокар с женой Шарлоттой

В Россию этот знаменитый в последующем парфюмер приехал из Парижа в 1861 г. Его отец — Атонас Брокар, работал в то время лаборантом на знаменитой парфюмерной фабрике Константина Гика в Москве. Отец будущей знаменитости вскоре вернулся обратно в Париж, а Генрих остался в России. Сначала парфюмер выпускал собственное дешевое «народное» мыло, а в последующем создал уже полноценную парфюмерную фабрику.

В 1862 г. Брокар женился на бельгийке Шарлотте Равэ, которая также активно участвовала в бизнесе мужа и во многом помогла развитию компании. Шарлотта обладала утонченным вкусом и отвечала на фабрике за разработку дизайна упаковок для продукции Генриха. Также в ее ведении был маркетинг.

Конечно же, к своему делу Брокар приобщил и детей. Его сыновья — Александр и Эмилий, работали на его фабрике с самых ранних лет. Дочь же Брокара — Евгения, даже вышла замуж за химика-лаборанта своего отца — француза Феррана.

-4

Пробники и фонтан из одеколона

Бизнесменами Брокар и его супруга Шарлотта оказались очень умелыми. Чтобы привлечь покупателей, они устраивали невиданные доселе необычные акции.

К примеру, открыв в Москве на Биржевой площади парфюмерный магазин, в первый же день Брокар пустил в продажу наборы, состоящие из десяти видов его продукции. В наборы входили крохотные пробники стоимостью всего в 1 рубль. Этот товар вызвал в магазине такой сильный ажиотаж и давку, что пришлось даже вызывать полицию.

Известен также случай, когда на одной из выставок в Москве торговый дом Брокара создал целый фонтан из своего нового одеколона «Одеколон цветочный». Желающие могли свободно подходить к фонтану и опробовать на себе новую продукцию торгового дома совершенно бесплатно.

-5

Букет восковых цветов

В 1874 г. Брокар удостоился чести стать поставщиком парфюмерии для императрицы и ее дочери. Сначала продукцию талантливого француза оценила дочь императора Александра II — Мария Александровна. Вслед за ней на парфюмера обратила внимание и супруга царя, которую также звали Марией Александровной.

Летом 1873 г. великая княжна Мария Александровна приехала в Москву, в честь чего был устроен грандиозный прием. На этот прием был приглашен и парфюмер Брокар. В подарок княжне Генрих преподнес букет восковых цветов, пропитанных соответствующими каждому цветку ароматами. Букет был выполнен настолько искусно и реалистично, в его аромат оказался таким восхитительным, что Мария Александровна пришла в настоящий восторг.

В последующем княжна решила «продвинуть» впечатлившего ее парфюмера. По инициативе дочери императора Брокар начал поставлять духи ей и ее матери. Разумеется, после этого бизнес парфюмера резко пошел в гору.

Великая княгиня Мария Александровна
Великая княгиня Мария Александровна

«Букет Императрикс»

Через несколько месяцев после того, как он стал поставщиком императрицы, Брокар создал духи, содержащие все ароматы воскового букета, подаренного великой княжне. Поскольку дочь Александра к тому моменту уже уехала из России, выйдя замуж за герцога Эдинбургского, духи были преподнесены парфюмером самой царице Марии Александровне. Упаковка духов была украшена портретом Екатерины Великой, поскольку наносить на нее свой портрет Мария Александровна, по всей видимости, сочла нескромным.

Уже во времена императрицы Марии Федоровны, духи «Букет Императрикс» признали самым лучшим ароматом торгового дома Брокар. По всей видимости, этот аромат очень нравился и новой государыне. Примерно тогда же духи были представлены и широкой публике. Впервые они были выставлены на выставке в 1889 г, на той же, где Брокар организовал свой знаменитый одеколоновый фонтан.

Мария Федоровна
Мария Федоровна

Мария Федоровна была брюнеткой, предпочитавшей яркие краски и теплые ароматы. Цветочный «Букет императрицы» поэтому вполне соответствовал ее вкусам. Придавало популярности этим духам и то, что их, в отличие от другой продукции фабрики Брокар, так и не смог скопировать больше ни один из парфюмеров того времени.

Существует даже версия, что духи "Букет императрицы" были созданы Брокаром не для Марии Александровны, а непосредственно для Марии Федоровны - в 1882 году.

Император Александр III, как известно процарствовал недолго. В 1894 году на трон взошел его сын - Николай II. Императрицей стала Александра Федоровна, которая по примеру предшественниц оставила Брокара своим поставщиком парфюмерии.

«Любимый букет императрицы»

В 1900 г. Генрих Брокар скончался в Москве. Торговый дом отошел его сыновьям. Сыновья достойно продолжили дело отца. С 1913 г. компания стала уже не просто поставщиком императрицы, а официальным поставщиком императорского двора, получив соответствующий вензель. В этом же году были созданы и еще одни знаменитые духи торгового дома.

Императрица Александра Федоровна, как известно, не ладила со своей свекровью — Марией Федоровной. Конфликт цариц затрагивал, в том числе и моду. То, что нравилось Марии Федоровне, совершенно не принималось Александрой Федоровной.

Александра Федоровна
Александра Федоровна

Видимо поэтому сын Брокара — Александр, решил создать для супруги Николая новый «Букет». Новые духи, выпущенные к 300-летию дома Романовых, получили название «Любимый букет императрицы».

Сохранив по сути название лучшего аромата Брокара, эти духи были созданы по другой формуле, Однако при этом, сообразно вкусам Александры Федоровны, они остались цветочными.

Существует также версия, что духи «Любимый букет императрицы» на фабрике Александра Брокара разработали не к 300-летию дома Романовых, а в честь рождения у царицы долгожданного сына — цесаревича Алексея. Эта версия выглядит вполне реалистично. Но известно, что француз Август Мишель, лучший парфюмер торгового дома Брокара, создавший духи "Любимый букет императрицы", приехал в Россию лишь в 1908 г. Цесаревич Алексей же родился в 1904 г.

Любимый букет императрицы
Любимый букет императрицы

При создании формулы духов для Александры Федоровны, Август Мишель вдохновлялся бешено популярным в то время в Париже и Европе цветочным ароматом L’Origan от компании Франсуа Коти.

Революция и "Новая Заря"

В начале ХХ века дела торгового дома Брокар, таким образом, процветали. Однако с 1914 г. для фабрики настали тяжелые времена. Началась Первая мировая война, и населению стало не до парфюмерии. Дела торгового дома настолько ухудшились, что он потерял почти всех своих старых сотрудников. Остались лишь некоторые специалисты, продолжавшие поддерживать дело Генриха Брокара, включая Августа Мишеля.

В 1917 г. фабрика была национализирована, после чего ее штат сократился еще больше. Известно, что в последующем компанию хотели перепрофилировать, но, благодаря энтузиазму сотрудников, общую парфюмерную направленность производства удалось сохранить.

В разоренной России парфюмерия по-прежнему спросом не пользовалась. Бывшая компания Брокара поэтому стала мыловаренным производством. Когда страна оправилась, на базе торгового дома Брокара была создана знаменитая фабрика «Новая заря».

Новая заря
Новая заря

"Красная Москва"

Парфюмер Август Мишель к тому момент все еще продолжал трудиться на производстве. Хотя он и был французом, из России он эмигрировать не мог. У Мишеля была русская жена и к тому же для эмиграции ему недоставало каких-то документов.

Однажды руководство фабрики поставило перед Августом задачу, которая наверняка показалась ему интересной. Парфюмер должен был воссоздать популярный в царской России аромат «Любимый букет императрицы». С этой задачей Мишель справился на отлично.

Повторить точно формулу «Любимого букета» парфюмеру не удалось, так как в запасниках фабрики не оказалось всех необходимых ингредиентов. Но Мишелю удалось заменить эти ингредиенты на аналоги, и у него получились духи практически идентичные "Букету".

Красная Москва
Красная Москва

Эта продукция «Новой зари» получила название «Красная Москва». Оригинальный флакон для новых советских духов в виде собора с куполом разработал дизайнер Андрей Евсеев. Коробочку изначально украшала шелковая кисточка, которую убрали в 60-х годах.

Вплоть до перестроечных времен никто, конечно, не афишировал того, что духи были созданы царским парфюмером и ранее предназначались для императрицы. Но тем не менее «Красная Москва» стала любимым ароматом советских модниц.

Символ СССР

В годы перестройки, когда в Россию хлынула парфюмерная продукция заграничных брендов, аромат утратил свою популярность. Однако в последующем интерес к духам «Новой Зари» возродился вновь. Ведь «Красная Москва» до сих пор считается одним из символом СССР, и ныне вызывает у многих ностальгические чувства.

-12

Сегодня «Новая Заря» продолжает выпуск и продажу этих духов, как и туалетной воды с тем же ароматом и дезодоранта. Формула "Красной Москвы" до сих пор держится в строжайшем секрете и включает в себя, по легенде, около 60 ингредиентов.

Если статья понравилась, поддержите канал подпиской