Никогда по этому поводу не комплексовал и сегодня не буду. Напишу прямо, "Сумерки" – не такое плохое кино, как принято считать. Первые, разумеется. Это вполне компетентный молодежный фильм, в котором вампиры и оборотни видятся скорее метафорой поиска главной героини себя в новом городе, в новой жизни, в новом состоянии своего тела и духа. Продолжения, конечно, никуда не годятся, но оригинальная лента 2008 года не заслуживает той критики, которую на нее принято обращать. Время выпуска "Сумерек" я указал неслучайно – сегодня исполняется ровно 15 лет со дня премьеры фильма Кэтрин Хардвик, и это хороший повод взглянуть на картину под новым углом.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Угол я выбрал необычный. Если коротко, то его можно сформулировать как "могло быть и хуже". Настолько хуже, что и первая картина не смогла бы получить положительных откликов, и продолжений никаких не было бы, и армии фанатов. Да что там фанатов... Судьбы и карьеры Кристен Стюарт и Роберта Паттинсона могли сложиться совсем иначе. Но давайте обо всем по порядку – сегодня я расскажу вам о том, каким был бы фильм, если бы его сняли по первоначальному варианту сценария.
Фильм Кэтрин Хардвик был впервые показан публике в Лос-Анджелесе 17 ноября 2008 года, но одноименная книга Стефани Мейер первым тиражом была опубликована еще в 2005-м. А еще за два года до этого за роман уже боролись сразу восемь издательств – потенциал любовной истории обычной девушки и древнего вампира был понятен не только опытным редакторам, но и скаутам кинокомпаний. Поэтому интерес к экранизации "Сумерек" возник еще до того, как первые тома появились на полках книжных магазинов. За право адаптировать вампиров для кино битва была не столь масштабной, но победитель в этой схватке был достаточно именит – контракт был подписан с компанией MTV Films, дочерним подразделением Paramount. Вот с этого места и начинается самое интересное.
Несмотря на то, что книги еще не было в продаже, эксклюзивный экземпляр рукописи уже имелся в руках творческой команды. Ей предстояло сформировать общее видение потенциального фильма, обдумать направление и настроение, ну, и внести первые правки в сюжет, которые затем должны будут обработать нанятые сценаристы. Судя по всему, первоначально собранная группа совершенно не понимала, какой бриллиант перед ними предстал и начала в отчаянии лупить по нему молотком, разрушая всё то, что впоследствии станет главным достоинством и книжной серии, и кинофраншизы. В MTV Films из "Сумерек" хотели сделать нечто непотребное.
Прежде всего, киношникам нужна была совсем другая Белла Свон. Вместо привычной нам неуклюжей старшеклассницы, которая не может влиться в коллектив, творческая команда MTV Films хотела видеть главную героиню звездой легкой атлетики и грозной охотницей на вампиров. В литературной вселенной Мейер нет никаких ванхельсингов – вампирам достаточно того, что вечно враждующие кланы время от времени прореживают число кровопийц, живущих в разных уголках планеты – но студии хотелось, чтобы с Эдвардом Калленом сошлась не обычная девочка, а настоящая Баффи с навыками истребительницы нежити. Словно этого было мало, Беллу хотели сделать если не действующим агентом ФБР, то внештатным сотрудником специального отдела охотников.
Идем дальше. Поскольку "Новолуние" к тому времени еще не было дописано, а "Затмение" было только в самых отдаленных планах, деятели киностудии взяли на себя смелость самостоятельно распорядиться судьбами некоторых персонажей. При этом акцент делался на то, что такая "массовка" фильму не нужна, героев недурно будет проредить с прицелом на максимальную драматичность. Так им в головы пришла идея убить не кого-нибудь, а Чарли Свона, отца Беллы, и Карлайла Каллена, главу семейства, приютившего когда-то Эдварда. Разумеется, смерть Чарли имела лишь одну цель – настроить Беллу против вампиров Форкса и вынудить ее обратить свое оружие и навыки против Калленов.
Между драмой и комедией в понимании MTV Films, очевидно, был один шаг, иначе мне нечем объяснить другие странные решения, которые явно разрушали дух оригинальной книги и драматургию, заключенную Стефани Майер в ее любовный треугольник. Сохранилось не так много информации из черновиков студии, но одна деталь была описана непосредственными участниками весьма четко – на каком-то этапе творческая команда "Сумерек" всерьез разрабатывала экшн-сцену с погоней на... гидроциклах. Да, вампиры должны были удирать на моторных лодках, а агенты ФБР организовывали водное преследование. Первое, что всплывает в памяти по этому поводу – развязка "Полицейской академии 3", но там "плавание" хотя бы было уместно. Зачем в воду толкать вампиров, решительно непонятно.
К счастью (очевидно же, что к счастью), экранизация от Paramount не состоялась – потенциальные продюсеры полюбовались на то, что наворотили креативщики, и решили "зеленый свет" этому водевилю не давать. Спустя какое-то время права выкупила компания Summit Enterteinment, которая подошла к оригинальному роману с большим уважением и сняла картину, отвечавшую всем чаяниям фанаток романа. Отсюда фантастический успех фильма, четыре продолжения и внушающие уважение 3,4 миллиарда долларов суммарных кассовых сборов. Да, Хардвик было попроще – все-таки к 2008 году уже сформировалось комьюнити, ожидающее выхода ленты и готовое полюбить экранных Беллу, Эдварда и Джейкоба. Но и здесь тоже нужно проявить талант.
Вариант, предложенный Paramount заведомо был обречен на провал. Во-первых, постоянно растущая аудитория книжной серии не приняла бы столь радикального изменения и сюжетных линий, и общего настроения книг – оттолкнуть фанатов легко, наладить с ними контакт после такого провала практически невозможно. А без армии фанатов "Сумерки" были бы очередным проходным фильмом. Во-вторых, история звезды спорта, на досуге охотящаяся на вампиров, больше похожа на сюжет дешевого комедийного фильма ужасов. Этот жанр тоже пользуется спросом, но явно не среди девушек, вздыхающих о прекрасном молодом человеке с горящими глазами, бледной кожей и способностью жить вечно.
Впрочем, не стану отказывать гипотетическим "Сумеркам" с Баффи Свон и Эдвардом на гидроцикле в возможностях развивать франшизу. Мне просто сложно даже представить, куда бы вывернули в этом случае отношения Беллы с Джейкобом, война Эдварда с Викторией или противостояние Калленов и Вольтури – вряд ли из этого вышло бы что-то столь же долгоиграющее, кассовое, а главное, привлекательное для аудитории. Все-таки стоит отметить правильность принятого Summit и Кэтрин Хардвик решения точно следовать книгам – никто не мог гарантировать успеха даже первого фильма, однако опора на потенциальную публику и верность поставленным целям выстроили ту самую Сагу, которая сегодня остается образцом молодежного любовного фэнтези. Сагу, сделавшую свой первый шаг на большой экран ровно 15 лет назад.
Еще раз отмечу, что отношусь к первому фильму довольно тепло. Это небезупречный, но крепкий фильм о боязни первых отношений и страхе перед взрослой жизнью и самостоятельностью. Если же кто-то видит в "Сумерках" только унылый синий светофильтр, мертвенно-бледных актеров, зубы Кристен Стюарт и смешной бейсбол под аккомпанемент "Muse", то мне их немного жаль. Доверьтесь однажды своему сердцу, включите фильм Кэтрин Хардвик в полном одиночестве темным поздним вечером и не позволяйте дурным мыслям забраться в вашу голову – лента вам точно зайдет, обещаю. И обещаю никому не рассказывать, что вам тоже нравятся "Сумерки".
На этом, пожалуй, всё – мне пора заняться другими интересными темами. Столько всего вышло и еще выйдет – про всё хочется написать. Если вам интересен нетривиальный взгляд на кино и сериалы, представленный на страницах этого канала, заглядывайте регулярно – новые интересные материалы не заставят себя ждать. Еще интереснее у нас в телеграме – там вы точно ничего не пропустите и получите массу удовольствия. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не кусайтесь, и...
Увидимся в кино!