Долгожданная встреча между президентом США и главой КНР в Сан-Франциско завершилась. Судить о подлинных итогах нужно по прошествии времени, но даже промежуточные итоги, то есть заявления с обеих сторон, не дают говорить, будто США добились всего, чего хотели.
Из всех обсужденных 15 ноября вопросов главными можно назвать два: о Тайване и о поставках из Китая компонентов для производства опасного наркотика фентанила. Эти проблемы, на взгляд США, как принимающей стороны в ходе визита лидера Китая, — ключевые во внешней и внутренней политике.
В борьбе с наркотиками обе стороны договорились о сотрудничестве, чего и следовало ожидать. Что касается Тайваня, Си Цзиньпин, если верить источникам агентства Reuters, четко подчеркнул в беседе с Байденом, что не приемлет существующего статус-кво и хочет «более широких» подвижек в разрешении тайваньского вопроса.
Председатель КПК потребовал от американского президента прекратить поставки оружия Тайбэю и поддержать мирное воссоединение острова с КНР. Си не угрожал применить для этого силу, что закономерно, учитывая китайский такт и общие дипломатические приличия. Более того, даже если бы НОАК готовилась взять Тайвань прямо сейчас, об этом никто не предупреждал бы заранее на виду у репортеров со всего мира.
Не считая формальностей, таких как совместная борьба с наркотрафиком и возобновление коммуникаций по военной линии, стороны остались при своем. Сразу после встречи Байден назвал Си Цзиньпина диктатором, а во время разговора поднял острые вопросы о «нарушениях прав человека» в Синьцзяне, Гонконге и Тибете. Если Сонный Джо хотел расположить к себе китайцев, расчет не удался.
Неполные результаты переговоров на таком уровне — тревожный знак, и в первую очередь для Вашингтона. Ведь в случае конфликта Китай может сосредоточиться только на Азии, а США держат военные силы по всему миру. Единственная альтернатива назревающему конфликту — дипломатия, но американцы не могут ни умерить своих высоких требований к другой стороне, ни воздержаться от мелочных оскорблений.