События на Украине и на Ближнем Востоке показали, как коллективный Запад умело формирует и переключает общественное мнение.
Во время событий майдана-2014 и в ходе СВО все глобальные медиа были «повернуты» на дискредитацию России и восхваление нацистской активности ставленников Запада. Там, где Россия боролась за русскоязычное, православное население, западные медиа выставляли все под «соусом» агрессии и вмешательства во внутренние дела суверенного государства. Хотя на деле именно США сами осуществили вмешательство, проведя целый ряд бархатных переворотов в Украине и силовым путем сменили неугодную власть в этой стране.
Безусловно, это яркий пример применения политики «двойных стандартов». Но в действительности мы имеем дело с достаточно сложной и технологически выстроенной системой манипулирования мировым общественным мнением посредством целенаправленной работы глобальных СМИ.
Еще в начале XX века известный ученый Уолтер Липпман описал ключевые механизмы искажения взглядов общественности.
Он определил, что, те черты внешнего мира, которые имеют отношение к поведению других людей в той мере, в какой это поведение пересекается с нашим, зависит от нас и интересует нас, мы грубо называем общественным мнением.
Образы в сознании людей — образы самих себя, других людей, своих нужд, целей и взаимоотношений — являются их общественным мнением».
Поскольку большинство людей не имеет необходимых опыта, знаний и времени для того, чтобы составить квалифицированное мнение о сложных процессах в окружающем мире, они встают на путь упрощения, некритично воспринимая стереотипы — редуцированные и схематизированные образы и представления о тех или иных аспектах внешней среды.
Благодаря этому появляется много возможностей для активного воздействия на общественное мнение, а также, разумеется, и злоупотребления этими возможностями.
Стереотипы объединяются в системы стереотипов, которые предстают в виде повседневных укладов, верований, учений, социальных институтов и т. д. И так вплоть до стереотипа, охватывающего все системы стереотипов и известного под названием «социальная реальность».
Мир, с которым мы вынуждены иметь дело как субъекты, остается за пределами достижимости: человек не Бог, озирающий единым взглядом все сущее, а продукт эволюции, который только и может выхватить фрагмент реальности, достаточный, чтобы «выжить и в потоке времени поймать несколько моментов озарений и счастья».
На постулатах У. Липпмана выстраивался базис гитлеровской пропаганды. Последним были разработаны практические рекомендации по искажению мнения масс, которые сейчас активно используются США для введения иллюзий в сознание глобальной общественности.
Предельная простота любых посланий. Это нужно затем, чтобы даже самый отсталый индивид сумел осознать услышанное или прочитанное. Чем больше людей примут что-либо, тем проще будет справиться с остальными: даже самое продвинутое меньшинство вынужденно последует за большинством».
Вот так появилась новомодная «гегемония глобального дискурса». Суть ее заключается в тотальном контроле всего информационного поля; подавлении и уничтожении альтернативных точек зрения (газет, журналов, ТВ-каналов, убийство ЛОМов, военкоров и журналистов) и видений процессов; обнуление значимости (политика отмены) и дискредитация позиций оппонентов.
Понятно, что можно вводить сколь угодно много новых понятий и терминов, но они не отделимы от базисов информационно-пропагандисткой работы периода I/II Мировых войн и Холодной войны. Американские идеологи активно применяют сегодня технологии «одурманивания масс».
Нам важно понимать, что посредством подконтрольных глобальных СМИ (CNN, BBC) и таких структур как Агентства США по глобальным медиа англосаксонские этилы США и Великобритании пытаются «обелить» свои бандитские операции и «очернить» праведников.
Нам белорусам сейчас в преддверии избирательных циклов 2024 и 2025 годов важно обеспечить чистоту сознания и критичность мышления наших граждан и, в первую очередь, молодежи для исключения «попадания» в ловушки глобальных лжецов.
Автор статьи: Алексей Авдонин.