Зачем человек живёт? Какой ответ на этот вопрос даёт христианство, рассказал православный богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Ильич Осипов.
Алексей Ильич Осипов, богослов:
Вы обращали внимание — какая сейчас в обществе царит основная философская и психологическая тенденция, проходящая через все средства массовой информации?
О чём угодно думай, только не задавайся вопросом: «Зачем я живу?»
А почему не надо об этом думать? Потому что ты — не человек, ты — животное, у которого есть компьютер в голове. С помощью этого компьютера можно решить все проблемы в жизни.
Мне кажется, это самая страшная беда, которая пронизывает наше общество. Помните, как писал Пушкин:
«Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?»
Умница Пушкин поставил перед собой этот важнейший вопрос. И поставил его в великосветском обществе. Это очень редкое явление, когда человек задаётся вопросом о смысле своего существования. Зачем я живу?
Это наиважнейший вопрос для человека думающего. Собственно, человек тем и отличается от животного, что помимо того, чтобы есть, пить и размножаться, он задумывается о смысле своего существования.
Кстати, известный церковный деятель, современник Пушкина — Филарет Московский (Дроздов) — ответил поэту в его стиле: «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога нам дана...» Этот ответ очень растрогал Пушкина.
При каком условии смысл человеческой жизни становится понятен? При условии, что с окончанием своей земной жизни человек не исчезнет. Если продолжения жизни за гробом нет, если я как личность прекращаю своё существование, если нет никакого будущего, тогда, получается, жизнь — это полная бессмыслица.
У меня был знакомый, который изучал иностранные языки, чтобы читать Канта и Гегеля в оригинале. Он искал смысл человеческого существования в атеизме, и дошёл до такого состояния, что уже хотел покончить с собой.
Это же страшная вещь, когда нет Бога, нет бессмертия, нет посмертной жизни, нет возмездия, когда живёшь один раз, когда ты умрёшь, когда все умрут, и нет никакой посмертной памяти ни у кого. Полная бессмыслица!
Итак, зачем человек живёт, с атеистической точки зрения? Если Бога нет, если посмертной жизни нет, если я живу один раз, значит, моя совесть и вся существующая мораль — это чушь. Бери от жизни всё! Жаль только, что желудок всего один, да и то маленький.
При таком взгляде человек уподобляется животному. Живи, пока живёшь. При таком взгляде нет никакого смысла, кроме того, что ты можешь что-то предпринять в данную секунду. Ведь ты не знаешь, когда твоя жизнь прекратиться.
Другой взгляд на смысл жизни открывает перспективу жизни. Личность не погибает с телом, существует тот духовный мир, который является таким же реальным, как и физический мир, существует возмездие. Под возмездием здесь подразумевается не наказание, а результат нашей жизни. Не случайно ответ митрополита Филарета растрогал Пушкина. И он в буквальном смысле «воскрес».
Мои нравственные поступки дают результаты для моего последующего существования. Добро и зло — это не абстракции философского порядка. Это реальность, которую я переживаю уже в этой жизни. Стоит мне совершить какой-то бессовестный поступок, то я уже не могу найти себе место. Как это великолепно описано в романе Достоевского «Преступление и наказание». Помните, как мучился Раскольников, пока не покаялся. Совесть — это не шуточки...
Мысль о Боге открывает человеку, во-первых, путь к пониманию смысла жизни, во вторых, путь соответствующей нравственной жизни.
Зачем человек живёт? Христианство говорит, что человек живёт вовсе не для этой жизни. Да, у него есть все потребности животного характера. И христианство нисколько не отрицает нужд человеческого тела, а призывает совершать это по-человечески.
Ешь, но не объедайся, пей, но не напивайся, женись, но не развратничай... Поступай по совести. А если нет Бога, то о какой совести может идти речь?
Христианство не отнимает у человека ничего из материального мира. Но христианство утверждает, что человеческая жизнь не замыкается на этих нескольких десятках лет. Человек предназначен к жизни вечной, то есть безвременной.
Христианство утверждает, что вечная жизнь — это полнота раскрытия всего того, что есть в человеке. Это полнота переживания любви. Святой Серафим Саровский встречал людей с лучезарными глазами и словами: «Радость ты моя!» Здесь имеется в виду любовь как состояние, которое изливается на всё и на всех.
Человек соединён с Богом. В этом заключается вечность человеческой жизни.
Ещё статья: Семья нужна для рождения детей? Объясняет Алексей Осипов.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господьбог смирение