Работать в состоянии неопределенности становится для бизнеса нормой. Хорошо это или плохо? Ответ на этот вопрос каждый предприниматель дает себе сам. Конечно удобно знать заранее, какие товары и услуги будут востребованы, как себя поведет покупатель, какие экономические прогнозы сбудутся, однако все равно это произойдет только в будущем, а нам же остается только «гадать». Сегодня я предлагаю рассмотреть варианты того, как можно «смириться» с неопределенностью и какие методики помогут работать в таких условиях.
Неопределенность – это ситуация, когда приходится принять решение в условиях недостаточности информации, противоречивости или в целом ее отсутствия. Неопределенность оказывает самое большое влияние в тех случаях, когда есть очень много вариантов принятия решений, очень много альтернатив и при решении новых задач, так как еще не было опыта принятия подобных решений.
Методики работы во время неопределенности
Есть выработанные практикой способы работы в состоянии неопределенности., которыми я поделюсь с вами ниже:
1. Дерево принятия решений
Этот подход достаточно прост в применении и позволяет проанализировать вероятные результаты альтернативных действий. Представить дерево решений можно как совокупность различных результатов решений (обычно дихотомий). Кроме того, графическое представление возможных вариантов дает гибкость: при выборе ошибочного варианта есть другие, которые уже продуманы, и можно действовать по уже разработанному алгоритму.
2. SWOT-анализ
Метод, который позволяет оценить каждый из возможных вариантов решения по характеристикам:
- Сильные стороны
- Слабые стороны
- Возможности
- Угрозы
В результате анализа принимается то решение, которое связано с возможностями и сильными сторонами.
3. Диаграмма Исикавы («рыбья кость»)
Метод, разработанный для анализа причинно-следственных связей процессов и возникающих при этом проблем.
Графическое представление позволяет выбрать наиболее оптимальное решение, предварительно оценив, приведут ли изменения в том или ином процессе к его улучшению. Если да, то изменения должны быть приняты, так как в целом усовершенствования в итоге приведут к общим улучшениям в процессах и в работе организации.
4. Мозговой штурм
Этот метод предназначен для поиска максимального числа решений вопроса. Для участия нужны «генераторы идей», люди, которые инициативны, имеют широкий кругозор и гибкое мышление. При генерации идей важно отсутствие критики для того, чтобы количество идей, пусть на первый взгляд совершенно нерациональных было достаточным. На втором этапе каждая идея критикуется с учетом возможностей и ограничений и выбирается наиболее оптимальный вариант решения.
Практические рекомендации
1. Избегайте тотального контроля
Есть события, факторы, которые вы не можете контролировать, поэтому старайтесь отпускать ситуацию, правильное решение может родиться само собой.
2. Не ждите, когда получите всю информацию для того, чтобы начать действовать
Полная картина может вообще никогда не сложиться. Исходите их тех данных, которые есть сейчас и начинайте действовать. Не упускайте время, применяйте не планирование, а микропланирование.
3. Будьте готовы к тому, чтобы изменить принятое решение
В случаях поступления дополнительной информации вполне возможно, что принятое ранее решение нужно будет отменить или видоизменить. Это нормальная ситуация. Очень важно здесь – принять то, что не все решения будут верными, и не идти на поводу излишней гордости, отступаясь от изначального решения.
4. Избегайте неоправданного риска
Риск сопровождает любые решения, в том числе и те, которые принимаются в состоянии полной определенности. Тем не менее, неоправданному риску лучше не следовать, так как вы можете еще больше усугубить ситуацию. Например, если план продаж не выполняется, принимать персонал, который не увеличит объем поступлений, не следует.
5. Готовьтесь к «плохому» сценарию
Подумайте, что случится, если все пойдет не так, как вы изначально определили, какой самый негативный результат вы можете получить. Это вас эмоционально подготовит к подобной ситуации, если она произойдет, а также вы сразу начнете продумывать варианты действий, чтобы этого не случилось.
6. Сохраняйте эмоциональную стабильность
В ситуации неопределенности самое плохое – это поддаться эмоциям. Нужно включить критическое мышление, рациональность и действовать только тогда, когда эмоции отойдут на второй план.
7. Прежде чем принять решение, погрузитесь в вопрос, не будьте самонадеянны
Если не можете разобраться, привлеките коллег-экспертов, специалистов. Оставляя «белые пятна» там, где их быть не должно, вы значительно увеличиваете риски.
Ежедневно принимать решения, серьезные, судьбоносные, касающиеся как текущих вопросов работы организации, так и стратегических – работа руководителя. Одни из них даются легко, на другие нужно потратить достаточно сил и времени, а некоторые будет руководителю тяжело принять и внедрить. Не всегда они будут точными и верными, но это будут ваши решения. Знайте, что ошибочные решения в большинстве случаев можно исправить. Опирайтесь на свой опыт, опыт коллег, не бойтесь принять помощь извне.