Найти тему
Моменты жизни ღ

Улётные фишки адаптации мамы к слезам малыша в детскому саду и к его любимой песни "не хочу". На основе реальных событий.

Оглавление

Идёт четвёртый месяц адаптации. Наступил первый рабочий день после длительных январских каникул. Первый день идём в садик в Новом году. Я наконец-то просыпаюсь с улыбкой, что это будет мой первый выходной от режима «дети нон-стоп» в новом году. Но прямо с утра пораньше малыш внезапно запел песню "не хочу в садик, хочу один дома". Из дома я его выманила, позволив закрыть двери на ключ и нажать на все кнопки по пути на улицу: и у квартиры на дверной звонок, и в лифте, и на домофон, чтоб выйти из подъезда. На улице его отвлёк снег, к моему счастью. А вот дойдя до подъезда частного садика, напомню, он у нас находился в квартире на 1 этаже пятиэтажного жилого дома, малыш снова стал петь песню "не хочу". В гардероб садика я его заманила словами: "Считаю до трёх, хватаю и отдаю в руки воспитателям, или переодеваю тебя сама, но прямо сейчас". Переодевая малыша в детском садике, я стала подпевать ему в такт "не хочу тебя отпускать", он захохотал и умчался играть в группу. Я удивилась, как легко мне удалось оставить малыша с улыбкой в садике, после утренних песен "не хочу". А потом подумала, что этой фишки "подпевать малышу" нет в моей первой книге про адаптацию к детскому саду. Так родилась написать именно эту книжку, про адаптацию двухлетнего малыша к частным яслям. Через две недели после выхода в детский сад после новогодних каникул, малыш снова ушёл на больничный. Он зачем-то в выходные на прогулке по лесу наелся пушистого снега и в результате в очередной понедельник проснулся с соплями, с хрипотой. А может он это умышленно сделал, но своего добился, и малыш снова начал быть дома вместо садика. Только в этот раз я применила тактику: «Болеет малыш, а не мама». Согласно этой тактике, я играла и обнималась с малышом только по утрам и по вечерам, как это происходило обычно в будни, когда малыш ходил в детский садик. А потом я усаживалась за компьютер со словами: «Мама – работать, малыш – лечиться, играть один, маму не трогать». Признаюсь, это давалось очень трудно, работать из дома, когда дети рядом и всё время пытаются привлечь мамино внимание на себя, но не ноутбук. Но я не сдавалась и продолжала делать вид, что я работаю за компьютером. На самом деле я искала там работу после сокращения перед Новым годом и старалась показать малышу, что играть интереснее в будни в детском садике, чем скучать дома рядом с мамой и рядом со старшим братом-школьником. Малышу что-то не понравилась моя тактика поведения дома, когда он на больничном, и он через два дня сам запросился в детский сад.

На пятый месяц адаптации к садику снова проснулась песня «не хочу»

На дворе идёт февраль месяц, а у двухлетнего малыша в жизни идёт пятый месяц адаптации к частным яслям. До меня внезапно дошло, что скорее всего это не малыша надо адаптировать к детскому саду, а меня нужно адаптировать к новой жизни, где внезапно появляются слёзы и песни «не хочу». Так я стала размышлять: «А какую жизнь я сама хочу?» Однажды проснулась и почувствовала, что я хочу по утрам просыпаться, чтобы жить, а не бежать на работу. Так я перестала будить детей со словами: «Вставай, пора в садик!» или «Вставай, пора в школу!», а начала будить детей, чтобы просто жить и улыбаться. Я начала их будить перед садиком и в школу, чтобы позавтракать с мамой, чтобы пообниматься с мамой, чтобы после пробуждения ещё две минутки поваляться в кроватке. Так я сама начала чувствовать, что я живу и дарю детям маленькие радости жизни, а не только детский сад, школу и уставшую маму по вечерам от решения жизненных взрослых вопросов. Однако, песня «не хочу в детский сад» время от времени продолжалась по дороге в сторону детского сада. Для сравнения, если в первый месяц она начиналась прямо с кровати с утра и длилась 30-40 минут сначала дома (я даже однажды специально засекала), потом на лице, а далее в самом детском садике, то на пятый месяц эта песня длилась максимум 5 минут. А уже в подготовительной группе эта песня иногда пропевается всего максимум 20 секунд в игривой форме: «Мама, а можно я 10 секунд буду не хотеть в садик, а потом туда пойду?» Я киваю головой, улыбаюсь и говорю: «Ага, но только 10 секунд можно». Ребёнок начинает театрально хныкать 10 секунд или 15 секунд со словами: «Не хочу в детский сад», а потом останавливается, улыбается и хохочет. Что это? Это как-будто он выпускает ненужный пар из мозга, чтоб потом туда поселить солнечные улыбки и радость предстоящего дня. Это так классно, что этот выпуск пара происходит уже более-менее осознанно, его мозг, точнее лобные извилины левого полушария уже учатся контролировать свои эмоции. Но в два года малыша, когда эти лобные извилины ещё только-только начинают шевелиться у малышей, тогда эти песни и длятся порой часами, пока мозг не устанет или не уснёт.

Например, однажды на пятом месяце адаптации к детскому саду малыш проснулся с улыбкой в детский сад. Оделся с удовольствием. Вышел из квартиры в садик с радостью. Зашёл в лифт. Сам нажал кнопку и поехал на первый этаж. Но вдруг лифт останавливается на 7 этаже. В него заходит школьница и без разрешения моего малыша нажимает сама кнопку на первый этаж. В этот момент у малыша что-то щелкает внутри и начинается песня: "Я хочу сам нажать кнопку. Почему она это сделала? Всё! Не хочу в садик!". С этой песней мы доехали в лифте до первого этажа, вышли из подъезда, спустились с лестницы и уселись на снегокат. А дальше... А дальше я обняла малыша. Спросила от чего он так расстроен. Разрешила ему поплакать. Он добавил громкости в свои эмоции. Я мысленно продышалась, посчитала до десяти и мягким, нежным голоском попросила малыша побыть моим спасателем в очередной раз и спасти маму от опоздания на электричку. То ли от моего нежного, спокойного голоса, то ли от моей успокоившейся психики, то ли от моих слов про спасателей, но внезапно вокруг наступила тишина. Я спросила малыша: "Хочешь, я тебя сфотографирую и покажу, как ты сильно недоволен идти в садик?". Малыш согласился. Сфотографировался. Посмотрел на своё фото. Улыбнулся. Схватил руль, и мы поехали в садик дальше без слёз. Когда потом я переодевала уже смеющегося малыша в садике, мне захотелось, чтоб страна вернула всем мамам муниципальные ясли с года или хотя бы с двух лет, но при этом оставила оплачиваемый декрет мамам до трёх лет малыша. Чтоб быть рядом с малышом в солнечном состоянии, когда ему так это нужно, а не ждать "когда эти слёзы" пройдут. Ни капли не жалею, что малыш пошел в ясли в два года. Пусть хоть и частные ясли. Даже благодарна разводу за это. Ведь если бы не развод, не повела бы я малыша в два года в садик, не увидела бы способности его мозга всё время что-нибудь креативить, лишь бы не идти в садик. Конечно, это мне сейчас легко про всё это вспоминать, когда у ребёнка вот-вот случится выпускной в детском саду, но тогда я даже не думала про это счастье – быть в моменте слёз малыша, когда он впервые учится жить по правилам взрослой жизни. Когда он внезапно перед сном крепко-крепко обнимает и произносит: "Мама, я хочу, чтоб только ты меня забирала из садика, а не баба. Я тебя луб-люб-лубю". Помню, что тогда я расплакалась от этих слов, вспоминая, что ещё год назад он с трудом выговаривал слова «ма-ма» и «па-па». В тот вечер я лежала и думала: «А почему после детского сада я веду малыша сразу домой? Почему не гуляю с ним?» Так я придумала наполнять жизнь событиями после садика. В первый же вечер после этой задумки я с малышом пошли гулять в уральской зимней темноте после садика и пугать привидения на районе. Пока малыш пугал привидений, я любовалась созвездием Большой медведицы и созвездием Ориона, ибо в других созвездиях я не разбираюсь. Потом однажды мы искали светлячков в сугробе, ползая с фонариками по тёмной детской площадке без фонарей. Но чаще всего в феврале после садика мы отправлялись на поиски новых ледяных горок и новых снежных холмов. Катались, смеялись и после укладывались дома спать с ощущением наполненного дня, богатого на события жизни. К этому время я уже официально по документам была в разводе, в паспорте стоял штамп о расторжении брака. Я устроилась на новую работу в пятнадцати минутах от дома, малыш улыбался в садике, и вроде бы жизнь начала настраиваться на новый курс. Но внезапно случился мой первый детский больничный на моей новой работе, на которой я не проработала ещё и месяца. Мне было страшно звонить директору и произносить слова: «Доброе утро, извините, я ушла на больничный с ребёнком». Я боялась, что меня уволят после таких слов на испытательном сроке. Я боялась, что если выйду на работу, то малыш снова скатится в слёзы в детском саду после больничного с бабушкой.

Больничный начался как раз в канун первых весенних трёдневных выходных, приуроченных к 8 марта. Все три ночи у малыша была температура под 40С, и всю ночь ему надо было срочно, то попить, то в туалет, то жарко, то покушать. В итоге на третью бессонную ночь я не выдержала и ушла всё-таки на официальный больничный с малышом. Накачала себе разных фильмов со смыслом про жизнь. Лежала рядом с малышом-печкой целую неделю и релаксировала. А внутри трясло так, будто по мне грузовой поезд ехал всё это время и стучал колёсами. Я боялась, что меня уволят, что мне снова придётся оперативно искать работу, оперативно искать деньги на жизнь в статусе мама-разведёнка с двумя прицепами. Не знаю, плачут ли в такие моменты другие мамы, когда внутри них идёт выбор: уходить на больничный на счастье малышу или выходить на работу на счастье выживания семьи. Лично я в то время утирала горькие слёзы со своих щёк, пока дети не видели. Утирала слёзы и верила, что когда малыш выздоровеет, я снова начну улыбаться и снова стану солнышком. Даже если и безработным солнышком. Так я и пролежала в мысленных рассуждениях на больничном с малышом целую неделю. Потом мы отправились на приём к доктору в надежде, что он разрешит малышу вернуться в детский сад. Но доктор глянула на горло малыша и сказала: "О...о.. Вам ещё лечиться и лечиться!" После слов доктора я три минуты зависла в молчании, размышляя, что делать: "Списаться с больничного и передать малыша бабушке, или надавить на доктора и выбить справку в детский сад". Меня трясло. Я думала о работе, и о том, что пока я на больничном, никто за меня не зарабатывает деньги. Однако, именно на этом больничном, я прочувствовала, как важно ребенку, когда мама рядом. Я осталась на больничном. Пожалуй, я впервые в жизни с детьми стала смотреть на жизнь по-другому. Стала выбирать детское здоровье и здоровье моей психики, а не бежать сломя голову на работу, оставляя детей на бабушкиных плечах с температурой, с соплями и с кашлем.

Для минимизации больничных в детском саду я придумала научить малыша мыть руки с мылом так, как делают врачи. А то он обычно забежит в ванную, окропит пальчики водичкой и бежит довольный дальше с криком: "Я помыл руки!" На больничном я устраивала с ним соревнования: "У кого больше пенная шапочка на ладошках и на пальчиках". К завершению больничного малыш научился добывать пену из мыла. Увидев это, я выдохнула: «Уф, теперь на несколько микробов будет меньше в теле малыша». Одновременно я начала устраивать малышу игры-упражнения на прокачку дыхательных органов и укрепления лёгких. Устраивала соломинкой шторм с минеральной водой в стакане, дули мыльные пузыри на балконе. Однажды, где-то вычитала, что такие игры хорошая профилактика ОРВИ. Поэтому дополнительно к дыханию я добавила ещё игры, включающие себя кардиотренировку. По утрам бегали по квартире в догонялки с подушкой, летали самолётиками, играли в футбол и в домашний бадминтон. А потом я крепко-крепко обнимала малыша и играла с ним в игру «Попытайся отлипнуть от мамы». Это уже позже, влюбившись в нейропсихологию, я узнала, что такие телесные игры с объятиями и разнообразной кожной чувствительностью очень благоприятно влияют и на психосоматику ребёнка, и на балансирование его нервной системы для правильного формирования нейронных связей внутри детского мозга. Про нейропсихологические игры я расскажу ниже по тексту, а пока ещё несколько эмоций и улётных фишек в период адаптации малыша к частным яслям.

Седьмой месяц ходим в частные ясли

Однажды утром перед выходом в садик малыш закатил истерику из-за того, что не успел посмотреть ещё один мультик. Как-то только я уловила мимику малыша под названием «готовься, я сейчас завою», я обняла малыша и сказала ему: "Ты так сильно хочешь смотреть мультик? А какой ты последний смотрел мультик? Про Винни-Пуха? А что там делал Винни-Пух? А давай нарисуем мультик?" Так у меня получилось утихомирить слёзы и рассмешить малыша. Увидев мультик в картинке на бумаге, а не в гаджете, пережив мультик ещё раз в своей голове, малыш успокоился. Тогда я подумала, что, наверное, дети хотят ещё и ещё смотреть мультики, чтобы пережить их ещё и ещё раз, чтобы сформировалась нужная нейронная связь внутри головы.

Восьмой месяц ходим в частные ясли в танце под поп-музыку

В майские праздники познакомилась с системно-векторной психологией для анализа детской психики и подбора ключика к детям. Узнала про такой вид психологии из книги "Рождённые с характером" автора Евгения Белонощенко. В книге я нашла несколько тестов на определение врождённой уникальности детей. Пройдя эти тесты четыре года назад для своего малыша, я обнаружила, что для здоровья его психики ему надо каждый день давать слушать новую музыку. Согласно результатам теста, он чувствует себя в этом мире через танцы, и его мозгу нужно слышать звуки, чтобы танцевать. В тот период своей жизни я адаптировала детский мозг малыша к садику, и узнав про уникальность его мозга, я стала включать песни по пути в детский сад и наблюдала, как малыш шёл в танце, слушая их. В итоге, подходя к самому садику, я видела, как лицо малыша сияло от улыбки. Малыш спокойно заходил на территорию детского садика, выключал песни и продолжал в танце переодеваться. Потом обнимал меня и убегал с удовольствием в группу детского сада. Короче, читателям этих строк рекомендую тоже почитать книгу "Рождённые с характером", пройти по книге 8 тестов и определить врождённую уникальность собственных детей. А далее перечитать ещё раз лишь одну главу из книги, которую порекомендуют вам по результатам тестирования и которая объяснит вам особенности характера вашего уникума.

На самом деле я думаю, что уникальность характера ребёнка и таланты – это те каналы мозга по которым он сам себе построил путь развития нейронных связей внутри. Например, с первым ребёнком я очень много гуляла в декрете по разным местам каждый день, и потому его мозг отточил свой зрительный путь развития через ежедневный анализ новых картинок. Со вторым ребёнком я мало гуляла в декрете, только по маршруту «дом-школа-дом», но очень много разговаривала на кухне с малышом, пока готовила еду на семью или помогала делать домашние уроки тогдашнему моему ученику начальной школы. В результате у второго моего ребёнка мозг сам выбрал слуховой канал, как источник дальнейшего развития. К сожалению, на самом деле это называется компенсанаторное развитие мозга, когда он, не дополучив каких-то сигналов естественным природным путём, начинает сам себе выстраивать тот путь развития дальше, который наиболее доступный. Например, я помню, что всё своё детство я играла в тазике с водой одна. Мама говорила, что мне это нравилось и потому, она мне не мешала играть. А на самом деле, это мой мозг прочухал, что лишь только что-то щупая, он получает сигналы жизни для дальнейшего саморазвития через тактильные ощущения. Поэтому к трём годам мне были не интересны ни прогулки, ни сказки, а только игры в песочнице или игры в тазике с водой или игры с новыми тканями и нитками у мамы. Меня даже в садик заманивали словами: «Пойдём, тебе там нянечка снова разрешит поиграть в садике с водой и с мылом в тазике». Вот так всё просто оказывается, когда начинаешь понимать путь развития детского мозга. Но люди привыкли изобретать велосипеды, поэтому однажды и изобрели системно-векторную психологию. Я не вижу в ней ничего плохого, особенно, если её психологические взгляды помогают на самом деле найти ключик к своему ребёнку, чтоб его водить в детский сад без слёз в период адаптации в ясельной группе и до выпускного в детском садике. Также этот ключик поможет активизировать запуск речи у малыша, если он молчун. А ещё этот ключик поможет мамам и папам влюблять своего ребёнка в домашние школьные уроки. Например, если ваш ребёнок видит 10 оттенков чёрного в чёрной сковородке, то его мозг с удовольствием будет делать домашку, если рядом с ребёнком будет десять разных шариковых ручек с десятью оттенками синего. Проверено лично. Это работает. Поэтому и рекомендую. Если мозг ребёнка выбрал путь развития через музыку, то пусть он слушает песни в момент выполнения домашних уроков. Нам, родителям будет казаться, что это его отвлекает от уроков. А на самом деле, это поможет включиться его мозгу в учебный процесс. Теперь я понимаю, почему когда мой второй ребёнок на днях делал свою первую домашнюю работу, он прямо умолял меня включить ему музыку. А я, такая забывчивая про системно-векторную психологию, упёрлась: «Нет! Это тебя будет отвлекать». Но потом всё же включила песни, и шестилетка, будущий первоклассник, с лёгкостью дообводил нужные слоги нужным цветом, определяя своим артикуляционным аппаратом твёрдость и мягкость звуков в слогах.

Десятый месяц в ясельной группе частного детского садика

Ух, ты! Уже идёт аж десятый месяц в ясельной группе частного детского садика. За это время столько всего произошло в жизни и в мире: ковид, месяц самоизоляции в квартире, дистанционное обучение в школе, увольнение с одной работы и трудоустройства на другую ещё поближе к дому. Малыш уже с лёгкостью ходит в детский сад, и даже не помнит, что когда-то там плакал. Однажды я хотела ему показать видео его слёз в первые месяцы адаптации к садику, но он резко сказал: «Нет! Не показывай! Не было этого!» Через несколько дней малышу будет уже три года. Через месяц он сходит последний раз в частные ясли, потому что нам наконец-то выдали путёвку в муниципальный детский садик. В настоящий детский садик, где детей и детского смеха в сто раз больше, где есть отдельный музыкальный зал, отдельный спортзал и своя собственная веранда на прогулочном участке у садика.

Начало это истории читайте тут:

Про то, как я адаптировала первого сына в садик, можно почитать в моей книге "52 янины фишки адаптации к детскому саду" на ЛитРес.

--
Яна Терентьева, детский логопед и автор книг с лайфхаками для мам и пап