Стране нужен возрожденный Ту-144, сервис для М12 и тысячи автобусов: куда идет транспортная отрасль, обсуждали в Москве
Кейнсианский курс поддержки экономики страны через строительство дорожной инфраструктуры, похоже, будет продолжаться. «Необходимо сохранять высокие темпы строительства автомобильных магистралей», — заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на форуме «Транспорт России». Сразу два мощных участка дорог — мост через Свиягу и кусок трассы М12 — были открыты в республике накануне, после чего первые лица транспортной сферы озвучили идеи развития. Минтранс предложил вернуть России пассажирский сверхзвук и создать скоростной поезд, страна усиливает ледокольную группировку и нацелена расширить транспортный коридор «Север – Юг». Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Мишустин дал команду открыть отрезок трассы М12 и мост через Свиягу, а затем поставил 6 задач для транспортной отрасли России
Насыщенной накануне оказалась деловая программа второго дня XVII международного форума «Транспорт России», который проходит в Москве с 14 ноября. С участием премьер-министра РФ Михаила Мишустина в России открыли сразу пять дорожных объектов, из которых два в Татарстане. Это первый участок платной трассы М12 в РТ вместе с отрезком в Чувашии длиной 153 км и реконструированный мост через реку Свиягу на федеральной трассе М7.
«В декабре будет полностью открыт участок скоростной трассы М12 „Восток“ от Москвы до Казани, его общая протяженность превысит 800 километров», — напомнил Мишустин на открытии пленарной части форума. Ранее сообщалось, что платную магистраль планируют открыть 19 или 20 декабря.
Масштабы дорожных работ впечатляют — складывается ощущение, что в стране на практике применяют положения теории экономиста Джона Кейнса, еще 100 лет назад призывавшего тратить бюджетные деньги на магистрали как на инструмент стабилизации экономики. С начала года в России построили и реконструировали 650 км федеральных и региональных трасс. Это в 3 раза больше, чем годом ранее. Отремонтировали еще свыше 10 тыс. км дорог.
«Необходимо сохранять высокие темпы строительства автомобильных магистралей», — продолжал Мишустин. И добавил, что в ближайшие годы на ежегодное финансирование госпрограммы развития транспортной системы в федеральном бюджете закладывают 1,5 трлн рублей.
Правительство РФ видит 6 главных задач, которые предстоит решить в сфере транспорта и дорожного хозяйства:
- Наращивать провозную способность основных транспортно-логистических коридоров, в первую очередь дальневосточной железной дороги. Власти намерены усилить атомную ледокольную группировку и развивать Северный морской путь, а еще транспортный коридор «Север – Юг». Надо реконструировать морские порты, в которые упираются международные транспортные коридоры. Ускорят и работу пунктов пропуска на госгранице. Например, в Забайкальске уже заработала электронная очередь.
- Укрепить связность территорий и повысить мобильность жителей не только за счет автомобильного и ж/д транспорта, но и путем расширения воздушного, речного сообщения.
- Повысить доступность перевозок. Правительство намерено создавать условия для конкуренции среди транспортных компаний, поддерживать обновление городского пассажирского транспорта в регионах, снижать логистические расходы российских компаний.
- Достичь технологического суверенитета. «При перевозке пассажиров, грузов надо опираться на собственные разработки. И главное — не допустить отставания отрасли», — обозначил цель Мишустин.
- Транспортная интеграция Донецкой, Луганской республик, Запорожской и Херсонской областей. Сегодня там уже отремонтировали 1,5 тыс. автомагистралей, несколько десятков искусственных дорожных сооружений.
- Подготовка кадров. Каждый 6-й обучающийся в России выбирает профессию, которая связана со сферой транспорта.
«Рассчитываю, что в ходе дискуссий, обмена опытом появятся интересные идеи и предложения, которые помогут повысить эффективность транспортной системы страны», — напутствовал Мишустин участников форума.
Сервис М12, общественный транспорт, IT-решения
Эффект от строительства новых дорог оценил и вице-премьер Марат Хуснуллин. Например, со строительством трассы Москва – Казань во Владимире заметно оживилась жилая застройка.
«Дороги, комплексная увязка с другими видами транспорта — это драйверы развития, — сказал Хуснуллин, отметив, что в России уже готов план развития опорной сети дорог до 2030 года. — Научились строить быстро, качественно и практически забыли, что такое отставание от сроков ввода. Все проекты идут с опережением».
В ближайших планах правительства РФ — составить программу развития дорожно-транспортной отрасли на следующие пять лет. «Увязав все виды дорог», — сказал Хуснуллин. Также правительство предлагает продлить все нацпроекты в сфере транспорта, жилья, инфраструктуры до 2030-го.
За три года построили 7 тыс. км федеральных дорог, порадовался помощник президента РФ, экс-министр транспорта страны Игорь Левитин. «Столько не строили, но есть озабоченность в снижении содержания федеральных дорог. Этот баланс надо выдерживать», — сказал Левитин, добавив, что остаются вопросы по развитию региональных и муниципальных дорог.
Громко о проблемах общественного транспорта тоже заявил помощник президента, который напомнил, что до 2030 года в России надо заменить:
- 57 тыс. автобусов;
- 5 тыс. троллейбусов;
- 1,2 тыс. трамваев.
Промышленность за три года выпустила только 3 тыс. единиц подвижного состава. «Надо нарастить выпуск общественного транспорта в 3 раза!» — беспокоился Левитин. Прежде о срывах поставок автобусов говорил и Хуснуллин.
Снять с повестки вопрос транспортной блокады и заменить на тему развития предложил Андрей Белоусов — первый зампредседателя правительства РФ. Предпосылки к этому есть: например, к нулю свели проблему с нехваткой контейнеров, которая волновала транспортников на прошлогоднем форуме.
Не получится ускорить развитие транспортной отрасли без цифровой трансформации, а результаты в этом направлении впечатляют. Например, свыше 50 тыс. перевозок уже совершили с использованием электронных навигационных пломб. «Появилась возможность обеспечивать целостность и сохранность грузов, следить за их перемещением онлайн», — сказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Нашлось в ходе обсуждения место и теме трассы М12. Хуснуллин напомнил о решении продлить ее до Владивостока — таким образом, протяженность скоростного автомобильного коридора от Санкт-Петербурга достигнет 12 тыс. километров. Но важнейший момент на дороге — сервис. По словам председателя правления госкомпании «Автодор» Вячеслава Петушенко, на открытом участке между Татарстаном и Чувашией накануне открыли сразу три заправки. «Сегодня совершенно другое требование к инфраструктуре, которую мы создаем. Сейчас даже не говорим, что делаем дорогу. Мы делаем инфраструктурную услугу», — подчеркнул Петушенко. И отметил, что на платных дорогах госкомпании появился новый клиент — турист.
На открытых участках трассы М12 уже работают 11 многофункциональных зон с заправками. До конца года появятся еще 9. «А дорогу, между делом, должны были закончить в июне 2024 года», — напомнил Петушенко.
В России создадут новый сверхзвуковой Ту-144 и скоростной поезд
Интересным, а порой неожиданным идеям и предложениям тоже нашлось место. Министр транспорта РФ Виталий Савельев сначала объявил, что для новой высокоскоростной ж/д магистрали Москва – Санкт-Петербург разработают состав, который превзойдет аналоги. А затем заявил о готовности страны создать новый сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144.
«России с ее огромными просторами не обойтись без развития сверхзвуковой гражданской авиации. Страна имеет такой опыт разработок и, что важно, опыт эксплуатации сверхзвукового самолета Ту-144», — сказал Савельев.
Эту машину разработали в 1960-х годах в конструкторском бюро «Туполев». Первый полет состоялся в 1968-м, коммерческая эксплуатация началась в 1975 году и закончилась в 1978-м. Производился в Воронеже, на самолет устанавливали те же двигатели, что и на стратегический бомбардировщик Ту-160, производство которого возобновили в Казани. Один испытательный борт Ту-144 находится в столице РТ напротив второго здания КНИТУ-КАИ на улице Фатыха Амирхана. Машина станет частью нового интерактивного музея техники — учебного центра авиации на территории вуза.
«Эта машина опередила свое время, и сегодня для создания такого лайнера на новой технологической базе у нас есть все необходимые наработки», — сказал Савельев.
Технологии, которые казались будущим, уже воплощаются в жизнь, продолжал министр. И привел в пример автономное судовождение — в таком режиме на линии Санкт-Петербург – Калининград работают паромы «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский». Появилась виртуальная сцепка поездов, которая сокращает интервал между попутно следующими поездами с 12 до 6–8 минут за счет обмена информацией о режиме движения между локомотивами ведущего и ведомого поездов. Развиваются и беспилотные грузоперевозки. По оценкам главы минтранса РФ, через 12 лет на рынке появится не менее 1 млн единиц авиационных беспилотников.
Сегодня транспортный форум продолжит свою работу — в частности, планируется обсудить эффект появления М12 как дороги возможностей для всех регионов, через которые она проходит.
Фото: premier.gov.ru