В середине ноября 2023 года на аукционе RM Sotheby’s в Нью-Йорке творилась история – был установлен рекорд стоимости автомобиля для публичных торгов! Ferrari 250 GTO 1962 года выпуска был продан за невероятные 51 705 000 долларов…
Молоток аукциона упал на ставке в 47 миллионов долларов, но окончательная цена с учетом комиссий и сборов, связанных со сделкой, превысила отметку в 51 миллион. Цифры сумасшедшие, но, по предварительной оценке, специалистов аукционного дома RM Sotheby’s, стоимость автомобиля должна была перевалить за 60 миллионов долларов! Так-что, неназванный коллекционер даже несколько сэкономил :)
Настолько ли ценен этот автомобиль?! Вопрос, конечно, дискуссионный, но журнал Sports Car International назвал Ferrari 250 GTO лучшим спортивным автомобилем всех времен, Motor Trend Classic поставил его на первое место в списке величайших Ferrari, а Болонский суд в 2019 году официально признал Ferrari 250 GTO произведением искусства! Последнее было сделано, в первую очередь, чтобы никто не мог выпускать реплики 250 GTO, ведь про них говорят «было выпущено 36 экземпляров, и все 100 сохранились до наших дней» …
Ferrari 250 GTO принято считать конечным результатом эволюции модели 250 GT, появившейся в 1955 году и громившей соперников как в классе гоночных прототипов (250 Testa Rossa), так и в классе дорожных машин (250 GT SWB). К сезону 1962 года, не без оглядки на успехи Ferrari, международная федерация автоспорта FIA изменила регламент, увеличив допустимый объем двигателя с 3 до 4 литров и установив требования о необходимости выпуска 100 дорожных машин для допуска к гонкам. Но, во-первых, Энцо Феррари сомневался, что сможет продать столько гоночных машин частным лицам, а во-вторых, ни денег, ни производственных мощностей на такой тираж не хватило бы… Поэтому пришлось обманывать убеждать автоспортивных чиновников, что новейший 250 GTO – вариант серийной модели 250 GT SWB. Всем было понятно, что это не так, но контроль был еще не таким жестким, а шасси нумеровались с «пробелами»… В общем, омологация – допуск к гонкам (отсюда и буква «О» в названии) была получена и ближайшие три года практически все главные гонки чемпионата GT выигрывались на Ferrari 250 GTO!
Сегодняшний рекордсмен еще более особенный, чем остальные 250 GTO. Изначально в него установили более крупный 4,0-литровый V12 от модели 330 LM, и это был уникальный гибрид. Также, будучи единственным 250 GTO первой серии (у второй был несколько видоизмененный кузов) заводской команды Scuderia Ferrari, данный автомобиль, в числе прочего, одержал победу в классе и завоевал второе место в абсолютном зачете гонки «1000 километров Нюрбургринга» 1962 года и стартовал в «24 часах Ле-Мана», но сошел из-за технических проблем. В 1964 году автомобиль был продан частному лицу за 6 000 долларов (сегодня это 61 000 долларов) и «вернулся» на завод для переоборудования в стандартную спецификацию 250 GTO с 3,0-литровым V12. После нескольких лет участия в соревнованиях различного уровня, автомобиль оказался в США, где несколько раз переходил из рук в руки пока в 1974 году не оказался во владении председателя Американского клуба Ferrari Фреда Лейдорфа, который, в свою очередь, в 1985 году продал 250 GTO коллекционеру Джиму Джагеру, выставившему автомобиль на торги в ноябре 2023 года. Автомобилем владели совершенно не случайные люди и сегодня он пребывает в состоянии, близком к оригинальному.
51,7 млн. долларов - сумма, конечно, безумная: любители считать чужие деньги могут прикинуть сколько сотен лет можно на нее прожить скромному гражданину, но это лишь самый дорогой автомобиль, проданный на публичных торгах – те-же Ferrari 250 GTO в частном порядке продавались и дороже (до 90 миллионов долларов), а самым дорогим автомобилем на сегодняшний момент является Mercedes 300 SLR Uhlenhaut Coupe, проданный в рамках закрытого аукциона RM Sotheby's в 2022 году за 142 000 000 долларов… Ну, это уже просто неприлично ;)
Сергей Клюшниченко
Фото RM Sotheby’s