Найти тему
Бизнес Платформа

Логистический форум во Владивостоке: взрывной рост вопреки глобальным вызовам

Оглавление

Порты Дальнего Востока показывают заметный рост грузооборота, ДФО стал центром принятия ключевых решений в развитии транспортно-логистической стратегии страны, а пресловутый поворот на Восток, похоже, уже состоялся. На состоявшемся во Владивостоке Логистическом форуме предприниматели, чиновники и эксперты обсуждали главные вопросы, волнующие отрасль на сегодняшний день, в ближайшей и далекой перспективе.

Ключевые заявления, яркие цитаты и острые замечания - в обзоре "Бизнес-Платформы".

Светлана Утяшева: проводить форумы на Дальнем Востоке стало традицией

За последние годы в России произошел ряд значительных изменений в геополитической ситуации. Введенные ограничения напрямую затронули участников транспортно-логистического рынка, рынка грузовых перевозок и повлияли на структуру динамики транспортировок.

Об этом рассказала главный советник Департамента экономической и социальной политики аппарата полпреда Президента РФ в ДФО Светлана Утяшева.

Советник Департамента экономической и социальной политики аппарата полпреда Президента РФ в ДФО Светлана Утяшева
Советник Департамента экономической и социальной политики аппарата полпреда Президента РФ в ДФО Светлана Утяшева

Она, в частности, отметила, что подобных форумов, связанных преимущественно с тематикой транспорта и логистики становится все больше именно на Дальнем Востоке.

"В последнее время стало уже традицией проводить форумы на дальнем Востоке. Все основные изменения, тренды по транспортной логистике проходят на Дальнем Востоке, который является основной точкой притяжения бизнеса в вопросах развития грузовых терминалов", - обратилась Светлана Утяшева участникам форума. Представитель дальневосточного полпредства также привела впечатляющие цифры положительной динамики в транспортно-логистической отрасли дальнего Востока связанным с ней рынком труда.

"Изменился рынок экспорта и импорта, изменилась логистика, стремительно сделав разворот с Запада на Восток.

При общей отрицательной динамике в 2022 году увеличен объем внешнеторговых операций через порты Дальнего Востока. В структуре грузооборота отмечается рост высокотарифных контейнерных грузов. В 2022 году на порты Дальнего Востока приходилось более 40% импорта, почти треть экспортных операций и четверть каботажных перевозок.

Общий рост грузооборота портов Дальнего Востока по итогу 2022 года составил 229,6 млн тонн, что почти на 4 млн тонн больше показателя 2021 года. Растет объем морских контейнерных перевозок Дальнего Востока, по всем направлениям зафиксирован рост: экспорт, импорт, транзит.

В отраслевой структуре валовой добавленной стоимости Дальнего Востока транспортная отрасль занимает второе место после добычи полезных ископаемых. Регионами-лидерами по вкладу в валовую добавленную стоимость являются Приморский и Хабаровский края", - сообщила в своем докладе Светлана Утяшева.

"Транспортная отрасль входит в четверку отраслей по численности работников на Дальнем Востоке, уступая лишь бюджетным отраслям.

Логистическая сфера входит также в тройку самых популярных направлений среди резидентов преференциальных режимов Дальнего Востока (ТОР и СПВ). Более 10% плановых инвестиций приходится на проекты логистической отрасли", добавила эксперт.

Примечательно, что на сегодняшний день в рамках преференциальных режимов реализуется 3024 проекта, из которых 502 проекта приходятся на сферу транспорта и логистики на общую сумму инвестиций 732 млрд рублей. Уже вложено 231 млрд и создано 16 тысяч рабочих мест.

Логистический форум во Владивостоке
Логистический форум во Владивостоке

"Концепция устарела и требует переосмысления" - Олег Рой о том, почему не работают МТК "Приморье-1" и Приморье-2

Не замахиваться на весь китайский транзит, а более активно использовать возможности международных транспортных коридоров (МТК) Приморье-1 и Приморье-2 рекомендовал Приморскому краю начальник отдела развития транспортной инфраструктуры и Севморпути департамента развития АЗ РФ и реализации инфраструктуры проектов Минвостокразвития России Олег Рой.

Начальник отдела развития транспортной инфраструктуры и Севморпути департамента развития АЗ РФ и реализации инфраструктуры проектов Минвостокразвития России Олег Рой (второй слева)
Начальник отдела развития транспортной инфраструктуры и Севморпути департамента развития АЗ РФ и реализации инфраструктуры проектов Минвостокразвития России Олег Рой (второй слева)

Эксперт озвучил интересную статистику, рассказал о многолетних проблемах этих МТК, напомнил, с чего все начиналось и раскрыл пути выхода из депрессивного состояния.

Россия одновременно граничит и с Европой и с Азией. У нас есть короткие выходы в мировой океан практически во всех направлениях. Поэтому чтобы нам, имея этот огромный потенциал и не остаться за бортом, необходимо вписываться в текущие процессы и договариваться со всеми его участниками.

По различным оценкам, рассказал эксперт, прогноз грузопотока по всем транспортным коридорам России - а у нас их три, это Север - Юг, Азово-Черноморский и Восток - Запад - к 2030 году оценивается на уровне 678 млн тонн, из которых практически половина (383 млн тонн) будет обеспечиваться Восточным транспортным коридором. В 2022 году через пункты пропуска, расположенные на территории ДФО, перевезено 257 млн тонн грузов. Рост по сравнению с 2021 годом на 7,5%.

Доля транзита китайских грузов через территорию РФ выросла с 1,3 млн тонн в 2021 году до 1,9 млн тонн в 2022 году. Введены в эксплуатацию новые трансграничные объекты, это автомобильный мост Благовещенск - Хайхэ в амурской области, железнодорожный мост через реку Амур "Нижнеленинское - Тунцзян".

И уже сегодня эти объекты начинают менять транспортные потоки. Но честно признаем, этого явно недостаточно, поэтому в активной стадии проработки сегодня возможность строительства нового трансграничного объекта в Амурской области. Это железнодорожный или, возможно, совмещенный, железнодорожно-автомобильный мост в районе населенных пунктов Джалинда - Мохэ с возможностью выхода на грузовую базу Якутии. И также прорабатывается вопрос строительства и установления нового железнодорожного пункта пропуска "Приаргунский" в Забайкальском крае.

С учетом всего сказанного и применительно к Приморскому краю надо честно сказать, что не стоит замахиваться на весь китайский транзит, который можно переместить через Приморье. Поэтому мы предлагаем вернуться к более активной возможности использования транспортных коридоров Приморье-1 и Приморье-2.

Логистический форум во Владивостоке
Логистический форум во Владивостоке

"В 2016 году Минвостокразвития совместно с компанией McKinsey разработало концепцию развития транспортных коридоров Приморье-1 и Приморье-2. То есть китайской стороне была предложена идея использовать транзитные возможности Приморского края.

В 2017 году мы разработали постановление об упрощенном порядке перемещения транзитных грузов жд транспортом в контейнерах. По нему при пересечении границы транзитные товары не помещаются под процедуру таможенного транзита и не проходят таможенные операции на пункте пропуска. А все операции осуществляются в морских пунктах пропуска.

За счет этого среднее время проведения государственного контроля в пункте пропуска ЖДПП Махалино составило 43 минуты, в ЖДПП Пограничный 36 минут. Предельный срок нахождения груза на железнодорожном маршруте по коридору Приморье-2 составил 12 часов, по Приморью-1 - 24 час", - начал Олег Рой.


По его словам, с 2017-го по 2019-й год был устойчивый рост грузоперевозок. Но, к сожалению, COVID-24 и последующие за ним ограничения со стороны КНР серьезно снизили объемы перевозок. А введенные в 2022 году санкционные ограничения изменили расклад на логистическом рынке. Можно сказать, что если раньше стивидоры гонялись за грузом, то сейчас, наверное, уже груз гоняется за стивидорами.

"К сожалению, признаем, что разработанная в 2016 году концепция на сегодняшний день устарела и требует нового осмысления и подхода.

Предложенный набор в рамках инфраструктурных мероприятий концепции не был выполнен. Идея о создании управляющей компании для управления и осуществления инвестиций в МТК своего развития не получила", - поведал Олег Рой.

Он особо подчеркнул, что для успешного развития этих коридоров необходим заинтересованный бенефициар.

"В первую очередь это должен быть владелец портовой и транспортной инфраструктуры и заинтересованный грузовладелец", - уточнил эксперт.

Олег Рой также поделился вариантами решения проблемы загруженности МТК.

"Сейчас мы подошли к тому, что меняем маршрутизацию коридоров. Подготовлены предложения о том, что весь транзитный груз, независимо от того, через какой пункт пропуска он въезжает  (Махалино либо Пограничный), может направляться в порты Зарубино, Славянка, Владивосток, Находка, Восточный по этой упрощенной схеме, о которой я сказал. Все контрольные органы согласовали эту идею, сейчас дело "техническое" - внесение в правительство и подписание соответствующего МПА", - заключил специалист.

К 2030-2035 гг объем перевалки портов Дальнего Востока удвоится - зампред правительства Приморья


Выполнение намеченных планов по строительству и модернизации портов в Приморском крае к 2030-2035 гг позволит вдвое увеличить объемы перевалки. Об этом сообщил заместитель председателя правительства Приморского края Валерий Прокопчук.

Зампред Правительства Приморья Валерий Прокопчук
Зампред Правительства Приморья Валерий Прокопчук

"Приморский край - это большой транспортно-логистический комплекс. У нас есть шесть портов - административные единицы, в которых работают порядка 50 стивидорных компаний. Это такие крупные стивидоры, как Владивостокский морской торговый порт, Восточная стивидорная компания, Восточный порт, Рыбный порт и другие. Помимо этого у нас планируется строительство еще нескольких портов. Буквально, уже, возможно, на днях откроется порт Суходол мощностью 20 млн тонн. Порт Вера у нас также активно развивается. На сегодняшний он день переваливает около 7 млн тонн грузов и в ближайшее время планирует увеличить объем до 20 млн тонн", - отметил зампред регионального правительства.

Малайзия, КНДР, Китай - министр экономики Приморья о точках роста в региональном экспорте

Малайзия, КНДР, Китай - министр экономики Приморья назвал точки роста в региональном экспорте В текущем 2023 году основными странами, образующими экспорт в Приморском крае, стали Малайзия, Северная Корея и Китай, рассказал министр экономического развития региона Андрей Блохин.

Министр экономического развития Приморского края Андрей Блохин (третий слева)
Министр экономического развития Приморского края Андрей Блохин (третий слева)

"В этом году цифра остается примерно на уровне прошлого года, это почти 2 млрд долларов за семь месяцев.

Но здесь необходимо отметить, что основную положительную динамику показывают такие страны, как Малайзия (рост в 4 раза), Северная Корея (рост в два раза), Китайская Народная Республика (рост 43%). При этом на Китай приходится порядка 57% всего экспорта Приморья", - уточнил глава Минэкономразвития Приморья.

Он добавил, что основным торгово-экономическим партнером Приморского края являются страны АТР, на который приходится 80% торгового оборота и 90% экспорта региона. "82,3% всего экспорта края приходится это несыреьвой и неэнергетический экспорт, тогда как средняя цифра по России составляет 40%.

По итогам 2022 года объем экспорта увеличился на 16% и составил порядка 4 млрд долларов", - уточнил чиновник.