В Госсовете республики обсудили национальную политику. Одинаково ли депутаты и министр Хадиуллин видят ситуацию с мигрантами в школах и на что хватает зарплат педагогов воскресных школ - в материале «Вечерней Казани».
Расширенное заседание комитета Госсовета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам в Доме дружбы народов Татарстана началось с выступления главы республиканского Минобрнауки Ильсура Хадиуллина. Рассказывал руководитель ведомства о нацобразовании в республике - так, из почти двух тысяч детских садов 815 ведут свою работу на родном языке, 57% всех татарстанских детей в дошкольных учреждениях изучают родной язык. Всего в республике обучение и воспитание ведется на пяти языках, а семь изучают в рамках предмета «Родной язык». С начала нынешнего учебного года все детсады в России перешли на единую образовательную программу - 60% ее содержания единое по стране и определяется Москвой, а 40% отводится на региональный и национальный компонент, местную культуру и языки. Особенно хорошо работа с национальным образованием и сохранением языковой среды организована в Агрызском, Аксубаевском, Альметьевском, Кукморском и Менделеевском районах. А работой в Алькеевском, Апастовском и Тетюшском районах министр недоволен.
- В школах язык изучают, а в дошкольных учреждениях нет, нет соответствующих групп. Об этом мы много раз говорили, - рассказывал министр.
ПРОБЛЕМ С ДЕТЬМИ МИГРАНТОВ НЕТ, НО МИГРАНТСКИЕ АНКЛАВЫ ЕСТЬ
Недоволен Хадиуллин и малым количеством выпускников девятых классов, сдающих ОГЭ по татарскому и другим родным языкам. Всего экзамен по родному языку после окончания девятого класса в прошлом учебном году сдавали 2502 ученика, в том числе 2352 школьника выбрали татарский, 99 - чувашский, 29 - удмуртский и 13 - марийский.
- Это всего 9% от количества школьников, изучающих родной язык. Мы этим показателем не совсем довольны, вернее, совсем недовольны. Это мало. Через неделю начнутся собеседования с начальниками районных отделов образования. Мы там будем обсуждать вопросы, касающиеся выбора родных языков для экзамена, - говорил глава Минобрнауки Татарстана.
Коснулся руководитель ведомства и вопроса обучения детей мигрантов в школах республики. Имеющиеся трудности он сперва назвал «проблемами», но потом поправил себя. Главной сложностью для таких семей считает занесение в реестр, который позволяет их детям бесплатно посещать школьные кружки. А в беседе с корреспондентом «Вечерней Казани» до начала заседания Хадиуллин и вовсе заявил, что никаких проблем с обучением детей мигрантов в Татарстане нет, а учителя проявляют индивидуальный подход к каждому ребенку. Правда, высказывание депутата Ильшата Аминова уже по ходу заседания поставило под сомнение оптимистичные выводы Хадиуллина.
- Просил бы вас посетить школы в «Салават Купере», по моей информации, там образуются целые анклавы детей мигрантов, в частности, речь идет о лицее № 182. Важно контролировать ситуацию, с учетом событий, которые происходят в мире, - беспокоился депутат-телебосс Аминов.
Хадиуллин пояснил, что знает о ситуации.
О работе воскресных школ рассказала директор Казанской многонациональной воскресной школы Маринэ Хухунашвили. Там работают 25 национальных отделений. Всего по Татарстану функционирует 110 отделений воскресных школ, занятия в них посещают 1732 ребенка. Как отметила докладчик, к ним ходят дети из семей, у которых нет проблем с русским языком, но они хотят, чтобы ребенок не забывал корни. А многие из детей мигрантов не ходят в воскресные школы потому, что и русского языка не знают.
ПЕДАГОГИ БЛАГОДАРЯТ ВЛАСТИ, НО ЖАЛУЮТСЯ НА НИЗКИЕ ЗАРПЛАТЫ
Но даже в полной благодарностями республиканским властям выступлении директора воскресной школы нашлось место обсуждению проблем. Одна из них - система персонифицированного финансирования допобразования, которую введут в следующем году по всей стране. По ней каждому ребенку будут выдавать сертификаты, позволяющие бесплатно заниматься по одной дополнительной образовательной программе. Хухунашвили боится, что при включении воскресных школ в программу они просто не выдержат конкуренции с новомодными курсами по IT-направлением и робототехнике. А платно в воскресной школе будет заниматься гораздо меньше людей. Еще один вопрос - зарплата учителей. Например, педагог может получать в месяц 4600 рублей, и это еще до вычета подоходного налога. Как отметила докладчик, этих денег хватает, только чтобы оплатить дорогу на работу.
Пожаловалась на низкие зарплаты и преподаватель отделения мордовского языка воскресной школы в Бугульминском районе Раиса Иванова - разумеется, после цветистых слов благодарности руководству республики и рассказа об успехах учеников.
- Полторы тысячи в месяц - это никуда не годится, конечно. Но в целом мы рады, что нас не забывают, и нас это воодушевляет, от руководства идет позитив, - резюмировала педагог.
ПОСКРЕБИ РУССКОГО - НАЙДЕШЬ ЭРЗЯ ИЛИ МОКШУ?
Говоря о причинах неуклонного снижения численности мордвы (мокшан и эрзян), татарстанские депутаты, видимо, желая утешить соседний народ, приходили к интересным умозаключениям.
- Половина русских - это мордва, - пошутил депутат и председатель Союза писателей Татарстана Ркаил Зайдуллин.
В итоге члены комитета приняли постановление, которым порекомендовали Набережным Челнам и Нижнекамску подумать над созданием своих воскресных многонациональных школ. Сами депутаты обещали проанализировать возможность исключения таких школ из программы персонифицированного дополнительного образования.
А вот обсуждение резонансного закона о патриотическом воспитании граждан в Татарстане в этот раз вышло совсем коротким. Руководитель комитета Айрат Зарипов указал депутатам, что определение таких понятий, как «патриотизм» и «Отечество», не в компетенции регионального парламента - видимо, памятуя о бурном обсуждении законопроекта в комитете перед первым чтением. Прислушавшиеся депутаты без возражений одобрили внесение законопроекта, который претерпел несущественные поправки, на второе чтение в Госсовет и его последующее принятие.
Автор: Рамиль АКБЕРОВ
Фото: пресс-служба Госсовета РТ
Читайте также:
Избил и надругался отверткой. В Татарстане осудили парня за убийство с особой жестокостью
Водитель казанского автобуса № 49 хочет отсудить у МУП ПАТП № 2 свои деньги и вернуть маршрут
Водители Казани просят у Путина спасения от утильсбора, сумма которого равна цене машин