Найти тему
СГЭУ

Студентам нравится, когда преподаватель не читает, а рассказывает!

В рамках специального проекта «Знаковые наставники в истории СГЭУ», приуроченного к празднованию Дня преподавателя высшей школы, 19 ноября, мы вместе с преподавателями нашего университета вспоминаем их наставников, знаковых ученых прошлого и настоящего.

Сегодня мы вместе с Чудаевой Александрой Александровной, доцентом, кандидатом экономических наук, поговорим о знаковых личностях в истории нашего вуза: профессоре, докторе педагогических наук – Фомине Владимире Ильиче; доценте, экс-декане промышленно-экономического факультета – Трифоновой Елене Леонидовне; профессоре, докторе экономических наук, заслуженном деятеле науки РФ – Римере Мир Иосифовиче .

Как говорит Александра Александровна Чудаева:

«Наставником является человек, который наставляет, который дает советы, учит тому, как ты свою профессиональную деятельность должен осуществлять.

Сказать, что у меня прям был такой наставник, который назидательно давал мне советы, что нужно делать в аудитории студенческой, а что не нужно делать, и как работать со студентами, такого, наверное, наставника у меня не было. И мне кажется, просто как таковой институт наставничества, он отсутствовал в вузе на тот момент времени.»

Я хочу сказать о тех преподавателях, с которых я всегда брала пример.»

Фомин Владимир Ильич

Из воспоминаний Александры Александровны:

В первую очередь, это тот преподаватель, с которым я познакомилась на первом курсе. Он вел у нас высшую математику. Это Фомин Владимир Ильич. Это преподаватель, который вызывал всегда у меня восхищение, и восхищение было связано с тем, что лекции он нам читал в 23-м лекционном зале. Это огромная аудитория, самая большая в нашем университете, больше, наверное, только актовый зал. Так вот Владимир Ильич всегда приходил на лекцию без всего. У него ничего не было в руках. Ему помогал только мел, который лежал на доске для объяснения каких-то примеров. И у меня всегда это вызывало восхищение, восторг, что человек настолько хорошо владеет своим предметом, что может без подглядываний, без какого-то опорного конспекта блестяще читать лекции.

Ещё меня в нем восхищало то, что он всегда наделял какими-то эпитетами уравнения, теоремы, аксиомы. У него пример был красивый, теорема прекрасная. То есть он так, как к женщине относился к математике, это тоже мне всегда очень нравилось.

Но что я взяла в качестве примера из преподавания Владимир Ильича?

То, что студентам нравится, когда преподаватель не читает, а рассказывает. Это подкупает, безусловно, и я поэтому стараюсь в своих лекциях не пользоваться никакими бумажками, никакими материалами, рассказывать так, чтобы студентам было интересно, чтобы они запомнили.

И ещё стараюсь строить с ними диалог во время лекции. Это, кстати, тоже было принято у Владимир Ильича. Он во время лекции, чтобы мы не засыпали, мог любого попросить назвать ответ, на ту задачу, которую он решал на доске. Поэтому я такой приём тоже в своих лекциях использую.

Трифонова Елена Леонидовна

Елена Трифонова родилась 19 февраля 1932 года в городе Куйбышеве. Там, в старой части города, и прошло ее предвоенное детство. Ее отец известный архитектор Леонид Афиногенович Волков, проектировавший здания в Куйбышеве, Сызрани, Курске, Фрунзе, Бийске, Барнауле. Самарцы постарше помнят спроектированный Волковым деревянный речной вокзал, который располагался тогда на набережной между Некрасовской и Ленинградской улицами.

Лиля (так звали Елену в детстве) пошла учиться перед самой войной, сначала в 74'ю школу, а потом ее перевели в школу №15: в здании, где находилась 74'я, было решено расположить военный госпиталь.

Школу Елена Волкова окончила с отличием и в 1949 году стала студенткой Куйбышевского планового института, он располагался тогда на углу улиц Молодогвардейской и Ульяновской. С этим вузом она уже больше не расставалась. Куйбышевский плановый институт стал ее судьбой.

В послевоенные годы в стране ощущалась необходимость высококвалифицированных экономистов. 1764 специалиста в этой сфере подготовил за первое послевоенное десятилетие Куйбышевский плановый институт. Одним из них была Елена Волкова, которая окончила институт в 1953 году. Ее решают оставить преподавать. В том же пятьдесят третьем Елену Волкову направляют на курсы подготовки преподавателей общественных наук при Казанском госуниверситете. Выпускные экзамены там в 1954 году она, как всегда, сдала на "отлично".

В 1972 году Елена Леонидовна стала деканом Промышленно-экономического факультета Куйбышевского Планового Института. Ведущего факультета, который был основан одновременно с самим вузом.

Из воспоминаний Александры Александровны:

Ещё одним примером для меня послужила Елена Леонидовна Трифонова.

Это человек, который на момент поступления меня в Самарскую Государственную Экономическую Академию, в 2001 году, была деканом промышленного экономического факультета, на который я поступила.

И она вела у нас экономическую теорию. Но она на тот момент времени была уже женщиной преклонных лет. И меня всегда восхищало то, как она выглядела. У неё всегда был маникюр, у неё всегда была причёска. То есть у нее никогда не было бардака на голове. Она всегда была с макияжем.

И это то, что тоже достойно быть взятым за пример.

Я считаю, что преподаватель, он является пример для студентов. Поэтому он должен выглядеть соответствующе. И этому, наверное, всё-таки меня научила Елена Леонидовна Трифонова, как женщина, которая входила в аудиторию, и всегда восхищала нас, девчонок, учившихся у неё.

Ример Мир Иосифович

Родился 7 февраля 1925 года в г. Балта Одесской области.

В 1942 году закончил Подольское артиллерийское училище и до ноября 1943 года проходил службу в вооруженных силах командиром огневого взвода 1499 истребительного противотанкового артиллерийского полка.

Имеет боевые награды, в том числе Орден Отечественной войны II степени и 11 медалей, в том числе медаль "За боевые заслуги".

В 1944 году поступил в Ленинградский плановый институт, а в 1947 г. - аспирантуру. По окончании аспирантуры и защиты кандидатской диссертации работал инженером, руководителем группы в Ленинградском отделении института "Гидроэнергопроект" (1951-1953 гг.).

В 1953 году переехал в г. Самару, где работал в Куйбышевском плановом институте ассистентом, старшим преподавателем, затем доцентом кафедры экономики промышленности.

В 1973 г. стал заведующим кафедрой экономики промышленности, в 1984 году - профессором кафедры.

С 1990 года профессор Мир Иосифович Ример покинул должность заведующего кафедры, оставаясь ее профессором.

Из воспоминаний Александры Александровны:

Ещё одним безусловным примером для меня был Мир Иосифович Ример.

Это тот преподаватель, с которым я познакомилась на четвертом курсе. Он читал у нас экономическую оценку инвестиций. Это дисциплина, о которой он сам говорил, что если бы её не было, её нужно было бы придумать. Почему? Эта дисциплина, которая аккумулировала в себе, объединяла все абсолютно дисциплины, которые мы проходили до четвертого курса. И она очень хорошо систематизировала в наших головах всю ту информацию, которую мы получали разрозненно на первых трёх курсах.

Он очень хорошо объяснял, он очень интересно читал лекции. Безусловно, не могло не вызвать у нас уважение то, что этот человек был ветераном Великой Отечественной Войны. Мы, люди, которые соприкоснулись с ним, студенты, которые писали у него курсовые работы, и имели возможность бывать у него в гостях, мы, конечно, восхищались его стойкостью, его мужеством, тем жизненным путём, который ему пришлось пройти.

И я в очень многих направлениях своей преподавательской деятельности опираюсь на тот опыт моего личного взаимодействия с Мир Иосифовичем, который у меня был.

В частности, Мир Иосифович всегда очень внимательно относился к тому, что писали студенты. Он внимательно читал. Он давал советы, причём давал советы так, что это было не обидно. То есть, можно дать советы в такой форме, что тебя это скорбит, а можно ту же информацию донести в форме, которая тебя заставит задуматься и осознать, что можно написать более корректно, направить мысли в ином направлении.

И я, конечно, стараюсь в работе со студентами тоже пользоваться таким приёмом. Внимательно относиться ко всему, что студенты пишут, давать наставления, транслировать свой опыт на их работу и помогать им в освоении тех видов деятельности, с которыми они либо еще не знакомы, либо может быть знакомы поверхностно. В частности, это научно-исследовательская работа, когда студент пишет статью, или готовит какое-то научное исследование.