С творчеством израильской художницы Руту Модан наши читатели могут быть знакомы благодаря графическому роману «Имущество». В этому году мы решили издать новую работу Руту «Туннели», в которой художница, как и в «Имуществе», поднимает тему семейных отношений, а также размышляет о взаимосвязи археологии, политики и религии. Собрали для вас интересные истории о творческом пути Руту и работе над «Туннелями».
О выборе профессии
Для отца Руту, доктора медицинских наук, существовала лишь одна «настоящая профессия» — врач. По его мнению, если человеку не хватает ума, чтобы выучиться на врача, то в крайнем случае он можем стать юристом или инженером. Руту же не прельщали ни медицина, ни юриспруденция, ни инженерное дело — в ней зарождалась любовь к искусству. Родители художницы, хотя и ценили искусство (водили детей в музеи и театры, коллекционировали картины и скульптуры), были категорически против творческих профессий, считая их недостаточно престижными для своих детей. Однако Руту нашла смелость пойти наперекор желанию родителей и поступила в Академию искусств «Бецалель». Лишь спустя годы, выход нескольких книг и получение международного признания художница смогла заслужить одобрение родителей.
«Даже мама, всегда открытая к новому, сочла мой выбор странным. Она спросила: “Ну и что это за профессия — художник? На что ты собираешься жить?” Прошло много лет, прежде чем родители смогли принять мой выбор, хотя отец изредка все равно грустно вздыхал: “С такими-то руками ты могла бы стать отличным пластическим хирургом”».
О пути к комиксам
В детстве Руту не читала комиксы, потому что в Израиле их попросту не было. Художница вспоминает, что в годы ее юности на иврит перевели всего один альбом «Приключений Тинтина», про Супермена никто и не слышал, а немногочисленным поклонникам комиксов приходилось покупать книги за границей. Тогда у Руту было лишь несколько сборников с комиксами из журнала The New Yorker, которые родители привезли ей из Америки. С миром девятого искусства ее познакомил профессор-бельгиец, открывший первый в Израиле курс по созданию комиксов. Благодаря ему Руту прочла «Мауса», «Хранителей», журнал Raw и многие другие легендарные работы.
«На первое занятие он [профессор] принес больше полусотни комиксов из своей коллекции и сказал: “Знаю, вы ничего не понимаете в комиксах. Просто сидите и читайте, а потом мы все обсудим”. Именно тогда я поняла, что по-настоящему влюбилась в комиксы».
Уже через несколько месяцев Руту начала рисовать иллюстрации и стрипы для еженедельных израильских газет, а позже стала соредактором израильского журнала MAD и даже основала независимое издательство Actus Tragicus.
О зарождении идеи «Туннелей»
После выхода «Имущества» Руту даже думать не могла о написании нового комикса, но идея для него пришла совершенно неожиданно:
«После завершения каждого большого проекта я превращаюсь в самого дружелюбного и обходительного на свете человека. Завожу беседы с незнакомцами на улице и водителями такси — никогда не знаешь, из чего родится новая история. Как-то я разговорилась с другом. Он только закончил трудиться над дизайном сайта Управления древностей Израиля, так что у него было приготовлено для меня много историй о странных людях, с которыми ему довелось поработать. Его рассказы напомнили мне о друге детства моего мужа…»
Оказалось, что друг супруга Руту был причастен к поискам Ковчега Завета. Его отец как-то повстречал раввина, который якобы разгадал скрытые в Библии загадки и знал, где зарыт священный артефакт. Мужчина поверил раввину и забрал сына из школы, чтобы начать многолетние незаконные раскопки неподалеку от Иерусалима. Иногда им помогал и супруг Руту — ему, подростку, раскопки виделись захватывающим приключением. История закончилась без фееричного финала: раскопки пришлось прекратить из-за интифады.
«Впервые услышав эту историю, я просто над ней посмеялась. Но вспомнив через много лет, спросила себя: “Почему человек, далекий от религии, трудящийся на хорошей работе, вдруг бросил все ради такой безумной затеи?”»
Из размышлений над этим вопросом и родились «Туннели».
Об исследованиях для «Туннелей»
До «Туннелей» Руту почти ничего не знала об археологии, так что ей предстояло провести множество исследований. Она читала о раскопках в Израиле, беседовала с археологами, коллекционерами древностей, сыщиками-искусствоведами и даже расхитителями гробниц и поняла, что в мире археологии почти неразрывно переплетены история, политика, преступность, деньги и одержимость.
Сначала «Туннели» представлялись Руту как история об охоте за сокровищами в духе «Индианы Джонса», но чем глубже она погружалась в исследования, тем большим количеством тем обрастал комикс. Художница еще не знала, кто станет главным гером книги, но твердо решила, что ее действие будет происходить на Западном берегу реки Иордан: во-первых, именно там тот самый друг с отцом искал Ковчег Завета, а во-вторых, согласно археологическим исследованиям, здесь располагался Древний Израиль.
«Раз действие происходит на Западном берегу, значит, должны участвовать и палестинцы, и поселенцы, и армия. А также, раз это история об археологии, непременно должны быть ученые, люди из академических кругов. Я не собиралась примешивать политику, но это получилось само собой».
О работе над «Туннелями»
Приступая к работе над комиксом, Руту всегда пишет подробный сценарий. Затем делает наброски персонажей и готовит раскадровку. Для проработки ключевых сцен художница нанимает профессиональных актеров — благодаря их игре Руту удается как можно точнее передавать мимику и движения персонажей. Порой актеры даже влияют на сюжет:
«В книге есть сцена драки Зузу [одного из ключевых персонажей] с двумя земляками. По моей задумке, Зузу должен быть щуплым, невысоким. Но в день съемок в студию явился двухметровый чемпион по боксу (на кастинге я видела лишь его портрет), которому предстояло изображать Зузу. Его противниками должны были стать два танцора, на его фоне они выглядели невероятно хрупкими. И я поняла, что всю сцену нужно переписать: теперь не двое сильных будут нападать на слабого, а один сильный будет бороться с двумя слабыми — так получится драматичнее».
Как только готовы раскадровки и сделаны фотографии актеров, художница приступает к рисованию. Обычно она рисует по 12-16 часов в день и делает это буквально повсюду: дома, в студии, на пляже. Раскрашивает комиксы Руту на планшете или компьютере.
Работа над «Туннелями» длилась несколько лет! После таких трудов определенно нужно взять перерыв, поэтому сейчас Руту отдыхает от крупных проектов и набирается идей для новых.
__________________________________________
Предзаказать великолепные «Туннели» можно на нашем сайте.