Найти тему

Как создавались «Туннели» Руту Модан

Оглавление

С творчеством израильской художницы Руту Модан наши читатели могут быть знакомы благодаря графическому роману «Имущество». В этому году мы решили издать новую работу Руту «Туннели», в которой художница, как и в «Имуществе», поднимает тему семейных отношений, а также размышляет о взаимосвязи археологии, политики и религии. Собрали для вас интересные истории о творческом пути Руту и работе над «Туннелями».

Фото Руту: © Hanan Assor
Фото Руту: © Hanan Assor

О выборе профессии

Для отца Руту, доктора медицинских наук, существовала лишь одна «настоящая профессия» — врач. По его мнению, если человеку не хватает ума, чтобы выучиться на врача, то в крайнем случае он можем стать юристом или инженером. Руту же не прельщали ни медицина, ни юриспруденция, ни инженерное дело — в ней зарождалась любовь к искусству. Родители художницы, хотя и ценили искусство (водили детей в музеи и театры, коллекционировали картины и скульптуры), были категорически против творческих профессий, считая их недостаточно престижными для своих детей. Однако Руту нашла смелость пойти наперекор желанию родителей и поступила в Академию искусств «Бецалель». Лишь спустя годы, выход нескольких книг и получение международного признания художница смогла заслужить одобрение родителей.

«Даже мама, всегда открытая к новому, сочла мой выбор странным. Она спросила: “Ну и что это за профессия — художник? На что ты собираешься жить?” Прошло много лет, прежде чем родители смогли принять мой выбор, хотя отец изредка все равно грустно вздыхал: “С такими-то руками ты могла бы стать отличным пластическим хирургом”».
Родители Руту: Барух и Микаэла Модан
Родители Руту: Барух и Микаэла Модан

О пути к комиксам

В детстве Руту не читала комиксы, потому что в Израиле их попросту не было. Художница вспоминает, что в годы ее юности на иврит перевели всего один альбом «Приключений Тинтина», про Супермена никто и не слышал, а немногочисленным поклонникам комиксов приходилось покупать книги за границей. Тогда у Руту было лишь несколько сборников с комиксами из журнала The New Yorker, которые родители привезли ей из Америки. С миром девятого искусства ее познакомил профессор-бельгиец, открывший первый в Израиле курс по созданию комиксов. Благодаря ему Руту прочла «Мауса», «Хранителей», журнал Raw и многие другие легендарные работы.

«На первое занятие он [профессор] принес больше полусотни комиксов из своей коллекции и сказал: “Знаю, вы ничего не понимаете в комиксах. Просто сидите и читайте, а потом мы все обсудим”. Именно тогда я поняла, что по-настоящему влюбилась в комиксы».

Уже через несколько месяцев Руту начала рисовать иллюстрации и стрипы для еженедельных израильских газет, а позже стала соредактором израильского журнала MAD и даже основала независимое издательство Actus Tragicus.

О зарождении идеи «Туннелей»

После выхода «Имущества» Руту даже думать не могла о написании нового комикса, но идея для него пришла совершенно неожиданно:

«После завершения каждого большого проекта я превращаюсь в самого дружелюбного и обходительного на свете человека. Завожу беседы с незнакомцами на улице и водителями такси — никогда не знаешь, из чего родится новая история. Как-то я разговорилась с другом. Он только закончил трудиться над дизайном сайта Управления древностей Израиля, так что у него было приготовлено для меня много историй о странных людях, с которыми ему довелось поработать. Его рассказы напомнили мне о друге детства моего мужа…»
Главную героиню комикса отец тоже забрал из школы, чтобы отыскать Ковчег Завета
Главную героиню комикса отец тоже забрал из школы, чтобы отыскать Ковчег Завета

Оказалось, что друг супруга Руту был причастен к поискам Ковчега Завета. Его отец как-то повстречал раввина, который якобы разгадал скрытые в Библии загадки и знал, где зарыт священный артефакт. Мужчина поверил раввину и забрал сына из школы, чтобы начать многолетние незаконные раскопки неподалеку от Иерусалима. Иногда им помогал и супруг Руту — ему, подростку, раскопки виделись захватывающим приключением. История закончилась без фееричного финала: раскопки пришлось прекратить из-за интифады.

«Впервые услышав эту историю, я просто над ней посмеялась. Но вспомнив через много лет, спросила себя: “Почему человек, далекий от религии, трудящийся на хорошей работе, вдруг бросил все ради такой безумной затеи?”»

Из размышлений над этим вопросом и родились «Туннели».

Об исследованиях для «Туннелей»

До «Туннелей» Руту почти ничего не знала об археологии, так что ей предстояло провести множество исследований. Она читала о раскопках в Израиле, беседовала с археологами, коллекционерами древностей, сыщиками-искусствоведами и даже расхитителями гробниц и поняла, что в мире археологии почти неразрывно переплетены история, политика, преступность, деньги и одержимость.

Сначала «Туннели» представлялись Руту как история об охоте за сокровищами в духе «Индианы Джонса», но чем глубже она погружалась в исследования, тем большим количеством тем обрастал комикс. Художница еще не знала, кто станет главным гером книги, но твердо решила, что ее действие будет происходить на Западном берегу реки Иордан: во-первых, именно там тот самый друг с отцом искал Ковчег Завета, а во-вторых, согласно археологическим исследованиям, здесь располагался Древний Израиль.

«Раз действие происходит на Западном берегу, значит, должны участвовать и палестинцы, и поселенцы, и армия. А также, раз это история об археологии, непременно должны быть ученые, люди из академических кругов. Я не собиралась примешивать политику, но это получилось само собой».
Раскадровка, наброски и финальный вариант страницы
Раскадровка, наброски и финальный вариант страницы

О работе над «Туннелями»

Приступая к работе над комиксом, Руту всегда пишет подробный сценарий. Затем делает наброски персонажей и готовит раскадровку. Для проработки ключевых сцен художница нанимает профессиональных актеров — благодаря их игре Руту удается как можно точнее передавать мимику и движения персонажей. Порой актеры даже влияют на сюжет:

«В книге есть сцена драки Зузу [одного из ключевых персонажей] с двумя земляками. По моей задумке, Зузу должен быть щуплым, невысоким. Но в день съемок в студию явился двухметровый чемпион по боксу (на кастинге я видела лишь его портрет), которому предстояло изображать Зузу. Его противниками должны были стать два танцора, на его фоне они выглядели невероятно хрупкими. И я поняла, что всю сцену нужно переписать: теперь не двое сильных будут нападать на слабого, а один сильный будет бороться с двумя слабыми — так получится драматичнее».
-7

Как только готовы раскадровки и сделаны фотографии актеров, художница приступает к рисованию. Обычно она рисует по 12-16 часов в день и делает это буквально повсюду: дома, в студии, на пляже. Раскрашивает комиксы Руту на планшете или компьютере.

Руту работает даже на пляже!
Руту работает даже на пляже!

Работа над «Туннелями» длилась несколько лет! После таких трудов определенно нужно взять перерыв, поэтому сейчас Руту отдыхает от крупных проектов и набирается идей для новых.

__________________________________________

Предзаказать великолепные «Туннели» можно на нашем сайте.