Жила была девочка Раса в Советской Литве.
Летом 1983-го года с ней произошло несчастье: её отец-тракторист работал в поле, и случайно косилкой ей отрезало ступни обеих ножек.
Расе было 3 года.
На дворе скоро ночь. В деревне нет телефона.
Умереть - да и только отт потери крови и болевого шока.
Но через 12 часов дочка тракториста из колхоза "Вадактай" лежала на холодном операционном столе в столице СССР.
Для Ту-134, по тревоге поднятому той пятничной ночью в Литве, "расчистили" воздушный коридор до самой Москвы.
Диспетчеры знали - в пустом салоне летит маленький пассажир.
Первое звено "эстафеты добра", как написали литовские газеты, а вслед за ними и всё остальные.
Ножки, обложенные мороженой рыбой, летят на соседнем сиденье.
В иллюминаторах - московский рассвет, на взлётном поле - с включенным двигателем столичная "скорая".
А в приёмном покое детской больницы молодой хирург Датиашвили - вызвали прямо из дома, с постели - ждёт срочный рейс из Литвы.
"Она- не она" - навстречу каждой машине с красным крестом.
- Начальство не давало добро: никто не делал ещё таких операций, - вспоминает Датиашвили. - Пойдёт что не так - мне не жить. 12-й час с момента трагедии...
- Вынесли на носилках - крошечное тельце, сливающееся с простынёй.
Кричу: ноги где?
Ноги переморожены, на пол падает рыба....
Рамаз Датиашвили говорит:
- Оперировал на одном дыхании. Сшивал сосудик с сосудом, артерию с артерией, нервы, мышцы, сухожилия.
Через 4 часа после начала операции выдохлись его помощники, которых он еле нашёл в спящей Москве: медицинская сестра Лена Автонюк ("у неё экзамены, сессия") и сослуживец доктор Бранд ("он у вас сейчас человек известный"). Рамаз шил один: ещё сухожилия, ещё один нерв.
- Я как по натянутой проволоке шёл: стоит оглянуться - и упадёшь....
Через 9 часов, когда были наложены швы, маленькие пяточки в ладонях доктора потеплели...Пропасть была позади.
В то время очень искренне за Расу переживала вся страна.
Ножки Расе пришивали в Москве, доктор, делавший операцию, был грузином. Никому и в голову не приходило думать о национальностях.
Бывший председатель колхоза Витаутас Блотнис и его супруга Кристина Блотниене уже много лет хранят увесистую подшивку советской и иностранной прессы. На пожелтевших страницах свидетельства трагедии и спасении литовской девочки Расы. Её история началась в поселке в 1983 году и сразу облетела весь мир.
Июнь, 1983 года. В литовском колхозе Вадактай стоит невыносимая жара. Тракторист Витаутаст Прасцевичуте закрепил ножи к косилке и завел мотор. В это же время из дома в сторону поля выбежали его дочки, 3-х летние сестры близняшки Раса и Аушра.
На данный момент своими детскими воспоминаниями делится сестра близняшка Расы Аушра.
Детский крик остановил тракториста в поле, он выпрыгнул и в скошенной траве он увидел дочку Расу, а рядом с искалеченной малышкой отсеченные косилкой ножки.
После того, как была сделана уникальная операция в Москве, то сразу же на утро вышли советские газеты с заголовком "Санитарный спецрейс, уникальная операция советских хирургов".
Ещё через день о невероятной истории спасении литовской девочки заговорил весь мир.
За каждым новым шагом Расы следил весь мир.
2 октября 1983-го года приехала вся мировая медицинская общественность и мы демонстрировали Расу.
Мать Расы настаивала поскорей забрать девочку домой. В Литве осталось хозяйство. Врачи уговаривали её подождать. Малышке требовалось время чтобы восстановиться.
Когда ближе к осени 1983 года Раса сделала первые шаги на пришитых ножках её доктор заплакал.
Каждый житель Вадактая знал, что празднику жизни 3-х летний Расы скоро наступит конец. Мать девочки снова взялась за бутылку. И потом в жизни Расы начались долгие 10 лет скитаний по больницам, санаториям и приемным семьям.
Уже через полгода появились осложнения. Не заживали раны и постоянно гноились, к тому же одна нога девочки оказалась короче другой. Несколько раз её ломали и растягивали на аппарате Елизарова.
После сюжета на литовском тв у Расы тогда появились опекуны, семья учителей, они жили в 40 км от родного посёлка девочки.
Несколько лет назад родная мать Расы умерла от употребления алкоголя.
Некоторое время спустя ушел из жизни главный виновник трагедии родной отец Расы.
В последний путь его провожала только вторая дочь Аушра. Он умер от рака спины.
Хирург Рамаз до сих пор проводит уникальные операции, но уже в Америке. Его ассистент Яков Брант, известный кардиохирург и телеведущий.
По методике восстановления Расы Татьяна Гунаева подняла на ноги не один десяток малышей.
Трагедия которая произошла в 1983-м году навсегда разрушила семью маленькой Расы, но в тоже время на долгие годы объединила весь Советский Союз.
В крошечный посёлок Вадактай до сих пор приходят заблудившиеся письма с пометкой "Литва, маленькой Расе".
Когда Расе исполнилось 18 лет, её нашёл старший брат Егидиус и устроил встречу с Аушрой. После этого сёстры возобновили общение. Раса окончила Высшую сельскохозяйственную академию, но работать по специальности не смогла.
Подруга предложила ей уехать в Германию, и девушка согласилась. Там она подрабатывала нянечкой. На одной из дискотек в 2008 году Раса познакомилась с Ефремом Септом, который работал экскаваторщиком.
Как вспоминает Раса, сначала она стеснялась рассказывать возлюбленному о своём прошлом. Шрамы она старалась скрывать, не носила юбки и шорты.
Но через некоторое время Расе всё-таки пришлось все рассказать и показать своему возлюбленному. На что он ей сказал, что ему совершенно не страшно на это смотреть.
Через год после знакомства у Расы и Ефрема родилась дочка Ильяна. Молодые люди поженились и с тех пор живут в Тройсдорфе вместе с сыновьями от первого брака - Яном и Леоном. В Литву Раса приезжает нечасто - раз в год на неделю. Навещает приёмную маму и сестру Аушру с четырьма детьми.
Несмотря на полученную травму, девушка называет себя абсолютно здоровым человеком. Работает она в магазине - раскладывает товар по полкам.
О детстве и трагедии Раса почти ничего не помнит.
"Это всё стерлось. Вообще ничего не помню, кроме больницы, санатория в Литве и бабушки Кати(гардеробщицы из Филатовской больницы в Москве), с которой я жила. Они меня у себя приютили и кормили, подготавливали к операции. Врача ещё помню Рамаза Датиашвили. Мы с ним общаемся до сих пор. Интересуемся, как дела. Он ещё сказал, что мы с ним обязательно когда-нибудь встретимся и станцуем"- рассказвает Раса.
Раса до сих пор не перестаёт благодарить хирурга, повторяя, что "у этого человека золотые руки". Она также признательна всем людям, кто помог ей в те страшные сутки. Однако сейчас, по её мнению, повторение такого сценария просто невозможно.
Раса признаётся, что хоть сама она из Литвы, а живёт в Германии, новости смотрит только российские:
"Мне интересно про Россию что-то узнавать. Мне очень язык нравится: такой богатый и красивый. Меня это с ума сводило всегда. Наверное, это ещё с детства пошло. На меня это произвело большое впечатление, как меня встретили, и такой образ Москвы остался в памяти".
Более подробно Вы можете посмотреть в передаче Андрея Малахова "Пусть говорят".
На этом всё.
Благодарю за внимание.
Ставьте лайки.
Пишите свои комментарии.