Найти тему
Святые места

Почему нельзя давать мелочь нищим? Мнения православных батюшек

  • Обязаны ли христиане подавать милостыню?
  • И, если да, то кому именно, каким образом и как много?
  • А как быть, если милостыню просит, например, алкоголик или бомж? Он ведь явно потратит эти деньги не на еду…
  • Как следует вести себя в такой ситуации верующему человеку?

На эти и многие другие вопросы, касающиеся милостыни, отвечают Православные священнослужители, а также известный богослов Алексей Осипов.

Протоиерей Андрей Ткачёв:

“...Милостыню следует подавать без лишних раздумий, но от всего сердца. Мне кажется, что алкоголики, бездомные или просто грязные люди в лохмотьях — это некий собирательный образ нас самих в глазах Небесного Отца.

Задумайтесь: когда мы обращаемся к Господу с просьбой, Он выполняет её, невзирая на то, что мы в Его глазах ничем не лучше этого бездомного, просящего милостыню у нас самих.

Да и вопрос здесь даже не в том, кому подать, но в том, сколько подать. К примеру, инвалидам, не имеющим попечителей, безусловно, необходимо подать не двадцать или тридцать рублей.

Они нуждаются в существенной помощи — подавать им необходимо как минимум несколько тысяч рублей. А подобную помощь оказать может только человек серьёзный.

Остальным просящим можно подать поменьше, ограничившись монетками. Однако, если Вам встречается какой-то хамоватый попрошайка, Вы можете и вовсе отказать ему в милостыне. Тут уже судите только по собственному усмотрению.

Возьмём, например, человека, который лишился ног. Иногда таких людей попросту используют — специально привозят, сажают поближе к людным местам, увозят и затем забирают у них определённую часть “заработка”.

Однако же мы, видя такого человека, хотим ему помочь, хотим подать.
Другой вопрос, если к нам подойдёт здоровый дядька на своих двоих с откормленной мордой и станет просить милостыню — ему, конечно, подавать не захочется.

А вот увечные, пожилые люди или дети трогают и понуждают нас оказать посильную помощь. Подавайте им понемногу, а более крупные суммы приберегите для тех, кто нуждается в медицинской помощи, реабилитации, содержании и пропитании.

К сожалению, у нас в стране нуждающихся очень много, однако далеко не все просят о помощи. Мы же, в свою очередь, можем найти таких людей и помочь им. Я думаю, надо делать именно так — подавать, но каждому по-разному”.

Протоиерей Димитрий Смирнов:

“...Как-то раз один пенсионер спросил у меня о милостыне — ему очень хотелось совершать благие дела, но он был небогат. Как правило, пенсионеры на одну пенсию и живут, и потому я советую им творить милостыню не деньгами, но делами. Совершите любое благое дело, но прежде вознесите молитву за того человека, которому Вы желаете добра.

Я бы, например, больше обрадовался молитве, нежели чем деньгам, вырванным из без того небольшой пенсии. Она ведь даётся пожилым людям на питание, лекарства и покрытие коммунальных платежей. Я сам пенсионер, и даже представить себе не могу, какой должна быть пенсия для того, чтобы регулярно подавать из неё милостыню…

А потому, не имея финансовой возможности, лучше лишний раз позвоните человеку, пообщайтесь с ним, выслушайте… Ведь такие люди, обычно, одиноки — им очень не хватает тёплого, дружеского общения. И часто подобная поддержка оказывается куда важнее финансовой помощи”.

Протоиерей Олег Стеняев:

“...Вспомните о том, чему нас учили Святые Отцы — “милостыня наша должна запотеть в руках”. Не следует заниматься благотворительностью бездумно. Кроме того, мы должны выстраивать в своей голове верную иерархию того, что действительно ценно: задумайтесь, кому нужно помочь прежде всего, а кому - позже.

Все мы имеем определённые Господом границы — именно они и способны подсказать нам, кому нужно помогать в первую очередь. Что же входит в эту “границу”? Прежде всего, наша семья.

Апостол Павел говорит:

-2

Кроме того, в нашей “границе” находятся также и наши религиозные собратья. И когда мы строим отношения с окружающими в благотворении, отталкиваясь от верной иерархии предпочтений — это очень разумно, похвально и правильно”.

Богослов Алексей Осипов:

“...Я нередко замечал, что действительно нуждающийся, но интеллигентный и воспитанный человек вряд ли обратится к другим с просьбой о милостыне.

Гораздо чаще милостыню просят те, кто опустился морально или же попал в лапы “эксплуататоров”. Посадят они, к примеру, у какого-нибудь храма инвалида, а потом “трясут” с него деньги.

Не надо думать, что обязательно нужно давать деньги всем, кто просит. Просящих очень много, и для большинства из них это уже профессия, род деятельности. Помните о том, что не может быть подлинной добродетели без рассуждений.

Это — основополагающий тезис учения многих Святых Отцов.

Когда Вы, к примеру, точно знаете, что неподалёку от Вас живёт какой-то бедный, нуждающийся человек, можно и нужно помочь ему. Но если говорить о других людях, о которых Вам ничего не известно — то это другой вопрос. Вы не обязаны подавать им милостыню, если Вам не хочется, и Вы не совершаете греха, отказывая им.

Иногда просят милостыню даже совсем молодые люди. Ко мне один раз подошёл юноша и попросил подать ему, сколько не жалко — мол, на билет до Москвы не хватает. А я ему на это ответил так:

“А может не до Москвы, но до Владивостока?”.

Но помогать людям, действительно попавшим в беду, необходимо — деньгами, едой, делом, добрым словом… Творите милостыню так, как этому учит нас Евангелие:

-3

Да поможет Вам Бог!”.

Статья по теме: