Автор nekojiru
Одним только названием эти стили запутывают простого, неискушенного зрителя. Ар-чего-то там… Понапридумывают же. Не упрощает ситуацию и то, что оба стиля относятся к началу XX века. Но ар-нуво и ар-деко имеют важные, принципиальные отличия, которые легко определить даже невооруженным и неопытным глазом. После прочтения незатейливой статейки и просмотра пары картинок, вы сможете прослыть знатоком искусства в кругу родственников и друзей, а кто не мечтает заткнуть за пояс ближнего, не потратив на это никаких усилий!
Ар-нуво
Представьте себе XIX век, а точнее, его середину: заводы дымят, пароходы гудят, поезда гремят, а изобретатели без устали изобретают. А вот архитекторы/дизайнеры продолжают изображать мраморную облицовку на штукатурке и лепить портики к каждому туалету. На Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году архитектор и теоретик искусства Готфрид Земпер заметил, что пора бы найти новый эстетический язык, отвечающий новым технологиям, а не прятать металлические конструкции, имитируя античные колонны.
Также напомню, что во второй половине XIX века свирепствует историзм - повсеместно строятся дома в псевдоготическом, в псевдороманском, в псевдорусском стилях. Эклектика завоевывает мир: башенка готическая входная группа в стиле классицизм и барочного декора да побольше. Богато. Дорого. Народу нравится, критиков тошнит. Новой эпохе нужно свое, уникальное лицо.
И постепенно оно возникает. Вышеупомянутый Готфрид Земпер был охвачен идеей “большого стиля”, затрагивающего не только высокое искусство: живопись, скульптуру, архитектуру; но проникающего в быт людей. Преображение жизни средствами искусства - одна из главных идей ар-нуво. Кстати, термин “ар-нуво” или “новое искусство” далеко не единственный, например, в Австрии и Германии он называется “югендстиль”, а в России используется термин “модерн”. Главное, не путайте “модерн” с “модернизмом”, а то упадете в глазах даже собственной бабушки!
Отличительные черты ар-нуво:
- Динамичная композиция. Особенно характерно для живописи и скульптуры, все кружится, летит, развевается по ветру.
- Отказ от симметрии и прямых линий.
- Множество природных стилизаций, растительных мотивов. неживое превращается в живое.
- Декоративность и орнаментальность.
- Использование новых технологий в работе с материалом: например, железобетонных или металлических конструкций.
Ёмко описал этот стиль Корней Чуковский, высказавшись об особняке Рябушинского:
«Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна — всюду эта мерзкая пошлятина»
Ар-нуво - стиль так называемой “прекрасной эпохи”, непродолжительного этапа на рубеже XIX и XX веков, начавшаяся в 1880-1890 годы и завершившаяся приходом Первой мировой войны.
Ар-деко
20-е годы XX века, мир устал от ошеломительной, разрушительной войны. Люди хотят развлечений, хотят наслаждаться жизнью. Стремительно развивается промышленность, массовое производство врывается в жизнь обывателя. Гудят автомобили, лайнеры бороздят и даже авиаперевозки пассажиров происходят, уже сложно представить, что буквально несколько десятилетий назад люди передвигались преимущественно на лошадях. Мир стал ближе, люди начали более активно и массово путешествовать. Гремят джазовые оркестры, мир завоевывает кинематограф. И это с одной стороны, с другой - голод, бедность, безработица. Таким же контрастным оказался и новый стиль, в котором дорогие материалы сочетались с лаконичностью и простотой форм.
Отличительные черты ар-деко:
- Упрощение форм (массовое производство, знаете ли, не до финтифлюшек). Поэтизация прогресса.
- Строгие геометрические линии. Здания представляют собой соединения простых фигур: куба, параллелепипеда, цилиндра. В моде уступчатые силуэты.
- Геометрические этнические узоры, взятые или разработанные на основе индейских, восточных или африканских орнаментов.
- Симметрия.
- Повышенная декоративность, высокая степень стилизации растительных, животных и иных мотивов.
Рост социального неравенства и Великая депрессия, установление тоталитарных режимов с их любовью к пафосу и неоклассицизму, все это приведет к угасанию стиля, а Вторая мировая война поставит точку в истории ар-деко.