Найти тему
Clin_psychology

Книга, которая спасает жизни

Оглавление

В дверь громко постучались.

-Можно?
-Входите.

В кабинет забегает девчонка и садится на стул. На тот момент ей было 15лет, она училась в 9 классе гимназии. Около полугода она состояла на учете у детского психиатра из-за депрессии и склонности к самоповреждению (наносила поверхностные царапины на запястьях и бедрах). Ее группа наблюдения предполагала регулярные посещения психиатра и психолога, но к врачу она приходила только, когда заканчивались антидепрессанты, а у психолога была лишь единожды. Виной тому был подростковый негативизм и нежелание менять ситуацию. И это был именно тот раз, когда мама привезла ее к психологу чуть ли не насильно.

-Ну давайте ваши тесты заполню и я пошла.
-Сегодня тестов не будет.
-А чЁ будет?
-Просто поговорим.
-О чем?
-О жизни.
-А чЁ о ней говорить-то?
-Я хочу узнать тебя поближе. Расскажи о себе то, что считаешь нужным.
-Да не буду я ничего говорить. У вас там вон все написано (показывает на медкарту). Этого достаточно.

Девочка явно не хотела идти на контакт и уж тем более раскрывать свои переживания. Нужно было искать подход. К счастью, от нее самой я услышала то самое ключевое слово!

-Здесь написано о твоей болезни и о твоем поведении во время болезни, но не о тебе самой. Расскажи хотя бы, с кем ты живешь, как ты живешь?
-С мамой, отчимом живу... с братом. Как живу (долгая пауза)... Да как в концлагере!
-В концлагере, значит...Скажи, а ты любишь читать?
-Ну если только фэнтези...А к чему этот вопрос?
-Как ты смотришь на то, что я предложу тебе прочитать и обсудить одну книгу?
-Она хоть интересная?
-Несомненно! И страниц немного.
-...пауза...что там за книга, хоть покажите.

Достаю из ящика книгу и отдаю ей. Читает:

- Виктор Франкл: "Сказать жизни "Да!": психолог в концлагере". Забавно.
-Прочитай первые 3 главы и приходи ко мне. Обсудим.
-Ок.
-2

Я не зря сделала ставку именно на эту книгу. С ней я знакома еще со студенческих лет и прочитала ни один раз. Причем, сколько ее не читай, каждый раз можно почерпнуть что-то новое для себя.

В случае с этой девочкой книга выступала в роли посредника между нами: у нее теперь моя вещь, которую нужно было вернуть+я поставила перед ней краткосрочную цель прочитать несколько вводных глав.

Вам может показаться эта инициатива наивной, но я знала, что она вернется. Несмотря на все позерство, она училась в гимназии, при этом достаточно неплохо, и цену книгам она точно знала.

-3

Это произведение Виктора Франкла было написано им в память о годах, проведенных в концлагере. Но, что примечательно, он не описывает в подробностях все ужасы, которые там происходили. В своей книге автор сосредоточился именно на своих мыслях и переживаниях и пытался анализировать поведение других людей в стрессовой, и на тот момент, казалось, безвыходной ситуации.

Все познается в сравнении. Многим взрослым свойственно обесценивать трудности своих детей ("Да ты жизни не видел!"), как будто забыли, как сами в таком же возрасте переживали из-за конфликтов с одноклассниками, оплакивали первую неразделенную любовь, уходили из дома во время ссор родителей. С высоты своего жизненного опыта все то, с чем сталкивается их ребенок, уже не проблема. Но дело в том, что для ребенка в этот самый момент это проблема. И такие обесценивающие заявления могут только ухудшить взаимоотношения.

Для Виктора Франкла концлагерь - часть жизни, а для девочки концлагерь - это метафора, отражающая ее восприятие жизни. Моя цель была с помощью книги снизить максимализм девочки и привести ее к осознанию того, что в ее жизни не так уж все и плохо, как она себе это представляет, и, самое главное, что даже из безвыходных ситуаций можно найти выход и найти смысл своего существования.

-4

Спустя неделю она вернулась.

-Я прочитала всю книгу.
- Похвально! Поделишься впечатлениями?
-Угу (кивает). Это круче, чем фэнтези. Жаль, что ему (автору) пришлось такое пережить...
- Да, порой внезапно люди попадают в обстоятельства, которые кардинально меняют их жизнь и проверяют характер на прочность.
- Прям как у меня..."надзиратели" эти (кивает на коридор, где ждут мама с отчимом) так и ходят возле меня: "Учись", "Долго не гуляй", "Выгляди нормально", "Слушай другую музыку","Ходи на английский". (Долгая пауза, глаза наливаются слезами). Он (отчим) мне не нравится. Он постоянно от меня только требует и орет. А когда порезы на руках увидел, вовсе психопаткой начал называть, говорил маме, что меня надо в дурдом сдать. Она не заступилась за меня ни разу. Слушает его во всем. Я им не нужна. Они любят только брата...Да, конечно, это не концлагерь, но жить с ними я не хочу. Мы с папой уже договорились, что после 9 класса я к нему перееду и поступлю в колледж.
- Т.е. ты смогла найти выход из своей ситуации.
- Да. Сейчас я сосредоточилась на учебе, чтобы хорошо сдать экзамены, тогда у меня будет больше выбора, где учиться.
-А что насчет порезов? Ты продолжаешь делать себе больно?
-Нет. В книге было написано, что то, как меняется человек в условиях концлагеря, является результатом его внутреннего выбора. Кто-то сразу перестает надеяться, впадает в ступор и умирает, а кто-то, несмотря на происходящее, все же продолжает верить в лучшее и строить планы на будущее...Вот и я, и мои порезы никак не могут повлиять на мать с отчимом, и тут уже выбор за мной - продолжать оставаться резанной психопаткой или уйти от них и начать жить другой жизнью.
-5

Вот так выяснилось, что за всей "демонстративной мишурой" на самом деле прятался по-детски чувствительный и не по годам вдумчивый человечек. Она вскоре действительно успешно сдала экзамены и переехала к отцу в другой город.

Если вам понравилась статья, поддержите автора своей реакцией👍 и подпиской на канал✅!