Она, вроде, простая, но действует на 100%, если мы о ней помним, если мы держим это в голове. Мы можем в любой области знаний добиться успеха и добиться результатов.
Вот эта формула: «Знание – умение – навыки – привычка».
И чтобы прийти к результату, чтобы какое-то знание уже внедрилось в жизнь и стало нашей привычкой, нужно всю эту цепочку пройти именно в таком порядке. Как его пройти? Ну, например, что касается эмоционального интеллекта этот путь проще пройти с помощью тренажёра «Скул Кидз». Да, вы можете много чего знать из психологии, из педагогики, но у меня возникает такой вопрос: вы эти знания действительно внедрили потом в свою жизнь или послушали, узнали и побежали дальше делать свои дела бытовые или рабочие? Ну и что тогда толку, что вы эти знания получили? Смысл? Вы получили знание, но ко второму шагу не перешли, к умению использовать эти знания в жизни. «Я это уже всё знаю, я это всё слышала, что нужно ребёнка хвалить, поддерживать». Многие даже знают про потребности ребёнка, то есть про физиологические потребности все знают, а некоторые даже знают про психологические потребности, но только как ребёнок поймет, что вы это уже знаете? То есть как часто, в виде каких действий и каких слов вы эти знания проявляете? Вот основной ключевой вопрос у меня ко всем родителям, то есть знать - это не значит уметь. Знания – это только теория, а как всем известно, теория без практики мертва.
Поэтому умение - это у нас второй шаг. Когда вы получили знание и попробовали эти знания хотя бы один раз применить на практике, желательно в начале под присмотром специалиста. И только когда вы это попрактиковали, вы переходите к следующему этапу: формированию навыка.
А уже навык формируется из многократных и частых повторений. Почему нам и нужен тренажёр, когда мы познакомились с информацией по эмоциональному интеллекту, взяли какой-то инструмент, научились использовать эти знания, дальше мы тренируемся, повторяем ещё раз, на одной ситуации, на другой, в одних обстоятельствах, в других. Делаем мы это всё в безопасной среде, в мини-группе. Тренируемся до тех пор, пока для нас это не станет естественным. И только через множество повторений формируется привычка.
Что значит привычка? Когда для вас определённый способ реагирования становится естественным, понятным, когда вы даже на острые ситуации реагируете спокойно, быстро адаптируетесь к изменяющимся ситуациям, и ваше общение заканчивается с тем результатом, который для вас желателен. Ну, уж точно без ссор и точно без конфликтов. И когда вы этот путь пройдёте, уже не возникает такого ощущения, что случилась какая-то ситуация, и вы «зависаете» и растерялись. «А что мне сейчас в моменте ответить?» Появляется беспокойство, непонимание что делать, что говорить, или выстрелила агрессия по привычке. То есть, когда мы привыкаем реагировать экологично, то нужные слова, словно сами собой, приходят на ум. Тебе уже не нужно напрягаться, думать, как ответить. У тебя уже есть натренированность, и ответ сам рождается, потому что навык уже сформировался в безопасной среде. И это становится как «зубы почистить».
И, опять же, на этом примере, как ребенка вы учите чистить зубы? Сперва даете знания (зачем нужно чистить зубы, что будет если этого не делать, а какие они будут красивые и здоровые, если их чистить), то есть вы красиво рассказываете и даёте ребёнку информацию, что нужно чистить зубы утром и вечером. Сообщили ему информацию. Но после того, что вы ему сказали, он будет чистить зубы? Вряд ли.
Дальше вы переходите ко второму этапу – умению. Вместе с ребёнком покупаете ему щёточку, показываете как выдавить пасту, как чистить спереди, сзади, сбоку, как полоскать ротик. Вместе с ним это делаете 2-3 раза. Формируете умение. Сформировали умение – всё. Видите, что ребенок научился.
Переходите к третьему – формирование навыка с помощью многократных повторений. «А ты почистил зубы? Давай пойдем зубки чистить». Сколько надо, столько и напоминаете – многократно. Я думаю, вы весь этот путь проходили, напомнить ребенку о каком-то деле, чтобы у него этот навык сформировался. И вот в один прекрасный момент наконец-то он идёт и чистит зубы без вашего напоминания. Вот она, привычка сформировалась – ура!
Именно так мы приходим к любому результату. И это, кстати, касается, не только встраивания знаний по эмоциональному интеллекту, а вообще любых. Вот в школе загрузили знаниями, а почему нет результата? Потому что остальные этапы не проходятся. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал в чём-то успешным – идите по этой схеме и результат будет 100%!
Сейчас вокруг нас такой океан информации, просто бездна информации, огромное количество.
Но вот как вычленить информацию, которая нам нужна в данный момент, сейчас? Вот в этом сложность. И, к сожалению, есть много шикарной информации. Но из-за того, что её много, она обесценивается. А без понимания, как использовать эти знания, без понимания конкретных техник, просто знания вообще ничего не дают.
Выйти же на какой-то новый уровень детско-родительских отношений, да и просто отношение к миру, людям, себе, на основе только знаний – очень проблематично, поэтому я всем советую при получении знаний сразу задавать вопросы: как дальше я эти знания могу применить в жизни, какое умение мне надо сформировать, чтобы это знание принесло пользу? И потом нам понадобиться качество трудолюбия, чтобы это умение сформировать в навык с помощью частых повторений, а вот привычка – это уже результат.
Поэтому мне так хочется донести до всех: родителей, до людей как важно научиться встраивать знания в жизнь. И вот знания по эмоциональному интеллекту, их тоже надо учиться встраивать по этой же схеме, через умение и навыки, а потом уже развивать его в дальнейшем. И расскажу коротко сейчас о четырёх ступенях эмоционального интеллекта, это такие уровни:
- первая ступень - это в целом осознание своих эмоций в моменте. Вы у себя спрашиваете «а что я сейчас чувствую?» и вы знаете что ответить. Это первая способность эмоционального интеллекта, когда вы знаете, что сейчас чувствуете и можете себе ответить. Не все могут даже первую ступень определить.
- вторая ступень - это уже способность управлять своими эмоциями. Мы можем, если мы чувствуем какой-то дискомфорт, понять причину возникновения той или иной эмоции, а понимание причин уже очень часто само трансформирует эмоцию негативную в позитивную, то есть второй уровень – это управление собой, своим эмоциональным состоянием.
- третий уровень для продвинутых – это способность понимать, что чувствует другой человек. То есть мы видим, предполагаем, уточняем, что чувствует другой человек, в каком он сейчас эмоциональном состоянии.
- четвёртый, самый высокий и крутой уровень – это способность управлять другими людьми. Способность управлять другим человеком, например, в плане воспитания.
Вот такие четыре уровня способностей эмоционально интеллекта существуют. И по чуть-чуть мы от первого уровня идем все выше и выше, и развиваемся по 4 направлениям.
Я надеюсь, что эта информация была для вас полезна. И тех, кому интересно в этом разбираться, кто чувствует, насколько эта тема важная и ценная, я приглашаю на занятия с тренажёром «Скул Кидз» онлайн. Если вам интересно попробовать разобраться в этой теме, то можете написать мне личное сообщение «хочу на занятия с тренажёром», либо просто «хочу на игру» и дальше я напишу условия, где мы будем собираться и как будет проходить это занятие. Так что буду рада участникам! Обычно на такое занятие я беру трёх человек. Мы занимаемся час, если немного больше, четыре-пять человек, то можем полтора часа прозаниматься, потому что мне хочется, чтобы у каждого была возможность говорить, потренировать формулировки общения и способы реагирования на разные ситуации, которые мы будем осваивать вот в этом нашем безопасном формате.
Педагог-психолог Ольга Щепина - https://vk.com/o.shepina