Умение считать в уме – главный навык, который следует развивать у детей с самого раннего возраста. По важности он находится на одном уровне с умением читать и писать. Педагог начальных классов, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа Дарья Маркова рассказывает, как научить ребенка устному счету.
С какого возраста развивать у детей устный счет?
Основное развитие мозговой деятельности ребенка начинается в период с пяти до семи лет. Обучать детей складывать и вычитать однозначные числа можно начинать раньше.
От двух до четырех лет важно развивать в ребенке любознательность. Это можно сделать с помощью кубиков, конструкторов или пирамидок. Несколько раз покажите ребенку, как собирать пирамидку из колец, и вы увидите, что скоро он запомнит порядок действий и сможет его повторить. Это будет не сразу, а только тогда, когда ребенок проявит усидчивость и упорство.
Не торопите ребенка. Не мешайте и не выполняйте работу за него. Если понадобится помощь, он обратится к вам, и тогда подробно и наглядно все объясните.
С трех лет ребенок может запоминать простые алгоритмы действий и даже иногда воспроизводить их. В этот момент у ребенка и появляется интерес к счету и вычислениям. Каждому родителю необходимо просто поддерживать интерес ребенка с помощью веселых и интересных заданий, обязательно в игровой форме.
С четырех лет можно учиться считать до 10 и обратно, складывать и вычитать.
Но как правильно обучать детей устному счету? Дарья Маркова предлагает пять правил, которые помогут детям успешно овладеть этим навыком.
Первое правило – небольшое по времени занятие. Ребенок может воспринимать новую информацию не более 10 минут. Идеально, если вы будете выделять время на занятия три раза в день (например, в 10, 13 и 17 часов). При этом все занятия проводите в игровой форме и не давите на ребенка.
Второе правило – отдых. Не заставляйте ребенка заниматься на протяжении всего дня. Пусть он отдыхает между занятиями: играет сам или с друзьями, гуляет, смотрит любимые мультфильмы.
Третье правило – поддержка. У детей не всегда все получается с первого раза. Некоторым необходимо больше времени или повторно показать образец. Следует подбирать материал по силам ребенка, не надо давать сразу сложные задания. Если вы видите, что ребенок расстраивается из-за ошибок, то подбодрите его. Разберите вместе сложный пример или задачу и дайте на закрепление аналогичную. Не забывайте про физкультминутки, где вы можете считать физические упражнения.
Четвертое правило – повторение. При систематических занятиях не забывайте повторять ранее изученный материал. Для этого не надо много времени, можно выделить 2–3 минуты утром или вечером. Спросите ребенка о том, что проходили сегодня, и попросите повторить, например, счет или последовательность каких-либо действий. Повторение – это основа успешного усвоения материала.
И последнее, пятое правило – радость от знаний. Ребенок хорошо запоминает то, что понимает, особенно если материал преподносится в интересной форме, например в виде игры. Тогда он будет тянуться к новым знаниям. Во время обучения убедитесь, что малыш разбирается во всем том, о чем идет речь. Не ругайте ребенка из-за ошибки. Пусть малыш ощущает ваше тепло, заботу и сильную поддержку.
Важно развивать навык устного счета у детей с самого раннего возраста. Это поможет им не только в учебе, но и в повседневной жизни. Будущие успехи в математике зависят от тех навыков, которые дети приобретут на этапе начального обучения. Родители и педагоги имеют большую ответственность за формирование основ этого важного навыка и должны подходить к этому процессу с пониманием и терпением.